НОЕВА ЛОЗА В АРМЯНСКОЙ ОРНАМЕНТИКЕ

13 октября, 2017 - 12:38

"Ты – вино, не разбавленное для меня, горько скорбящего..."

Григор Нарекаци, "Книга скорбных песнопений"

Виноград - одна из древнейших земледельческих культур. Возраст культурной виноградной лозы составляет более 5000 лет. Что касается региона окультуривания этого растения и первых следов виноделия, то этот вопрос пока остается открытым. Масштабы хронологического удаления не позволяют ученым вынести однозначное заключение о первоначальной локализации виноградарства и причастности к этому конкретного этноса.

ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ ОНО БЕРЕТ НАЧАЛО В ЗАКАВКАЗЬЕ, ЗАТЕМ проникает в Индию и позднее к нему приобщаются страны Средиземноморья, давшие жизнь трилогии об Озирисе-Дионисе-Бахусе. Не будем забывать, однако, и о визуализации этого растения в рельефах египетских пирамид возрастом более 6 000 лет.

Армения является одной из локализаций, причастных к этому спору. Согласно одной из легенд, первую виноградную лозу в Араратской долине посадил Ной, спустившийся с вершины Арарата после Всемирного потопа. Результаты раскопок археологов в этом регионе предоставляют достаточно материала, убеждающего в том, что здесь занимались виноградарством не одну тысячу лет.

В урартской крепости Тейшебаини на территории современного Еревана археологи нашли винные погреба. 480 винных карасов емкостью от 250 до 1500 литров каждый наряду с сохранившимися виноградными косточками, возраст которых исчисляется 27 веками, дали ученым богатый материал для анализа и реконструкции процесса изготовления вина. Другим достоверным и наиболее убедительным источником являются изображения процессов, связанных с виноградарством, ритуалами и символикой в дошедших до нас произведениях искусства.

Армянское изобразительное искусство – исторический тип искусства, один из наиболее древних в мировой культуре. Он выделяется еще в эпоху верхнего палеолита и неолита. Наскальная живопись, рисунки и петроглифы дают символическое, многовариантное, когнитивное описание окружающего мира, являясь примером основных черт и архетипов стиля.

          Подобные изображения на протяжении нескольких тысячелетий высекались на территории Армянского нагорья – их можно встретить в Гегамских горах, Ухтасаре и др., где они, безусловно, были связаны с древними культами.

ЕСЛИ ЯЗЫК И ЯЗЫКОТВОРЧЕСТВО ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИМИ лингвистическими описаниями истории этноса, имплементирующими в своей структуре и логике непрерывную картину мира, то сохранившийся корпус наскальных рисунков служит для исследователей многих поколений собранием архетипов визуальных интерпретаций основных мифологических мотивов, иллюстрирующих трансформации различных персонажей - божеств, героев, охотников и земледельцев в контексте их действий и подвигов.

Коль скоро миф и язык, преломляясь сквозь призму цепи передатчиков генетической и исторической памяти, могут иносказательно утаивать или трансформировать в себе истину вещей, то петроглифы менее всего подвержены подобному редактированию: они бесхитростны, во многом отражают истину и этим своим свойством бесценны для культурного человечества как первоисточник.

Архетипы наскальных рисунков становятся своеобразными фреймами знаний, которые после трансляции и перекодирования можно представить как исходный материал для исследователей в формате, доступном для современного прочтения. Именно искусство в силу своей прагматичной ценности и универсальности художественного языка дает нам возможность проникнуть в суть явлений и разобраться в структурах различных проекций картины мира.

Введение в систему координат архетипов наскальных и орнаментальных знаков и символов, удовлетворяющих принципам интерактивного анализа и синтеза, облегчает работу исследователей и поиск соответствующих мифологических и фольклорных архетипов - доязыческих, языческих, иудейских, христианских, мусульманских и др.

Особенности армянского стиля в изобразительном искусстве, начиная с искусства наскальных рисунков до средневековой рельефной орнаментики с растительными и животными мотивами, на примере мотива винограда открывают возможности проникнуть в систему трансформации и имплементации изобразительных архетипов в орнаментику и иконографию, которые в дальнейшем легли в основу и дали импульс развитию христианского искусства. При этом в основе этого процесса лежит система ранних мотивов общеиндоевропейской мифологии.

Согласно легенде, Ваагн после миротворения и битвы с силами тьмы и хаоса, победив дракона и освободив воды, посадил в Араратских горах райский сад с виноградными лозами. Некоторые исследователи склонны считать, что один из атрибутов Древа Познания, либо Древа Жизни - именно виноградная лоза, а запретного библейского плода - виноград.

Не случайно в христианской традиции, впитавшей древние, в том числе языческие ритуалы, вино считается "кровью божьей" (ср. слова Иисуса Христа, взявшего чашу вина и сказавшего: "сие есть кровь моя", Матф., 26,28). Вино как символ крови отмечено в Ветхом Завете. Книга Бытия (49.11) определяет "кровь виноградных ягод", а Второзаконье (32.14) говорит о "крови гроздьев".

СЦЕНЫ "СБОРА ВИНОГРАДА" ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛИСЬ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ и были связаны с культом Диониса. В позднеантичную и раннехристианскую эпоху подобные композиции часты в напольных и настенных мозаиках Рима и восточно-римских провинций, а также в декоре мраморных саркофагов. Вино служило символом божественного откровения, а виноградная лоза - символом бессмертия, к которому готовили посвященных обряды, предназначенные в первую очередь для возобновления плодородия почвы.

Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Виноградная лоза постоянно использовалась в качестве декоративного мотива в религиозном искусстве и архитектуре.

В христианской традиции сцены "сбора винограда" были переосмыслены, вино стало символом искупительной жертвы Христа и таинства Евхаристии. Христианство придало этим символам новую поэтическую силу: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Евангелие от Иоанна, 6:56). Символизм евхаристии и Грааля в том, что сосуд с жертвенным вином представляет Чашу с искупляющей кровью Христовой. Средневековые изображения Христа, стоящего или преклонившего колени в винном прессе, представляют собой иллюстрации слов святого Августина (354-430 гг. н. э.) о Христе, как о "грозди винограда, положенной под пресс".

Виноградная лоза - один из самых ярких символов Библии: он отражает отношения между Богом и Его людьми. Иногда лоза упоминается в связи с виноградником, защищенным местом, где Бог (Виноградарь) нежно заботится о своих чадах - цветущих виноградных лозах. "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его" (Исаия 5:7). Виноградная лоза используется в качестве символа Церкви Божьей, ибо лишь в ней эта связь существует.

Из раннесредневекового искусства Армении тема "сбора винограда" хрестоматийно известна по композиции рельефа VI-VII вв. в Двине. Подобные символы в контексте христианского искусства выражали идею спасения через Христа и вечной жизни в раю.

Анализ и исследование сохранившихся древних памятнииков искусства вкупе с изучением литературы по древнеармянскому зодчеству, прикладному искусству и миниатюре позволяют составить список растений, изображения которых можно не раз встретить на Армянском нагорье с древнейших времен и до периода развитого средневековья. Несомненное лидерство принадлежит виноградной лозе. Начиная с раннего средневековья присутствие этого мотива ощутимо повсеместно.

Наиболее очевидно преобладание мотива винограда в декоре архитектурных сооружений. Так, виноградная лоза изображена на стенах царской гробницы в Ахцке (IV в.), на основании стел в Касахе, Иринде, Мугни, Ардви, Караглухе, Ованаванке (IV –V вв.). Наиболее часто мотив виноградной лозы встречается в убранстве христианских храмов – все части этого растения, включая лозу, листья и гроздья, присутствуют в ткани рельефов в интерьере Касахской базилики (400 г.), церкви Циранавор в Аштараке (V в.), в композиции люнета из Двина (V в.), в Ереруйке (V в.), Птгни (VI в.). Далее в более поздних сооружениях – в храмах в Одзуне, Мрене, Арамусе, Джрвеже (VII в.). И это далеко не полный список раннесредневековых памятников, на которых присутствует мотив винограда.

С ПРИНЯТИЕМ ХРИСТИАНСТВА ВИНОГРАД СТАНОВИТСЯ СИМВОЛОМ НОВОЙ ВЕРЫ, виноградная лоза символизирует христианское учение, а виноградное вино - кровь Христову, пролитую им во спасение человечества. Глава 15 Евангелия от Иоанна начинается со следующих слов: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой – Виноградарь..."

Виноград занимает важное место в церковных ритуалах, равно как и в средневековой архитектуре и книжной миниатюре. Тема "виноградника" развита на фасаде храма Звартноц (VII в.). Орнаментальные мотивы Звартноца, как и гениально разработанная форма храма занимают совершенно особое место в армянском зодчестве. Оставаясь во многом непревзойденным и уникальным, храм Звартноц оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры, причем нe только в самой Армении, но и за ее прeделами.

Ведущим мотивом в декоре храма является виноградная лоза, заполняющая архивольты наружных сводов. Эта купольная ротонда, по мысли ее строителей, не являлась только патриаршим собором, утверждавшим величие власти первосвященника армянской церкви, но одновременно и памятником Св.Григорию – просветителю Армении, хранилищем его мощей.

Храму Звартноц в силу исторических коллизий суждено было стать манифестацией примирения и любви. Его композицию не раз пытались повторить, его форму и орнаменты воссоздавали и воссоздают до сих пор. И сейчас – в развалинах - храм, построенный католикосом Нерсесом, продолжает восхищать и вызывать изумление, при этом многое, связанное с ним, остается загадкой.

К этому же периоду относится собор Св. Григория в Аруче. В абсиде храма сохранилась стенная живопись: под огромной, высотой 7 м., фигурой Христа проходит, огибая всю абсиду, широкий фриз из виноградной лозы, в пышных завитках которой размещены корзины с плодами, сосуды, фрукты, в том числе и грозди винограда.

В дальнейшем в декоре церкви Св. Креста на острове Ахтамар (Х в.) мы имеем знаменитый "Виноградный пояс", обрамляющий этот храм, - визуализация хрестоматийного для того времени представления об идеальном мире. Общая цикличность времени здесь сочетается с конкретностью линейного на примере участников этой церемонии на фоне сада, как космической модели жизни.

Общий смысл сцен, изображенных на виноградном фризе, как нельзя лучше можно было бы передать словами Ованеса Тулкуранци (1450-1525), видного деятеля армянской церкви, католикоса Киликийского - "Захлопнутую дверь эдема Вновь растворил нам виноград".

Строй декора храма вполне созвучен закономерностям природы, в нем имплементированы известные законы гармонии, геометрии и математики, золотого сечения и др. Задействованы и искусно использованы геометрические свойства креста, квадрата, круга, ромба, окружности, эллипса, трапеции, спирали, треугольника и других фигур в сочетании с простотой плоскости камня.

Пример изображения виноградной лозы в армянском искусстве еще раз подтверждает причастность его к общечеловеческой культуре в прошлом и прогнозирует поступательное движение его миссии в будущем, ибо "Мифы иносказательно таят в себе истину вещей" (М.Хоренаци).

Раиса АМИРБЕКЯН

Комментарии

Жаль что не нашлось место для моего комментария. А я ведь праздные вопросы не комментирую. И надеюсь сайт это понимает?

Сайт все комментарии размещает!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image