«Open Democracy»: У семьи Ильхама Алиева остается все меньше ресурсов для маневров – династия может быстро прерваться

16 марта, 2017 - 19:50

Весьма вольная ассоциация, возникающая при попытке описать специфику политического поля в Азербайджане, отсылает к образу наследственного «царского дома». Конечно, высшая власть в стране как бы избирается, но по сути она наследуется. По правилам «дома» у кормушки неизменно остаются члены одной и той же семьи, владеющие социальным и символическим капиталом, позволяющим доминировать в политическом поле на протяжении уже более двух десятков лет. Об этом на сайте «Open Democracy» пишет кандидат социологических наук, сотрудник Центра независимых социальных исследований в Берлине Сергей Румянцев.

Автор напоминает, что совсем недавно в Азербайджане была создана новая должность, укрепившая систему наследования высшей власти – в сентябре 2016 года, после очередного всенародного референдума по внесению изменений в Конституцию страны, появился институт первого вице-президента. На данную должность была назначена супруга президента Ильхама Алиева – Мехрибан Алиева. Таким образом, если с главой государства случится какая-нибудь неприятность, страну возглавит его амбициозная жена. В этом случае власть над Азербайджаном в третий раз может перейти по наследству к представителю семьи Алиевых.

«Точнее Алиевых-Пашаевых, если вспомнить о девичьей фамилии первого вице-президента. После смерти в 2003 году Гейдара Алиева - отца-основателя династии, члены семьи Мехрибан Алиевой, занимавшие видные государственные посты, еще более усилили свои позиции. О “клане Пашаевых” давно уже принято говорить, как о самостоятельной силе. Назначение на пост первого вице-президента не столько несомненный сигнал продолжающегося усиления Пашаевых, сколько констатация их высокого и прочного положения», - пишет Румянцев.

Так, в соответствии с правилами «дома» в основные преемники готовится сын нынешнего и внук предыдущего президентов – Гейдар Алиев младший. По мнению эксперта, можно с большой долей вероятности предположить, что не позже 2020 года, когда в очередной раз будут имитироваться свободные выборы в парламент страны, молодой Алиев окажется в кресле депутата, и таким будет первый шаг на пути объявления его официальным наследником.

Румянцев отмечает, что по конституции Азербайджан - это демократия во главе с президентом. Но, в то же время, реальная практика осуществления власти, предоставление мест в бюрократическом аппарате, и, главное, принципы передачи высшего поста из рук в руки, вызывают как множество аналогий, так, впрочем, и расхождений, с династическим государством.

«Вернувшийся в 1993 году во власть бывший высокопоставленный советский деятель Гейдар Алиев инициировал процесс реконструкции политического поля и утвердил авторитарный режим, переживший своего создателя. Ему также удалось основать династию, успешно монополизировавшую власть над страной и доминирующую в политическом поле», – подчеркивает эксперт.

В ноябре 1992 года Гейдар Алиев становится председателем партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), сменив советскую идеологию лозунгами популистского национализма. В отсутствие Политбюро сохранился принцип назначения главы государства бессменным председателем этой самой массовой в стране партии. За пару лет до вступления на пост президента Ильхам Алиев стал первым заместителем председателя партии (собственного отца). Как отмечает автор материала, все годы своего затянувшегося президентства, стартовавшего в 2003 году после смерти Гейдара Алиева, он, в свою очередь, являлся бессменным председателем партии, а Мехрибан Алиева - одним из его заместителей.

В декабре 2014 года глава администрации президента Рамиз Мехтиев сформулировал отношение власти к оппозиции в одной из своих программных статей. Применяя все более популярное на постсоветском пространстве понятие «пятая колонна», он приписал к ней всех активных правозащитников, критически настроенных журналистов и наиболее известные политические партии. Все эти люди и партии, по мнению Мехтиева, получая якобы «прямую поддержку со стороны Запада» и «армянского лобби» (Армения/армяне - это «исторический враг»), стремятся «организовать цветную революцию в Азербайджане».

«В годы правления Ильхама Алиева следует говорить о переходе к последовательным репрессиям и маргинализации оппонентов, их активном вытеснении из публичного пространства. Правление нынешнего президента запомнится арестами политических оппонентов, уничтожением правозащитных организаций, жестким давлением на неподконтрольные СМИ, журналистов и блогеров», - подчеркивает Румянцев.

По словам эксперта, пирамида власти в Азербайджане представляет собой систему связанных между собой семей и их ближнего окружения, лояльных самой главной из них - президентской. Последняя широко пользуется возможностью раздавать должности в государственных институтах и учреждениях, в качестве награды и платы за преданность. Награжденные должностями, в свою очередь, помогают контролировать страну и поддерживать не только свое (и своих семей), но и президентское (с ближним кругом) финансовое благосостояние, участвуя в различных коррупционных схемах.

Абсолютное большинство представителей огромной армии чиновников и государственных служащих безропотно подчиняются правилам лояльности. Голосуют, когда и как прикажут. Опасаются, даже наедине с собой, критиковать не только власть, но и любые случаи сбоя системы. Страх потерять должность, а вместе с ней и все источники доходов и накопленного символического капитала перевешивает желание демонстрировать недовольство.

Президентская династия монополизировала все ресурсы страны и распоряжается ими, как личным достоянием. В момент финансового благосостояния, случившегося уже после смерти Гейдара Алиева, благодаря мощному потоку долларов от продажи нефти и газа, правящий «дом» окончательно отказался от игры в политику, решив, что ему «все по плечу» и никакой ЕС или США не указ.

Однако кризис 2014 года больно ударил по возросшим амбициям. «Семья самым очевидным образом не справляется с экономическими неурядицами. И как бы президент не старался играть роль заботливого властителя, демонстративно следя за сохранением низкой цены на хлеб и общественный транспорт, престиж династии быстро падает. До сих пор социальные протесты ограничивались локальными вспышками и быстро гасились властью. Однако ресурсов и возможностей для маневра остается все меньше», - пишет эксперт.

За годы правления семья Алиевых зачистила политическое поле так, что в Азербайджане революция остается возможной только в виде погромов и беспорядков. По мнению Румянцева, власть не считала нужным учить своих подданных политической культуре. Единственное требование, обязательное для них - это учиться правилам сохранения и практикам демонстрации неизменной преданности.

Таким образом, по прошествии двух с половиной десятков лет «династия Алиевых» показала, что не в состоянии способствовать процветанию своего наследственного «дома». Созданная система позволяет выкачивать из страны доходы, используя институты государственной власти, мало что создавая взамен. Убедить большинство поданных в процветании удалось только на пике сверхдоходов, и очень маловероятно, что такой момент повторится.

«Изменить же ситуацию можно только посредством радикальных реформ (пусть и не политических, а только экономических), но в этом случае семья потеряет поддержку армии чиновников и госслужащих, на которых держится. И тогда династия может быстро прерваться. Можно утверждать, что в какой-то момент ее ждет именно такая судьба. И сметена династия будет социальными, а не политическими протестами», - подчеркивает эксперт.

Резюмируя, Румянцев пишет, что дизайн сложившейся системы подсказывает, что у нее нет долговременного будущего. Семье придется постоянно играть в выборы, а президенту (второму ли, третьему ли из семьи) никогда не добиться легитимности «старого» королевского дома. В современном мире азербайджанские наследственные правители из семьи Алиевых всегда будут восприниматься как авторитарные узурпаторы, а сама система президентского дома, как политический оксюморон.

Комментарии

Пришлось скрепя сердце позвидовать " доброй завистью" его высокому слогу, недоступному для меня. Одни только последние слова - "политический оксюморон", чего стоят (хотя они не являются по своему происхождени русскими; кого сейчас это волнует кроме Жириновского - истого русского, страждующего русича во тьме?). Тем не менее, спасибо автору, доставил эстетическое удовольствие, за что плачу ему этими строками.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image