Как армяне в Троянской войне участвовали или Далекая и близкая Эфиопия

2 декабря, 2017 - 22:38

У тех кто знаком с событиями, описываемыми в древнегреческой триаде эпических поэм «Илиада», «Одиссея» и утраченной «Эфиопиды», возникал естественный вопрос: как в XII в. до н. э. у стен Трои оказались эфиопские войска, преодолевшие по прямой расстояние превышающее три тысячи километров. В раннеантичный период вопроса, вроде бы и не возникало, ну пришли эфиопы с берегов Нила и пришли. Тем более, что в древности Нил идентифицировался с одной из четырех райских рек – рекой Гихон, а земля Куш – с Эфиопией. Позднее участию эфиопов в Троянской войне было посвящено даже несколько пьес такими известными древнегреческими драматургами как Эсхил (525 – 456 до н. э.), Софокл (496 – 406 до н. э.) и др.

Согласно библейскому сказанию о Рае, Господь Бог поместил его в Эдеме на востоке. «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат...» (Бытие, глава 2, стихи 10-14). Последняя река и ныне называется Евфратом. Третья река, протекающая “пред Ассириею“, прочно идентифицируется с Тигром. В отношении первых двух рек мнения расходятся и в нашу задачу не входит разбираться в этом. Заметим лишь, что чем ближе к нашему времени, тем чеще можно встретить карты Эдема с райским садом с местоположением в Армянском нагорье.

В Ветхом Завете, изданном в Амстердаме в 1666 г. в армянском переводе Восканом Ереванци и Матевосом Цареци, упоминаемая земля Куш однозначно переведена как Эфиопия. А после посмертной публикации описаний путешествия французского ботаника Жозефа Питтона де Турнефора (1656-1708), в которых он указал на место, где находится Рай, его соотечественники картографы издали ряд карт, на которых Эфиопия находилась либо на северо-востоке, либо на северо-западе Армении. К первым относится карта «Carte du Paradis terrestre selon Moyse» изданная 1724 г., а ко вторым - «L'ARMENIE MAJEURE Dressée sur les Auteurs Arméniens» изданная в 1788 г. Обе карты хранятся в Париже в Bibliothèque nationale de France.

А вот, что написал Турнефор путешествуя по Армении в 1700-1702 гг.: «…Толкователи Книги Бытия, даже наиболее просвещенные в Писании, не считают необходимым описывать местоположение Рая и искать Реку, которая разделяется на четыре ветви, так как Великий Потоп значительно изменил их, но полагают достаточным указать на истоки рек, упомянутых Моисеем, т.е. на истоки Евфрата, Тигра, Фисона и Гихона. Не вызывает никаких сомнений то, что Рай должен находиться между Эрзрумом и Тифлисом, если допустить, что Фасис — это Фисон, а Аракс — это Гихон. (…). Наши ученые мужи могут думать все, что им заблагорассудится, но еще никогда не приходилось мне видеть более прекрасный край, чем Страна Трех Церквей (Эчмиадзин), и я убежден, что Адам и Ева были созданы именно здесь».

После всего сказанного очевидна ошибочность сомнений ряда историков по поводу строк Мовсеса Хоренаци об участии, одного из армянских наапетов – Зармайра вместе с эфиопским войском на стороне Приама в Троянской войне (~XII в. до н.э.).

Косвенным подтверждением тому можно считать факт вторжения в 1111 г. до н.э. царя Ассирии Тиглатпаласара I в земли грозного союза Наири. На наш взгляд, именно отсутствие одного из предводителей союза, ушедшего с войском на войну с ахейцами, могло послужить существенным поводом для вторжения. Согласно описанию нескольких сражений ассирийского царя Тиглатпаласара I с северным военно-политическим союзом 23-х стран именуемом Наири, сохранившемуся в Ассирийских анналах, складывается вмечатление, что цари страны Дайаэни занимали откровенно лидирующее положение в этом союзе. Таже страна в более раннее время – в IX-VIII вв. до н.э. в анналах Ванского царства (Биайнили-Урарту) упоминалась как Диауэхи. В греческих источниках V-I вв. до н.э. эта территория упоминалась как стран таохов. В армянских источниках эта территория фигурирует уже как четырнадцатая провинция Великой Армении – Тайк.

Для чего была описана эта территория. Дело в том, что на карте «L'ARMENIE MAJEURE Dressée sur les Auteurs Arméniens» изданной в Париже в 1788 г. Эфиопия (фр. ÆTHIOPUM) находится чуть выше Тайка (фр. TAQ), в бассейне реки Фасис (лат. Phasis), древнегреческое название (др.-греч. Φάσις) реки Риони (груз. რიონი), между Мингрелией и Егерком (Колхидой).

Как бы то ни было, армяно-эфиопские связи восходят к глубокой древности, даже если речь идет об Эфиопии африканской. Эти связи окрепли после IV Вселенского собора в Халкидоне (451), когда в Двине был созван собор на котором, в принципе был создан антихалкедонский союз церквей объединивший армянскую, ассирийскую, сирийскую, коптскую и эфиопскую церкви, признающих предводительство ААЦ. Кстати говоря, эфиопская или абиссинская православная церковь, вплоть до 1951 года, подчинялась коптской православной церкви, которая в свою очередь была подчинена Армянскому Иерусалимскому патриархату.

В основе формирования армянской общины Эфиопии легла экспансивная активизация арабов в VII в. К тому времени на территории Эфиопии в царстве Аксум возник, так называемый «Армянский остров» (арм. Հայ կղզի). Армянская община в Эфиопии не раз подпитывалась и в последующие века. Так, очередная волна пришла из Египта во времена Саллах-эд-Дина в 1169 г., затем в XIV в. – из Киликии и так далее.

По дошедшим до нас скупым сведениям, оставленным в абиссинской «хронике царя Зара Якоба и его преемников» это образование, просуществовавшее вплоть до XVI в., было настолько автономным, что содержало собственное войско. «А сам царь поднялся отсюда со всем своим воинством и пошел, пока не прибыл в область Ячека. Встретили его мужи хайкские великим чином. И когда увидал царь благолепие чина и войск этих мужей хайкских, удивился, весьма приветствовал их и отпустил в их место». Борис Тураев, известный египтолог сделавший перевод в примечании к данному тексту указал, что это были «монахи монастыря св. Стефана, на острове этого озера». Кроме этого фрагмента в той же хронике есть весьма любопытное сообщение о том как некоего Зара Сиона «умертвившего многих монахов и дабтара и всякого рода мужей и жен ложными наветами, постригли в монахи и сослали на Хайк».

После интереснейших поисков удалось выяснить, что это за «Армянский остров», где он находился, где находился «монастырь Св. Стефана», что означает «сослали на Хайк» и кое-что такое, что выпадало из поля зрения многих исследователей.

На то, что «Армянский остров» находился в регионе проживания народа амхар недвусмысленно указывают следующие факты:

- в нынешней административно-территориальной единице – в аврадже Южный Волло килила Амхар, находится озеро с лимнонимом hАйк (амх. Hāyk’, англ. Hayq, арм. Հայք) (11°20′ с.д., 39°42′ ю.ш.);

- на берегу указанного озера, ныне находится городок hАйк (11°18′41 с.д., 39°41′38 ю.ш.);

- в VII-VIII вв. на острове в озере hАйк (ныне на полуострове), была построена армянская церковь Св. Стефана (арм. Սբ. Ստեփանոս), разрушенная в 1531 г. во время нашествия Имама Ахмад ибн Ибрагим ал-Хази.

Из изложенного можно с большой долей вероятности заключить, что упоминаемое образование «Армянский остров» находилось в районе находящемся, в 20 км севернее города Дэссе авраджа Южный Волло килила Амхар.

Кроме того, в ходе исследования выявилось, что hАйк – не только лимноним, но на языке амхар это и само слово озеро. Таким образом, получается, что озеро с лимнонимом hАйк (арм. լիճ Հայք, англ. lake Hayq, амх. Hāyk’ hāyk’) в буквальном переводе звучит как – озеро Озеро.

Такое могло быть допустимо, в случае если это озеро было бы самым большим. Но самое большое озеро, не только в килиле Амхар, но и во всей Эфиопии – это озеро Тана (амх. T’ana hāyk’, англ. lake Tana, арм. լիճ Տանա).

Учитывая важность значения водных ресурсов для человека, особенно на африканском континенте, их особое почитание и подобное совпадение нам кажется далеко не случайным и наводит на определенные предположения.

Однако, это материал для дальнейших исследований.

Перечень иллюстраций:

Илл. № 1. Изображение Зармайра Айказуни в книге, опубликованной в 1827 году.

Илл. № 2. Вырезка с картой: «Carte du Paradis terrestre selon Moyse, 1724. 18,5 x 29 см. (Paris, Bibliothèque nationale de France)».

Илл. № 3. Джулиано Зассо (ит. Giuliano Zasso) (1833-1889), Зармайр раненный Ахиллесом.

Илл. №4. Вырезка с картой: «L'ARMENIE MAJEURE Dressée sur les Auteurs Arméniens. 1788 (Paris, Bibliothèque nationale de France)».

Илл. № 5. Иллюстрация из книги: «Эминъ Ф. А., Краткое описаніе древнѣйшаго и новѣйшаго состоянія Оттоманской Порты, изданное сочинителемъ, долго жившимъ въ Турции. – Москва, 1828».

Илл. № 6. Монастырь Св. Стефана на полуострове (ранее острове) на озере hАйк (амх. ሐይቅ Hāyk’, англ. Hayq, арм. Հայք). В левом нижнем углу находится город hАйк.

Гагик Гайкович ПОГОСЯН (ХАХБАКЯН), Общественный институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона (Ереван)

Комментарии

Теперь азербайджанцы скажут,что они то и быле теми самыми эфиопами, часть которых впоследствии переродились в албанцев, впоследствии воплотившихся в албанцев, а оттуда до азербайджанцев, как известно рукой подать

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image