Москва и Ереван сверили политический курс

14 сентября, 2018 - 14:19

На прошлой неделе состоялся рабочий визит нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву, в рамках которого он встретился в Кремле с Владимиром Путиным. За последние четыре месяца это уже третья встреча лидеров двух стран. Они беседовали в этом году в мае в Сочи, Пашинян также приезжал в Россию на чемпионат мира по футболу. Так часто российский президент не встречается в последнее время ни с одним из глав государств бывшего постсоветского пространства.

Никол Пашинян, обращаясь с приветственным словом к Владимиру Путину, расценил такое внимание к проблемам двусторонних отношений особым характером отношений между нашими странами. С этим утверждением спорить трудно, это правда, но не вся. Пашинян пришел к власти в Армении в результате «бархатной революции», к которой Москва по большому счету была не готова. Поэтому все последующее время Кремль присматривается к «революционному премьеру», пытается сверить курс с новыми властями своего главного союзника в Закавказье.

Открывая переговоры, глава Российского государства констатировал поступательное развитие двустороннего диалога, готовность «сверить часы по поводу нашего текущего взаимодействия и в долгосрочной перспективе». «Наверное, нет необходимости особенно вдаваться в характер наших отношений: они носят совершенно особый характер, специфический. И это проявлялось на протяжении веков, а не только за время нашей с вами совместной работы, — заметил Путин. — На сегодняшний день отношения между Арменией и Россией развиваются поступательно по всем направлениям. Это касается сферы политических отношений, военной сферы, вопросов безопасности, экономического сотрудничества». Российский президент указал на взаимодействие в сфере энергетики, на низкие цены российского газа, поставляемого в Армению.

В свою очередь Никол Пашинян заявил: «Уверен, что эти вопросы (двух стран) будут решены, и мы будем опираться на уважение интересов наших союзнических отношений, уважение интересов наших стран, уважение суверенитета наших стран на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга. Хочу подчеркнуть, что, вопреки некоему пессимизму, который сейчас присутствует и в армянской, и в российской прессе, и в социальных сетях, я думаю, что наши отношения развиваются очень динамично, очень естественно». «Я думаю, главная задача — мы должны попытаться раскрыть весь потенциал наших отношений», — добавил премьер-министр.

Такая тональность армянского лидера не случайна, ведь политико-дипломатический фон нынешнего визита не назовешь безоблачным. Между июньскими и сентябрьскими переговорами Путина и Пашиняна в политической жизни Армении произошла целая цепь событий, которая вызвала озабоченность у российского руководства. В частности, выступая 3 сентября с лекцией в МГИМО, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Нас тревожит, что ситуация в Армении сейчас продолжает бурлить, расследуются события десятилетней давности, происходят аресты. Мы считаем это внутренним делом Армении, но хотим, чтобы страна поскорее разобралась с ними и могла сконцентрироваться на созидательных задачах». Характерно, что Владимир Путин 31 августа позвонил экс-президенту Армении Роберту Кочаряну, который проходит по делу 1 марта 2008 года (тогда в результате разгона массовой акции оппозиции погибли люди), и поздравил его с днем рождения, тем самым послав определенный знак армянскому руководству.

Эксперт по странам Закавказья доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов считает: «Дело 1 марта 2008 года», арест экс-президента Роберта Кочаряна, а затем его освобождение по решению апелляционного суда (хотя следствие по этому делу не завершено), уголовное дело против генсека ОДКБ, бывшего начальника главного штаба армянских вооруженных сил Юрия Хачатурова — все эти сюжеты, хотя и выглядят, на первый взгляд, как исключительно внутреннее дело Армении, на самом деле высвечивают более широкие проблемы. Это и отношение к процедурным вопросам внутри интеграционного объединения. Не случайно «казус Хачатурова», который для Москвы, Минска, Астаны не только армянский генерал, но прежде всего генсек ОДКБ, обсуждался и в контексте российско-армянских отношений, и евразийской интеграции в целом. Поэтому можно понять Москву в том, что перемены в Ереване вызывают у нее озабоченность или как минимум осторожность».

Характерно, что, завершив переговоры с Путиным, Пашинян в своем Facebook назвал эту встречу эффективной и даже сделал очень смелое заявление о том, что в отношениях двух стран вообще не осталось неразрешимых проблем и что две страны опираются на принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Кремль же ограничился лишь публикацией на сайте вступительной речи российского президента на официальной встрече, не более того.

Директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, то, что перед фотокамерами оба лидера улыбались, вовсе не значит, что Москва в ближайшее время потеплеет к Еревану. «Просто пока продолжается стадия неопределенности. Отношения еще не определились. Пока непонятно, в каком направлении будет эволюционировать власть в Ереване, будет ли усиливаться американское влияние, будет ли ослабевать российское влияние», — считает эксперт.

На его взгляд, «дедлайном» для отношений станет следующая весна, к этому времени курс Пашиняна окончательно прояснится, а, кроме того, в Армении могут пройти парламентские выборы.

А вот Сергей Маркедонов более оптимистичен: «Не стоит делать по итогам переговоров Путина и Пашиняна скоропалительные выводы, как восторженные, так и алармистские. Все идеи и заявления должны быть проверены на практике. Сегодня мы видим как преемственность с прежним курсом, так и определенный дискомфорт от не разрешенных до конца коллизий. Мы наблюдаем осторожность и завышенные ожидания, а также ограниченность двусторонней повестки. По факту военно-техническое сотрудничество опережает все остальные сферы, и уйти от жесткой дилеммы «российская безопасность» или «европейское процветание» (во многих отношениях искусственной) пока что не получается».

Комментарии

"...неизвестно в каком направлении будет эволюционировать власть в Ереване, будет ли там усиливаться американское влияние?"...)))

Беда просто с некоторыми российскими экспертами, честное слово. Читаешь их, с позволения сказать, "аналитические выкладки" и диву даешься, ей-Богу.

Помните анекдот? Три мужика беседуют и один говорит:
- Есть у меня подозрение, что жена изменяет мне с пекарем. Вчера зашёл в спальню и обнаружил хлебные крошки в постели.
Другой говорит:
- Есть у меня подозрения, что жена изменяет мне с плотником. Вчера зашёл в спальню и обнаружил в постели опилки.
Третий говорит:
- А я подозреваю, что жена мне изменяет с сантехником.
- Почему? - спрашивают те двое.
- А потому что вчера зашёл в спальню и обнаружил в постели сантехника.

Вот читаю эти экспертные оценки и думаю: господа, вам что, справку из ЦРУ принести, что ли? Все правительство Армении сформировано из представителей фонда Сороса, фонда Эберта, Корпуса мира США, USAID, Транспэренси интернэшнл и тд, и тп. Ну, весь ЦРУ-шный букет! В чью еще сторону, по-вашему, будет эволюционировать власть в Ереване? Или вы думаете, что все эти организации специально созданы для процветания Руси? Поразительно просто: ощущение, что это не русские эксперты, а ставленники того же Запада, убаюкивающие власти РФ вместе с подпиндосными подпевалами из Еревана...

Мнения обоих МАРКОВЫХ нас не должны удручать по известным причинам, главная из которых:..»что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» Армянская земля рождать

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image