Гор Караханян: Главные вызовы безопасности Армении и возможные модификации “Стратегии национальной безопасности Армении”

14 сентября, 2017 - 09:15

Доклад заместителя председателя организации "Диалог" Гора Караханяна "Главные вызовы безопасности Армении и возможные модификации “Стратегии национальной безопасности Армении” на Московском армянском политологическом форуме "Армения: взгляд в будущее".

Угрозы, направленные против национальной безопасности Армении исходят из целого ряда сфер — военной, социально-экономической, продовольственной, энергетической, природно-техногенной, экологической, а также психологической и демографической. Эти проблемы в той или иной степени освещены в принятой правительством Республики Армения и подписанной Президентом Армении в феврале 2007 г. «Стратегии национальной безопасности Армении». Мой доклад обсуждает лишь основные угрозы безопасности Армении, предлагая модифицировать соответствующие положения названной «Стратегии».

Двумя самыми актуальными, по сути — экзистенциальными угрозами безопасности Армении являются высокая вероятность азербайджанской агрессии и нарастающий демографический кризис.

Со дня обретения независимости в 1991 году преобладающей проблемой безопасности Армении неизменно является выживание перед лицом не ослабевающего давления со стороны Азербайджана и его “старшего брата” Турции. Конечной целью этих союзных государств является – ни много, ни мало – уничтожение Армении. В 2000-х годах азербайджанские стратеги, в том числе высокопоставленные официальные лица не гнушались указывать и на приблизительные сроки (25-30 лет), когда, по их расчетам, “Армении не будет на карте мира”. Промежуточными средствами претворения этих геноцидальных целей были избраны массированные враждебные действия против Армении, в том числе, транспортно-экономическая блокада (продолжающаяся, кстати, уже более четверти века), перманентная информационно-психологическая война, дипломатический прессинг, а в последние годы – грубый и неприкрытый военный шантаж со стороны Азербайджана. Бряцая оружием, Баку открыто готовится развязать большую войну, что было наглядно продемонстрировано в апреле прошлого года, когда по всей линии карабахского фронта азербайджанский спецназ при поддержке своих основных сил попытался прощупать и пробить бреши в армянской обороне. Эта попытка, как известно, провалилась. Но каждая новая азербайджанская агрессия, если ее не удастся жестко и жестоко не пресечь, будет представлять экзистенциальную угрозу не только для Арцаха, но и для самой Республики Армении и армянского народа. Из­ве­с­т­ный в экспертных кругах вероятный сценарий армянского апокалипсиса выглядит так: военное поражение, в результате которого будет потерян Ар­ца­х, автоматически приведет к потере Сю­ни­ка (южной части Армении, связывающей ее с Ираном), а ут­ра­та Сю­ни­ка — к ис­че­з­но­ве­нию Ар­ме­нии с политической ка­р­ты ми­ра.

В этом контексте следует учитывать и роль стратегического союзника Азербайджана — Турции, государства, которое последовательно отказывается установить с Арменией дипломатические отношения, отрицает Геноцид армян начала прошлого столетия, ведет настоящую информационную и психологическую войну против Армении и армянского народа и вместе с Азербайджаном осуществляет ее транспортно-экономическую блокаду. Последний враждебный акт в «Стратегии национальной безопасности Армении» справедливо расценивается как «применение силы против себя».

Крупнейшей внутренней угрозой национальной безопасности Армении является демографический кризис и продолжающийся массовый отток населения. Приведу всего несколько красноречивых цифр в округлённых цифрах. С момента провозглашения независимости в 1991 году численность населения Армении, по официальным данным, снизилась на порядка 650 тыс. человек и сейчас составляет около 3 миллиона человек. Если в конце 1980-х гг. в Армении рождалось примерно 80 тысяч детей в год, то сейчас этот показатель составляет около 40 тысяч (в 2016 году было 40 600 рождений). Коэффициент рождаемости — 1,6, то есть почти на единицу меньше, чем коэффициент поддержания жизни нации, так как пара даже не воспроизводит себя. Этот коэффициент, к примеру, равен канадскому показателю, но разница в том, что Канада значительно компенсирует его ежегодным приемом около 230 тысяч новых жителей с разных концов планеты, а в Армении эмиграция во много раз превышает иммиграцию.

За годы независимости Армения стала стареющей нацией. Число жителей Армении, возраст которых составляет выше 63 лет, уже составляет 12,6% от общего числа населения. При этом, 13% показатель является высшим порогом, определяющим понятие "стареющая нация". Это произошло за счет сокращения рождаемости и массовой эмиграции. Если до обретения Арменией независимости соотношение неработающего населения к работающему составляло 1/8, то сейчас этот показатель составляет 1/4, а через 20 лет прогнозируется порядка 1,8/2. Это станет серьезным социально-экономическим бременем для армянского государства и общества. Работающие просто не смогут прокормить неработающих. Понятно, что остающийся в стране менее образованный и стареющий человеческий потенциал будет неспособен в требуемом количестве пополнять Армянскую Армию, развивать экономику Армении, бороться за построение уважающего здравые требования социальной справедливости демократического государства. Возникает замкнутый круг: эмиграция порождает неблагоприятные для социально-экономического развития условия, которые в свою очередь порождают эмиграцию. Следовательно, эмиграция не только должна быть прекращена, но и восполнена иммиграцией, иначе она будет продолжаться непрерывно. Хочу повторить, что мною были представлены официальные данные. Согласно неофициальным (непроверенным) сведениям, ситуация выглядит намного более удручающе.

Уже только на основании двух вышеописанных угроз ряд экспертов характеризуют современный этап ис­то­ри­че­с­кого развития Армении как ситуацию «быть или не быть». Однако, вышеперечисленным список серьезнейших внешних и внутренних угроз безопасности Армении не ограничивается.

Для Армении потенциально крайне опасны полыхающие в ее непосредственной близости военные конфликты в Ираке и Сирии, а также курдская проблема Турции. Партизанская война Курдской рабочей партии и антипартизанская тактика турецкой армии в определенные горячие моменты могут перекинуться через границу с Арменией.

Не менее угрожающе для безопасности и экономики Армении выглядит вероятный сценарий отмены соглашений по ядерной программе Ирана и резкого ухудшения ирано-американских отношений.

В “Стратегии национальной безопасности Армении” перечислены и внутренние угрозы Армении – снижение эффективности государственного управления, недостаток доверия к судебно-правовой системе, несовершенство политической системы, поляризация общества, урбанизация, низкий уровень эффективности научно-образовательной системы и прочее.

Здесь отдельно рассмотрим еще одну крупную угрозу национальной безопасности Армении, коими являются экологические проблемы и неэффективное управление природными ресурсами. В Армении расширяется география горячих экологических точек, где риски для окружающей среды носят необратимый характер. Главная проблема – это последовательная и беспощадная сверхэксплуатация природных ресурсов страны. В этой сфере бизнес получает сверхприбыли, пользуясь несовершенными экономическими механизмами природопользования, фактическим отсутствием адекватной оценки ущерба окружающей среде по всем ее важным составляющим и слабым контролем, при высоком уровне коррупции.

Серьезной экологической проблемой, после проблемы озера Севан, экологи считают вопрос сохранения и восстановления зеленых территорий, лесов. По данным Министерства экологии, лесной покров Армении составляет 11,2% территории страны, в то время как оптимальная величина составляет 20,1%. На душу населения приходится 0,1 га зеленой территории. Специалисты утверждают, что это в 2,7 раза меньше в сравнении с другими странами СНГ. Если в 90-х деревья рубили, чтобы согреться, то сегодня леса используют для деревообработки, даже экспортируют (в основном в Турцию, Германию, Италию, Иран). Проблема усугубляется в связи с распространением такого явления, как уничтожение зеленых территорий под застройку.

В зоне высокого риска находится и другая внутренняя угроза национальной безопасности Армении — поляризация общества. Сильное расслоение населения на два противоположных класса: бедных и богатых — прямой результат неэффективности государственных гарантий социальной справедливости. Опять же по официальным данным, в Армении уровень бедности составляет (в округлённых цифрах) порядка 30 процентов (1 миллион человек). Из них около 13% - наиболее бедные (400 тыс. чел.), 3% (90 тыс. чел.) — крайне бедные. Ситуация усугубляется из года в год — богатые продолжают богатеть, а бедные — беднеть. Можно с уверенностью сказать, что существуют «две Армении», которые различаются не только уровнем материальной обеспеченности, но у них разные системы ценностей и приоритетов, разные мировоззрения, предпочтения и потребительский спрос. Им характерны разные мотивации и стереотипы общественного поведения. В этих условиях, естественно, семимильными шагами растет социальное напряжение, формируется атмосфера нетерпимости и вражды внутри общества, что чревато катастрофическими последствиями для страны, которая, фактически, находится в состоянии вялотекущей пограничной войны с Азербайджаном. В Армении же из всех существующих механизмов предотвращения социального взрыва фактически задействован лишь один — самый пагубный — это непрекращающаяся эмиграция трудового населения.

Мы перечислили лишь ряд, на наш взгляд, самых важных и первоочередных внешних и внутренних угроз национальной безопасности Армении, но представленный список далеко не полный, а в рамках одного доклада их всестороннее и полное освещение видится невозможным. Хотя многое из вышеназванных угроз в «Стратегии национальной безопасности Армении» достаточно красноречиво обобщено, тем не менее, некоторые ее положения можно пересмотреть, а также заново разработать стратегии их выполнения ввиду их низкой эффективности. Вот некоторые предложения.

Следует четко признать, что существуют армяно-турецкий и армяно-азербайджанский взаимосвязанные конфликты, сутью которых является согласованная и целенаправленная политика Баку и Анкары по удушению Армении.

Хотя демографический кризис и непрекращающаяся эмиграция являются проблемой номер 1 национальной безопасности Армении, ее значение в «Стратегии» явно принижено. В ряду внутренних угроз на десятом месте указываются лишь «Негативные демографические тенденции», в числе которых перечислены «низкая рождаемость, неудовлетворительные показатели заболеваемости и смертности, средней продолжительности и качества жизни, а также неуправляемую и нелегальную миграцию, особенно, отток образовательного, научного и культурного потенциала». На самом деле речь давно уже идет не о «негативных демографических тенденциях», а о полномасштабном неуправляемом кризисе. Соответственно, нужно выработать реалистическую антикризисную миграционную политику и энергично ее выполнять. В противном случае всего через несколько лет ситуация может полностью выйти из-под контроля.

В “Стратегии национальной безопасности Армении” можно специально оговорить, что процесс непрерывного повышения уровня поляризации общества можно остановить и по мере возможности сокращать разрыв уровня доходов при условии демонополизации экономики и развития рыночных отношений, формирования принципов социальной справедливости, при котором значительная часть доходов общества не будет перераспределяться внутри узкого круга лиц, тем или иным образом связанных с предприятиями-монополистами и политическими кругами.

Другой момент: хотя в “Стратегии национальной безопасности Армении” экологическая проблема и упоминается в ряду внутренних угроз, но в разделе «Стратегия внутренней безопасности» она практически выхолощена в серию безадресных лозунгов. Фактически, данная внутренняя угроза хотя и четко фиксируется, но в исполнительной части документа она размыта.

В «Стратегии» поименно не названо возможное опасное для Армении развитие курдской проблемы, которая требует своевременного планирования соответствующих контрмер.

В свете вышесказанного, складывается впечатление о целесообразности переработки и обновления ряда положений “Стратегии национальной безопасности Армении” — этого принятого еще в 2007 году ключевого политического документа страны, нацеленного на успешное государственное строительство в Республике Армения.

В заключение, выступая здесь в Москве, хочется особо подчеркнуть, что общность стратегических интересов России и Армении естественна и фундаментальна. А из этого следует, что сильное, состоявшееся армянское государство будет механически означать сильную Россию в южнокавказском и во всем переднеазиатском регионе.

Комментарии

Очень трудно не согласиться с доводами, приводимыми автором статьи, к сожалению

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image