ПОЛИТИКА БАКУ ПО РАЗЖИГАНИЮ ВРАЖДЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НЕ НОВА

26 января, 2017 - 00:37

В СМИ в последнее время вновь появились материалы о провокационной деятельности азербайджанской агентуры в Средней Азии, которая пытается разжигать  в странах региона антиармянские настроения.  Эти материалы были перепечатаны и на нашем сайте. Речь идет о псевдоученых, которые пытаются представить местной общественности свои «научные труды» про «армян-дашнаков»,  якобы осуществлявших в 20-е годы массовые убийства мусульман. Отрадно, что подобные искажения стали предметом интереса со стороны соответствующих органов Узбекистана.

Между тем, хотелось бы напомнить читателю, что подобная политика Баку далеко не нова, а активно осуществлялась ещё в советское время. В этой связи предлагаем вашему вниманию фрагмент из книги Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи» (из главы 11 «Кровавый январь 1990 года»).

 *   *   *

 После января: погромы на экспорт

 Между тем, организаторы армянских погромов  в Баку пытались экспортировать их и за Каспий, где после всесоюзной демонстрации безнаказанности сумгаитских погромщиков Кремль получил новые вызовы в виде резни в Фергане (Узбекистан) и погромов в Новом Узене (Казахстан).

На рубеже 1989-1990 годов в ряде городов республик Средней Азии стали появляться многочисленные эмиссары из Баку, которые вели среди молодежи, прежде всего учащихся ПТУ (профессионально-технических училищ) и техникумов агитацию в пользу расправы над «иноверцами и врагами ислама». Готовым на акции, прежде всего против местного армянского населения, раздавались деньги.

Подобные акции готовились в столице Таджикской ССР Душанбе, а также в узбекских городах Самарканд и Андижан, где еще с XIX  века проживало немало армян, принимавших активное участие наряду с русскими, греками и немцами в освоении Закаспийского и Туркестанского краев.

Социальная напряженность, десятилетиями царившая в этих и многих других городах советской Средней Азии, позволила организаторам беспорядков добиться в ряде мест некоторых успехов. В частности, брожение в Душанбе вылилось 11-13 февраля 1990 года в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами и грабежами.

Катализатором событий  в Душанбе вновь послужила информационная провокация. В середине января в Душанбе самолетом из Баку были вывезены несколько десятков беженцев-армян. Предполагалось лишь временно разместить их в таджикской столице для дальнейшей отправки в Ереван, поскольку среди них были нетранспортабельные раненые и больные. Однако тут же был распущен слух, что в республику прибыли «пять тысяч» армян-беженцев из Баку, и им-де выделяют квартиры в новостройках.

Этот провокационный слух буквально взорвал обстановку, исподволь уже длительное время целенаправленно подогревавшуюся эмиссарами из Баку, которые, по свидетельствам местных жителей, выступали в мечетях, встречались с молодежью. При этом самих Бакинских беженцев накануне уже отправили из Душанбе самолетом в  Ереван.

Однако об армянах вообще очень быстро забыли, и беспорядки, начавшиеся под предлогом изгнания армянских беженцев, якобы претендующих на квартиры, вскоре вылились в банальные погромы и грабежи под антиправительственными и происламскими лозунгами. В ходе беспорядков, по официальным данным, погибли 20 человек, около 600 были ранены, из них 74 получили огнестрельные ранения[1].

Далеко не большинство пострадавших от погромов были горожанами «нетитульной нации». Среди не столь многочисленных местных армян жертв и вовсе не было, но многие из 5 тысяч горожан-армян все же решили навсегда покинуть Душанбе.

По свидетельствам приехавшим в Ереван из Таджикской ССР армян, приезжим организаторам беспорядков не удалось повернуть их в нужное «антиармянское русло» по ряду объективных причин.

«В душанбинских погромах явно прослеживается бакинский «след», - сказал вскоре после беспорядков житель Душанбе Араик Вартанян, - Но разница в том, что в отличие от Азербайджана, руководство Таджикистана не принимало участия в этой анитиармянской истерии и  даже пыталось нам помочь»[2].

Впоследствии появились все новые свидетельства о том, что попытки спровоцировать антиармянские выступления  сразу в ряде городов Средней Азии готовились именно эмиссарами из Баку.

Так, 9 февраля президиум неформальной организации «Растохез» обратился с письмом  в ЦК КП Таджикистана, в котором до сведения руководства республики доводилось, что по городу ходят приезжие люди и призывают к армянским погромам.

16 февраля, уже после введения чрезвычайного положения в Душанбе, некто Тагир Джафаров, член НФА пытался на площади Ленина организовать группу молодых таджиков на митинг против введения чрезвычайного положения.

23 февраля в главном корпусе Таджикского политехнического института была задержана за распространение фотографий и печатной продукции провокационного характера жительница Баку, преподаватель одного из бакинских вузов М.Низаметдинова.

Отдельные провокационные заявления на митинге 11 февраля, предшествовавшем беспорядкам, были приведены его очевидцами спецкору армянской республиканской газеты «Коммунист», побывавшему в Душанбе уже после беспорядков.

«Я недавно вернулся из командировки в Ереван, где договаривался о поставках к нам автофургонов ЕрАЗ. Но на заводе мне ответили, что мусульманам машины продавать не будут». «Халаты, которые мы посылали для людей пострадавших от землетрясения, используют там как ветошь и тряпки»[3].

А в марте в Душанбе пошел гулять слух, что в Армянской ССР, в зоне бедствия убит строитель-таджик[4].

Тем не менее, в целом попытка НФА «экспортировать» бакинские погромы в Душанбе провалилась. В значительной мере это было связано с иными национальными устремлениями таджикского общества. К. Халиков, заместитель председателя «Растохеза»,  сказал в интервью ереванскому журналисту: «Мы всегда подчеркивали, что отвергаем и осуждаем методы, принятые на вооружение Народным фронтом Азербайджана. Нас тревожат пантюркистские настроения в Азербайджане, потому как пантюркизм был всегда направлен и против таджиков. Нам ближе и понятнее стремление народа Армении и Карабаха к воссоединению»[5].

 Между тем, сразу же по горячим следам событий президиум Академии наук Таджикской СССР направил в адрес президента Академии наук Армянской ССР всемирно известного академика-астрофизика Виктора Амбарцумяна письмо, опубликованное 20 февраля практически во всем армянских СМИ. В письме, от имени научной общественности приносились извинения «за провокационные действия темных сил, втянувших группу неискушенной таджикской молодежи в антиармянскую акцию», говорилось, что «эти действия получили решительное осуждение общественности республики»[6].

 Кстати, как и в Баку, в Душанбе союзные власти проявили слабоволие, действовали с опозданием и заботились не столько о жизни граждан, сколько о сохранении власти. Так, корреспондент профсоюзной газеты «Труд» в репортаже из Душанбе отмечал: «И жертв, и  погромов могло быть меньше. Вывод такой делаю потому, что в полночь был в здании ЦК Компартии Таджикистана и видел там сотни «спецназовцев» и солдат внутренних войск, державших там круговую оборону. Многие «спецназовцы» спали прямо на ковровых дорожках коридоров. А в это время шли погромы в микрорайонах на окраине города, там некому было защитить людей»[7].

Между тем, провокации, аналогичные душанбинским, в тот же период имели  место и в соседнем Узбекистане.

После ввода армии в Баку и ее столкновений с отрядами НФА лидеры последней начали распространять разного рода слухи с целью возбудить антиармянские и антирусские настроения в Узбекистане. Так, в адрес ряда республиканских организаций, в том числе и в военный комиссариат, пришли телеграммы за подписью представителей НФА. В них утверждалось, что якобы в Сальянских казармах Бакинского военного гарнизона в результате ссоры между военнослужащими-русскими и представителями ряда других национальностей возникла перестрелка, в результате которой якобы погибли 56 узбеков[8].

16 февраля 1990-го пресс-центр МВД СССР сообщал, что в Узбекской ССР, в граничащих с Таджикской ССР регионах «осложнилась оперативная обстановка. Чаще стали появляться листовки о якобы происходящем расселении беженцев из Азербайджана и предоставлении им жилой площади… В Самарканде обнаружено еще 30 листовок антиармянского содержания. В Сиабском районе 14 февраля оштрафован на 500 рублей И. Б. Гусейнов, который 13 февраля в гостинице «Самарканд» высказывался за изгнание армян и применение к ним силы»[9].

Выступая на сессии Верховного Совета СССР, министр внутренних В.Бакатин и шеф КГБ СССР В.Крючков поведали, что эмиссары НФА прилагали усилии с целью организации антиармянских акций в Самарканде[10].

Попытка проведения акции против местных армян имела место и в Андижане, в мае 1990 года.

Как представляется, вся эта широкомасштабная деятельность азербайджанских националистов  вряд ли бы стала возможной в Средней Азии без оперативной помощи турецких спецслужб, исконно располагавших агентурой в «мусульманских», тем более тюркоязычных республиках Советского Союза, которые на полном серьезе рассматривались как зона влияния и ответственности Анкары в преддверии ожидавшегося распада СССР.



[1] «Обстановка нормализуется», «Известия», 19.02.1990 г.

[2] «По знакомому сценарию», республиканская газета «Коммунист» (Ереван),  17.02.1990 г.

[3] Т.Акопян. «Командировка в Таджикистан», «Коммунист», 27-28.03.1990 г.

[4] Там же.

[5] Там же

[6] «Известия», 20.02.1990 г.

[7] «Труд», 15.02.1990 г.

[8] «Рабочая трибуна», 01.02.1990 г.

[9] ТАСС-«Правда», 17.02.1990 г.

[10] «Коммунист», 29.03.1990 г.

 

Роман СЕВАНСКИЙ

Комментарии

Приветствую инициативу общественных организаций по искоренению деятельности мракобесов, разжигающих межнациональные отношения между мусульманскими и христианскими народами, живущими бок о бок столетиями. Выражаю уверенную надежду на то, что эти самые народы без "помощи" засланцев разберутся в своих отношениях

Пользуясь случаем хочу попросить администрацию сайта поместить материалы, детально освещающие сущность противоречий политического и экономического свойства между Баку и Анкарой. В создавшейся ситуации эти сведения прольют свет на возможные геополитические сдвиги в самом ближайшем будущем в Кавказском регионе.Прошу извинить меня, если сочтете мое обращение, граничащееся с дерзостью. Заранее благодарю и прочее.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО И СПЕЦСЛУЖБЫ УЗБЕКИСТАНА ПРЕКРАСНО ОСВЕДОМЛЕНЫ, ЧТО ВСЯ ЭТА «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ШУХРАТА САЛАМОВА В УЗБЕКИСТАНЕ БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО АЗЕРБАЙДЖАНОМ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА ПОСТРОЕНА ТАК, ЧТО МЫ ВСЕГДА ОСВЕДОМЛЕНЫ О ВСЕХ ТЕЛОДВИЖЕНИЯХ. МЫ, ТАКЖЕ ХОРОШО ЗНАЕМ, ЧТО В АКТИВНУЮ РОЛЬ В ВОПРОСЕ ПО ПОДДЕРЖКЕ АНТИАРМЯНСКОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ШУХРАТА САЛАМОВА, ОКАЗЫВАЛА И ОКАЗЫВАЕТ ПОСОЛЬСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ, И ОСНОВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ШЛО ОТТУДА. НА КАКОЙ-ТО ПЕРИОД, МЫ В УЗБЕКИСТАНЕ «ЗАКРЫВАЛИ» ГЛАЗА НА ТАКИЕ «ШАЛОСТИ». НО, ОБЪЕКТИВИЗМ, А ТАКЖЕ МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ НАШИХ СПЕЦСЛУЖБ, УКАЗАЛИ НА НЕДОПУСТИМОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЦЕНАРИЮ СПЕЦСЛУЖБ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА - АЗЕРБАЙДЖАНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЗБЕКИСТАН В СВОИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ И АНТИАРМЯНСКИХ ЦЕЛЯХ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ УЗБЕКИСТАНЕ СТОИТ ДОРОЖЕ, ЧЕМ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛ ШУХРАТ САЛАМОВ ЗА СВОИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРУДЫ» ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОТЕЛ ДОВЕСТИ ДО ВСЕХ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА:
- УЗБЕКИСТАН НЕБУДЕТ ВОВЛЕКАТЬСЯ В ТАКИЕ АВАНТЬЮРЫ;
- УГОЛОВНОГО ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ ШУХРАТА САЛАМОВА БУДЕТ ЗАКРЫТО;
- НЕОФИЦИАЛЬНО БУДЕТ ДОВЕДЕНО БЕСПОКОЙСТВО ДО СВЕДЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА, НЕ ПРЕВРАЩАТЬ УЗБЕКИСТАН В АРЕНУ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ И БОРЬБЫ.

Только одно непонятно! это официальное мнение Узбекистана или отдельного должностного лица спецслужб?! Всвязи с вышеизложенным, у меня такой вопрос: - Чем отличается «деятельность» «историка» Шухрата Саламова от деятельности активистов исламских фундаменталистов (в том числе Ал-Каида и ИГИЛ-а), которые стремятся превратить Узбекистан в пороховую бочку, изменив политический курс развития страны, и полностью сменив политический режим?

Восток дело тонкое… Но, узбеки – древний и мудрейший народ.

Азербайджанская пропаганда делала большую ставку на тюркскую и мусульманскую солидарность, и под этими лозунгами они хотели в Республиках Средней Азии продвигать свои лжеидеи, а также чисто азербайджанские методы по усилению армянофобии и разжиганию межнациональной розни. Ради этих идей, бакинские эмиссары готовы были пойти на любые жертвы и финансирование. Больше всего они рассчитывали на Узбекистан. Точно такие же лжеисторические факты и агитационные материалы, азербайджанские эмиссары, например, несколько лет назад распространяли в Казахстане. Но, реальная жизнь и историческая правда не позволили претворять в жизнь сумасшедшие идеи бакинских агитпровокаторов в Туркмении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Жаль что, азербайджанская сторона до сих не поняла одну истину, что армянские общины, проживающие в республиках Средней Азии, давно интегрированы во все сферы жизни этих государств. И казахи, узбеки, таджики, туркмены, киргизы, каждый день сталкиваясь с соседом армянином-врачом, армянином-сапожником, армянином-стоматологом, армянином-учителем, просто с обычными людьми, которые как и все граждане, живут и радуются вместе, когда грустно, вместе грустят и переживают (это когда умер Президент Узбекистана Ислам Каримов), НИКОГДА не поверят в фантастическую ложь Баку!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image