“Посмотри, какая интересная женщина, я бы ее вылепил”

24 ноября, 2015 - 14:51

Месяц назад, 24 октября, “НВ” опубликовала рассказ “В поисках съемной квартиры” Сусанны АРУТЮНЯН, проживающей в Москве. Как оказалось, она дочь Ара АРУТЮНЯНА (1928-1999) — известного скульптора, члена Академии художеств СССР и РФ, народного художника Армении. За званиями — огромное художественное наследие, более 40 монументальных работ в Армении, Франции, России, Италии, в других странах.

Множество великолепных станковых произведений, прежде всего портретов, а также графики — крепких виртуозных рисунков. Благодаря Ара Арутюняну в современной Армении появились сюжетные рельефы, крепко связанные с архитектурой общественных зданий и памятников. Среди них такие знаковые работы, как Сардарапатский комплекс, рельефы Театра им. Г.Сундукяна, монумент воинов 89-й Таманской дивизии, портал Музея “Эребуни”, памятника-музей Муса-Лер, памятники Саят-Нове, Комитасу, Мисаку Манушяну (Франция), памятник-указатель в Гегарде, наконец он автор символа Еревана, — монумента “Мать Армения”. О творчестве Ара Арутюняна, о его работах восторженно отзывались крупнейшие советские искусствоведы. Сусанна Арутюнян, работающая над книгой об отце, эксклюзивно предложила “НВ” отрывки своих воспоминаний, которые мы с благодарностью приняли и предлагаем своим читателям. Память о замечательном Артисте, так много сделавшем для армянской культуры, должна быть жива.

...Я открываю глаза от яркого света пронизывающих солнечных лучей. На меня смотрит лучезарно улыбающийся мужчина. Это папа. Круглое лицо, усы, взлетающие вверх от широкой улыбки, глаза светятся счастьем. Радость при виде меня — я, очевидно, еще в младенческом возрасте нахожусь на руках у мамы — у него безудержная и всепоглощающая. Первый положительный заряд, полученный мною от него, — мир прекрасен! Давай, просыпайся, начинай радоваться жизни.

Почти каждое утро в школьные, студенческие годы необыкновенный энергетический мощный заряд, поступавший от папы, определял мое настроение дня.

Вот я прыгаю в дворике у дома. Мне семь лет. Со стороны улицы появляется папа. На раскрытой ладони несет, раскачивая, ярко-красную неваляшку; она неустойчивая и перекатывается из стороны в сторону. Шарики внутри игрушки бьются друг о друга, и от нее исходит звук — для меня он волшебный, захватывающий.

Бегу — пахнет от него удивительно: немного лета, солнца, ни на что не похожий запах мастерской.

...Папа притащил домой живого поросенка. Поросенок - чистый, розовый. Его отпустили гулять по всей квартире. Поросенок тычется мордой о диван. Папа хохочет, называет его разными человеческими именами... “Очеловеченная” свинюшка стала членом нашей семьи.

...Собираюсь спать. Папа садится на кровать и рассказывает очередную серию про кота по имени Шибзик. Это сказочный персонаж, специально придуманный для меня. Истории про кота Шибзика я слушала с открытым ртом, ловя каждое слово. Папин талант фантазировать воплощался в коротких историях об этом шкодливом коте, немного наивном, немного хулиганистом, остроумном и проворном. Шибзик то и дело попадал в какие-то передряги, из которых ловко выпутывался. Он встречался с ребятами с нашего двора и с папой, у которого интересовался моими делами... Папа передавал мне от него приветы, рассказ прерывался на самом интересном месте, и я засыпала в ожидании следующего.

...Он обожал готовить, считал профессию повара особой. Рано утром выезжал на рынок, даже ездил за город, чтобы привезти парное мясо. Мы просыпались от звука и запаха скворчащего на сковородке жареного мяса. Папа кричал: “Подаю на стол!!!” На кухне очень ловко, за несколько секунд, обжаривал огромные куски стейка, бросал на них несколько живописных веточек зелени и подавал мне, еще не успевшей продрать глаза ото сна.

...Папа возвращается домой. Сегодня удачный день — ему удалась голова Саят-Новы. День отмечен распитием красного вина в мастерской среди учеников, обожавших своего учителя. Выпив, он превращался в блестящего артиста, разыгрывающего для нас неожиданные сценки. На этот раз он превратился в пианиста. Дома был очень хороший инструмент — немецкий Rosler. Папа садится за пианино и начинает играть; играет выразительно, льется мелодия, пальцы бегают по клавишам... Встает — я в восторге аплодирую. При этом он полностью импровизирует, не зная ни одной ноты.



* * *

...Он долго работал над памятником “Мать Армения”. Создание монументальных работ требовало концентрации сил и энергии. Папа дневал и ночевал в мастерской, приходил за полночь, ложился уставший, вытянув натруженные от долгого стояния ноги. Рубашка, плечи, голова обсыпаны гипсовой пылью. Я заглядываю к нему в комнату, не решаясь тревожить в минуты отдыха. Потом, через много лет, нещадная эксплуатация ног, да и безраздельная отдача работе отразятся на его здоровье.

Символ Еревана — фигуру “Матери Армении” из чеканной меди высотой в 22 метра в парк “Ахтанак” перевозили ночью по ереванским улицам на бронетранспортере. Высота монумента вместе с пьедесталом — 54 метра. Скульптуру отличают стилизованная форма рук, строгий силуэт одежды. На лбу блестит покрытый сусальным золотом шарообразный знак. Правая рука согнута четко под прямым углом. Фигура характеризует мощь и силу защитницы Родины.

С возведением памятника “Мать Армения” сбылось одно из удивительных предсказаний папы, обладавшего необыкновенной интуицией и даром предвидения. Вспоминают, что при демонтаже статуи Сталина (теперь уже мало кто знает, что на том же пьедестале стоял бронзовый “вождь всех народов”) папа неожиданно сказал: “Здесь будет памятник моей работы!”

Выдающийся историк А.Манфред, автор, широко известный своими фундаментальными трудами об истории Франции, в 1968 г. посетил Армению. Во введении к книге “Наполеон Бонапарт” (издание на армянском языке, 1975 г.) он с нескрываемым восторгом пишет о том впечатлении, которое на него произвел монумент “Мать-Армения”, “поражающий силой воздействия и высокохудожественной значимостью”.



* * *

Претворяя свои новые замыслы, папа тщательно отрабатывал каждый фрагмент будущего произведения. Бесчисленное количество эскизов и зарисовок было сделано при создании грандиозного комплекса “Сардарапатская битва”. Он вновь и вновь отшлифовывал композиции и детали, добиваясь предельной выразительности и силы. Эти графические листы приобрели самостоятельное значение. В. Цельтнер пишет: “Его крылатые кони, орел на стене Победы в ансамбле “Сардарапатская битва”, разгневанный лев на фасаде Музея Эребуни почти геральдичны”.

Папина сумасшедшая работоспособность, азарт в творчестве, полное подчинение окружающего мира своему искусству заглушали все существующее вокруг. Он ничего не видел, а главное, не чувствовал в момент, когда рисовал или ваял. Ничего, что не касалось сути его творческой фантазии, даже боли! Еще будучи студентом, едва ли не круглосуточно работая над памятником Комитасу, он простоял в ботинке, в который каким-то образом попала связка ключей. Только после завершения работы папа с удивлением обнаружил в ботинке предмет, так сильно давивший на пальцы ног. Памятник выиграл конкурс и был установлен на могиле великого композитора в пантеоне деятелей армянской культуры. Таким образом, по словам Александра Каменского, он был удостоен высокой национальной чести. Образ гениального композитора лейтмотивом проносится через всю творческую биографию отца. Я помню, с какой горечью и состраданием рассказывал он о драматической судьбе музыканта, пережившего трагедию геноцида.



* * *

Он родился в семье музыканта; его отец, мой дед, играл в оркестре Армянской филармонии и пел в хоре Госоперного театра, художественным руководителем и главным дирижером которого был Константин Сараджев. Способность определять чуть ли не с первых тактов любое классическое произведение передалась папе по наследству. В мастерской он слушал классику; последняя виниловая пластинка так и осталась в проигрывателе — это концерт N 21 Моцарта.

Странное совпадение: первый диск, который я не глядя купила после его смерти, был Моцарт с тем же концертом. Мистика!.. Папа верил в мистику, постоянно читал гороскопы. Наряду с настольной книгой, которую он перечитывал годами — “Разговоры с Гете” Эккермана, философской и сложной, а также с сочинениями Плутарха и Тацита, — папа зачитывался астрономическими предсказаниями и беспрекословно в них верил. Его карманы были набиты бумажками с обычными гороскопическими прогнозами. Каждый кандидат на место моего избранника выверялся на предмет совместимости гороскопов, и не только.

Согласно восточному гороскопу, папа родился в год Дракона, а по знаку зодиака он Овен. Совмещение двух этих знаков, которые дополняли и усиливали качества друг друга, образовывало знак сверхдракона. Я убеждена, что по силе духа, способности и упорству в достижении поставленных целей папа действительно был сверхдраконом. Мистический дракон постоянно витал над нами.

В отцовской биографии неизменно присутствует магическое повторение некоторых чисел. Папа родился 28 марта 1928 года. Месяц и знак зодиака самых знаменитых и одаренных людей. Умер папа 28 февраля, не дожив до своего победоносного 2000 года — года Дракона, который всегда и во всем приносил ему удачу. Сороковины устраивали в день его рождения, 28 марта. 28 марта родилась и мама, с которой он прожил 46 лет. В 1988 году — в год Дракона — он стал профессором, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, была осуществлена его давнишняя мечта — открылся памятник Комитасу в сквере у Консерватории. В том же году на его счастье я, великовозрастная дочка, вдруг неожиданно вышла замуж, чему он очень непосредственно и открыто радовался. Но разве я могла легко найти себе избранника, если каждое слово и мысли моих потенциальных женихов соотносились с папиными мыслями и философией, его образом жизни?.. Похожих людей, конечно же, и близко не было.



* * *

В том же 1988 году папа изваял бюст президента Филиппин Корасон Акино и получил орден Дружбы народов от тогдашнего министра иностранных дел СССР.

История с Корасон была поистине фантастичной. Был обычный ереванский вечер, мы сидели у телевизора. В новостях сообщили: на смену свергнутому филиппинскому президенту Фердинанду Маркосу, который был известен как один из самых коррумпированных правителей, пришла первая в истории стран Азии женщина-президент. Папа обратился ко мне: “Посмотри, какая интересная женщина, я бы ее вылепил”. В 1988 году по линии Союза художников папа едет в Сингапур и на Филиппины. Оказавшись на приеме в посольстве СССР, папа, не привыкший делать долгие перерывы в работе, рассказал о своем замысле. На следующий день его пригласили в президентский дворец он уже был приглашен во дворец Малаканьян на прием. Корасон Акино училась на отделении искусств в Нью-Йорке, ее сильно заинтересовало желание мастера. Вылепил папа бюст Корасон буквально за два сеанса, причем скульптурная глина была заменена каким-то схожим составом, тщательно обработанным папиными руками. Портрет Корасон был готов и преподнесен ей в дар от Советского Союза. В результате президент Акино приняла верительные грамоты от нового посла СССР, можно сказать, с легкой руки папы значительно улучшились дипломатические отношения между странами,

Взаимная симпатия Корасон и папы угадывается даже на фотографии, сделанной во время сеанса. Папа потом долго и театрально рассказывал о своей любви к прекрасной Корасон (в переводе с испанского ее имя означает “сердце”), которую он, как и граф Резанов свою Кончиту из рок-оперы “Юнона и Авось” — это сравнение папа приводил с особой гордостью, — уже никогда не увидит.



* * *

Обладая обостренной интуицией, папа мог неожиданно предсказывать будущее и заглядывать в прошлое. Однажды в ресторане он взял в руки кофейную чашку незнакомой женщины и рассказал всю историю ее жизни. У женщины от удивления навернулись слезы на глаза.

Он всегда точно определял художественную значимость произведения, будь то изобразительное искусство, музыка или кино. Теперь я понимаю, насколько ценны были его высказывания, выдержавшие испытание временем: уже сбылись многие и многие его предсказания. Казалось, он опережает время. Одной из последних монументальных работ стал памятник “Рабочему”. Мощная и стремительная в своем движении вперед фигура, исполненная в чугуне, была олицетворением силы человеческого духа. В.Цельтнер писал: “Скульптор воплощает здесь самый притягательный для себя героический образ, храня при этом верность правде жизни, постигнутой им за долгие годы. Редко ему удавалось собрать воедино столько реалий нынешнего времени; они сделали образ современного рабочего особенно достоверным. Но главное в монументе, конечно, не этот набор внешних примет эпохи. Все самое существенное в нем, как во всех лучших работах Арутюняна, переложено на язык пластики — язык объемов, масс, форм. Это как бы само наше время, его движение, исполненный уверенности рабочий марш”. С установлением памятника в рабочем районе Еревана на неуютной и пустой территории образовалось осмысленное пространство, названное площадью Труда.

Режиссер Марк Захаров справедливо отмечает: “В момент создания произведения его общественная оценка, как правило, противоречива. Даже ценность гениального произведения не очевидна. Нужна пауза, чтобы выносить вердикт произведению: время дает возможность объективной оценки того или иного явления в искусстве”. Созданием этого памятника папа во многом предопределил появление новых тенденций в современной скульптуре.

В 90-е годы, в годы блокады и разрухи, неудавшиеся чиновники-казнокрады, доведшие страну до нищеты, пытаясь снять напряжение, обусловленное недовольством властью, организовали кампанию против памятника. Дома раздался телефонный звонок. Мстительный голос сообщил: “Памятник Рабочему разбит и растаскан по частям”. Новость нанесла страшный удар творцу, вложившему душу в свою работу. Папа очень тяжело переживал этот акт вандализма. Площадь потеряла смысл и значение, сейчас на ней обосновались лавочки и торговые точки... Вплоть до наших дней.



* * *

Судьбы людей, которых лепил папа, захватывали его, он переживал за них до глубины души. В 1976 году (год Дракона) по просьбе Советского комитета ветеранов войны он выполнил памятник Мисаку Манушяну — руководителю отряда антифашистского Сопротивления во Франции в годы Второй мировой войны, Солдату Свободы, как его называли, национальному герою Франции. В группе Манушяна были евреи, поляки, испанцы, итальянцы, армяне. Папа восхищенно рассказывал мне о смелом и отчаянном Мисаке, который выходил против немцев без оружия. От одного его вида немцы бросались врассыпную. Схватив, фашисты подвергли его страшным пыткам и казнили в преддверии победы в 1944 г. Памятник в виде армянского хачкара стоит сейчас на кладбище в пригороде Парижа Иври. Бронзовая голова Мисака помещена внутри хачкара; она настолько выразительна, что когда мы с мужем по прошествии многих лет спросили у таксиста-француза, как проехать к памятнику, и пытались объяснить, кто такой Мисак Манушян, таксист выскочил из машины и очень похоже изобразил Манушяна, дав понять, что видел памятник. Надпись, высеченная на камне, гласит: “Слава тому, кто погиб за то, чтобы жила Франция”.



* * *

Папа добивался всего в жизни самостоятельно, не полагаясь ни на кого; начиная с самых юных лет он управлял жизнью и даже смертью. Образ орла со сложенными крыльями, созданный папой из красного туфа, стал великолепным памятником — надгробием на его же могиле.

Патриотизм, любовь к родине, к своему народу были не простыми словами. Он обожал Армению. Его имя Ара объединено одним корнем со многими знаковыми словами в армянском языке — “Арарат”, “Армения”, “арев” (солнце). Ни одна сила не могла разлучить его с родной страной. В страшные холодные и голодные перестроечные годы, когда рухнуло все, все накопления превратились в копейки, папа и слышать не хотел об отъезде за рубеж. Он искренне верил, что живет на самой прекрасной и великой земле.

Конечно, он был настоящим художником, абсолютно не понимавшим ничего в бытовой жизни. Родственники никак не могли осознать, как можно забывать и путать имена близких людей, вообще не ходить на дни рождения, не придавать никакого значения своему внешнему виду, одежде, часами пропадать в мастерской, не замечая вокруг себя годами копившегося хлама.

Чувство юмора и артистический дар папы придавали особый колорит жизни нашей семьи. Однажды, придя домой, он стал называть маму каким-то странным для нас именем Лола. Мы недоумевали. А папа очень серьезно продолжал: “Лола, хорошо выглядишь”, “Лола, принеси фрукты” и так далее. Потом мы, уже привыкнув к этой странности, спросили: “Почему Лола?” Папа ответил: “Вы знаете, среди людей из артистического мира принято разводиться, менять жен и любовниц, объясняя это необходимостью обновления жизни и творческого вдохновения. У меня нет на это времени. Надо устанавливать отношения с новыми родственниками, дружить с ними. Поменяв имя мамы, я представляю, что у меня уже появилась новая жена, муза или как хотите, — так проще...”.

Французский художник-армянин, действительный член французской Академии художеств Гарзу, преподнося одну из своих картин в дар маме (родители гостили у него в Париже), под впечатлением этой истории указал в надписи имя “Лола”.

Иногда папа совершал интересные и неожиданные языковые экзерсисы, особенно когда говорил на русском языке; при этом убеждал нас, что говорит на старославянском. Часто путая ударение в словах, он все переводил в замысловатую словесную игру. Как-то в ленинградском ресторане, попросив у официантки принести пепельницу, он допустил ошибку в ударении — “пепЕльница”. Когда кто-то за столом сделал замечание, он нарочито громко повторил — “пепельнИца”, а под конец уже на весь ресторан кричал: “Принесите пепельницУ!!” Мы, сидя за столом, покатывались от смеха.



* * *

Папа очень остро чувствовал и улавливал все новое и передовое, особенно в музыке, театре. В начале 70-х годов он в качестве руководителя тургруппы, составленной из художников союзных республик, поехал в Лондон. Тогда в Британском королевском театре шли спектакли первой рок-оперы “Иисус Христос - Суперзвезда”. Папа сразу же обратил внимание на афиши и организовал посещение всей группой спектакля. Учитывая информационную скудость тех времен, увиденное поразило воображение людей. Потом они еще долго благодарили его за предоставленную им возможность.

Папины руки были отражением его мудрости, неповторимости и таланта. Всегда теплые, с красивыми, немного изогнутыми вправо пальцами, с неизменными остатками глины, руки мастера. Крупнейшие советские арт-критики, историки искусства, такие как В.Цельтнер, А.Каменский, Г.Кнабе, С.Орлов и другие, высоко оценивали масштаб и художественную значимость его творческого наследия.

“Архитектурное и скульптурное решение произведений Арутюняна определяют живописно-пластическую выразительность современного Еревана, язык его символов и исторических ассоциаций”, — пишет А.Каменский.

“Искусство Ара Арутюняна являет собой прежде всего органичное, ничем не нарушаемое единство. Он один из тех мастеров, кто определил направление художественных исканий и утвердил новые идеалы искусства в живой творческой практике”, — считает В.Цельтнер.

“Художник обладал даром мысленно проникать в судьбы людей, народов, в атмосферу недавних и отдаленных исторических эпох. В его скульптурах оживали образы восточной мифологии. Он артистично, авторски претворял традиции древневосточного монументального искусства. Он создал свой яркий, оригинальный стиль.

“Мастерство, высокое душевное стремление, неукротимая энергия, оригинальность мысли ощутимы во всех его произведениях”, — пишет член-корреспондент Российской академии художеств искусствовед Сергей Орлов.

“По чистоте и целомудренности изображения женского тела рисунки Арутюняна сродни боттичеллевским и джорджоновским работам”, — отмечает искусствовед С.Капланова.

На снимках: портрет Мгера Мкртчяна; Москва, ЦДХ, выставка А.Арутюняна 1983г.; “Саят-Нова”.

Комментарии

После этих воспоминаний у меня стало как то тепло на душе.Глубокий поклон автору

Спасибо большое за Ваши комментарии. Это первая часть воспоминаний об отце, весь объем вышел книжкой " Папин солнце". С уважением , Сусанна

"На более чем 40 монументальных работ" Большому Художнику и понадобилось более чем 40 благостных лет.Мой поклон его памяти

После этих воспоминаний у меня стало как то тепло на душе.Глубокий поклон автору

После этих воспоминаний у меня стало как то тепло на душе.Глубокий поклон автору

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image