Победы консула Лукулла

11 ноября, 2018 - 00:28

Луций Лукулл — одна из наиболее ярких личностей в римской истории. По военным дарованиям его вполне можно поставить рядом с Цезарем и Помпеем. Но в отличие от последних он оказался практически забыт потомками, а в истории остался лишь благодаря одной своей слабости.

Лукулл принадлежал к знатному римскому роду. Его дед был консулом и удачно вёл войну в Испании. Его отец был женат на сестре полководца Метелла Нумидийского, которую подозревали в безнравственности. Некий авгур Сервилий обвинил отца Лукулла в казнокрадстве. За это ещё совсем молодой Лукулл привлёк его к суду. И хотя суд проиграл, заслужил вместе с братом одобрение общественности. С тех пор Лукулл всегда пользовался уважением римлян.

«Римский Ксеркс»

В молодые годы Лукулл принял участие в Марсийской войне, во время которой проявил себя как мужественный и бесстрашный воин. Диктатор Сулла обратил на него внимание и приблизил к себе. Впоследствии он даже возложил на него опеку над своим сыном Фаустом, обойдя Помпея. Позднее это послужило первым поводом к раздору между ними.

В 84 году до нашей эры, после того как Сулла заключил с боспорским царём Митридатом мир, он поспешил в Италию, доверив Лукуллу сбор наложенной на местные города контрибуции и надзор за монетным делом. В результате большая часть монет в Пелопоннесе чеканилась под его наблюдением. Они получили даже наименование «лукулловы деньги». При этом Лукулл проявил себя справедливым и бескорыстным человеком по отношению к местным жителям.

Спустя несколько лет после кончины Суллы, в 74 году до нашей эры, Лукулл вместе с Марком Коттой был избран консулом. В этом же году вспыхнула Третья Митридатова война, вести которую поручили молодому консулу.

Во главе легиона Лукулл переправился в Малую Азию, где принял командование над остальными силами. Митридат двинул на римлян своё войско, но потерпел поражение.

Из этого он сделал выводы и провёл в армии реформы по римскому образцу. После чего вторгся в Вифинию. Марк Котта в один день был разбит и на суше, и на море. Он обратился за помощью к Лукуллу. Когда же тому посоветовали бросить Котту, он заявил, что предпочитает вызволить хотя бы одного римлянина, чем завладеть всем вражеским достоянием. И двинулся на Митридата.

Увидев огромное количество вражеских войск, Лукулл решил в бой не вступать, а затягивать войну. Расчёт был точным, так как долгое время обеспечивать продовольствием такую армию (по свидетельству Плутарха, она достигала 300 тысяч человек) было почти невозможно. Благодаря обдуманному и выжидательному способу ведения войны Лукулл уничтожил громадное войско царя, так и не вступив с ним в генеральное сражение. Разгромив потом находившийся в Эгейском море флот, он заставил Митридата бежать с кучкой соратников в Синоп.

Многие советовали тогда Лукуллу на время прекратить военные действия, но он пренебрёг советами и продолжил дальше гнать Митридата, окружая и оставляя в тылу его главные города. За полководческий талант и смелость его стали называть «римским Ксерксом» (знаменитый персидский царь, — прим. ред.). Но при этом в армии его не любили.

Украденный триумф

Солдат раздражали постоянное движение вперёд, отсутствие отдыха и, самое главное, жёсткий запрет на грабежи. Целеустремлённость Лукулла трактовалась как надменность. Но он мало обращал внимания на ропот легионеров.

Преследуемый им Митридат нашёл новое убежище в Армении, у царя Тиграна II Великого. Сам Тигран считал себя самым могущественным из земных владык и носил титул «царя царей». Поэтому когда римляне потребовали выдачи беглеца, то получили высокомерный отказ. Война с Римом стала неизбежной.

Весной 69 года до нашей эры Лукулл, без приказа сената, всего лишь с двумя легионами пошёл на Тигранакерт — столицу армянского царя. Тигран не верил, что кто-либо осмелится бросить ему вызов, поэтому первому вестнику, который сообщил о приближении римлян, приказал отрубить голову. Но весть оказалась правдой, и он направил войска навстречу противнику.

В первом же бою командующий армянским войском погиб, а его солдаты были перебиты. Второе сражение произошло у осаждённого Тигранакерта. Здесь Лукулл лично повёл свою пехоту на броненосную армянскую конницу, которая после первого же натиска с воплями обратилась в бегство. Началась страшная резня. У неприятеля погибло свыше 100 тысяч пехотинцев и почти все всадники. У римлян же было ранено всего 100 человек и убито пять.

После этого Лукулл ещё несколько раз разбил армян, заслужив славу полководца и уважение за то, что вёл войну, не требуя денег из государственной казны. Тем не менее в Риме против него плелись интриги, которые в итоге достигли цели: сенатором вместо него был назначен Помпеи.

В 66 году до нашей эры он прибыл в армию и принял командование в войне с Митридатом. К этому времени Лукулл уже уничтожил лучшие войска понтийского царя, истребил его флот, разрушил важнейшие укрепления. Помпею осталось лишь поставить точку в военной кампании.

После возвращения в Рим в 66 году до нашей эры Лукуллу пришлось почти три года ждать разрешения на триумф. Дело в том, что у Помпея трофеев было значительно меньше, и он попытался обвинить Лукулла в финансовых махинациях. Но Лукулл был оправдан, и его триумф всё же состоялся. В торжественном шествии приняли участие боевые колесницы и знатные пленники, воины несли 110 кораблей, золотую статую и осыпанный жемчугом щит Митридата. В заключение на улицах Рима Лукулл устроил пиршество, на которое было выдано более 100 тысяч бочек вина. Но это торжество запоздало и не встретило особого энтузиазма у народа.

Сенатская партия хотела выставить Лукулла против Помпея, но тот не имел склонности к политической борьбе. Он хотел провести остаток своих дней в покое и сумел достичь своей цели.

Праздник живота

Первая половина жизни Лукулла — это государственные и военные дела, вторая — попойки, пирушки и различные забавы. Как человек умный, он прекрасно понимал, что обладает огромным богатством, которое уже нет смысла приумножать.

В итоге Лукулл решил тратить имеющиеся средства исключительно для собственного удовольствия. Он занялся коллекционированием книг, картин и статуй, строил дачи у моря, сооружал вокруг них плотины и каналы. В его садах созревали самые редкие плоды, в том числе вишни, которые он впервые привёз из Понта в Италию. Зверинцы снабжали его стол самой дорогой дичью, пруды — самой изысканной рыбой. Его погреба были наполнены превосходнейшими винами. В столовых красовались картины, статуи и бюсты знаменитейших художников, на столах стояли золотые кубки и иная дорогая утварь. Во время пиров гостей развлекали музыкой, пением и танцами. Словом, отойдя от дел, Лукулл стал жить в своё удовольствие. Тем более что в семейной жизни ему не повезло: две жены, мягко говоря, не отличались нравственностью, и он был вынужден развестись.

Лукулл отличался покладистым характером: быстро прощал обиды и даже с Помпеем сумел сохранить дружественные отношения. Всю свою жизнь он проявлял исключительное благоразумие, и благодаря этому дожил до глубокой старости. Современники отмечали у него лишь одну слабость — страсть к изысканным обедам, на которых, по словам Плутарха, «пение и пляски, а также разнообразные яства… вызывали зависть у людей с низменными вкусами».

Блюда для Лукулла готовили из павлинов и устриц, соловьиных язычков и журавлей, морских ежей и дроздов. Для него специально ловили особые сорта рыбы в Ниле, привозили приправы из Азии и оленей из Африки. Всё это готовилось в сочетании с тонкими соусами, в состав которых входили травы чуть ли не со всего света. Сам Лукулл гордился таким образом жизни. Однажды ему приготовили скромную трапезу. На вопрос хозяина повар-раб заявил, что раз нет гостей, то и не нужно готовить дорогой обед. На что услышал от господина такой ответ: «Несчастный, разве ты не знал, что сегодня Лукулл угощает самого Лукулла?».

Луций Лукулл умер в 56 году до нашей эры, как утверждают, впав в душевную болезнь. Римляне искренне скорбели о полководце и хотели похоронить его на Марсовом поле. Но родственники настояли на том, чтобы поместить его прах в личном поместье. В наши дни мало кто помнит сражения, а также доблесть, благородство и мужество этого человека, зато слава о его пирах и слабости к ежедневным роскошным обедам пережила тысячелетия и вошла в поговорки.

Евгений ЯРОВОЙ

Комментарии

Я иногда читаю вот такие опусы дилетантов и удивляюсь тем СМИ, которые публикуют материалы, не удосужившись проверить хотя бы пару "фактов", приведенных в этой безграмотной писанине. А то, что она безгромотна, понятно даже абитуриентам истфака любого провинциального городка, мало-мальски знакомым с античной историей.
Яровой, запишите где-нибудь, чтоб не забыть: Лукулл и его армия вступали в бой с армянами четырежды и трижды были биты ими. Победил Лукулл только в первом сражении, и то потому, что а) напал на Армению вероломно, без объявления войны, что в античности считалось "великим бесчестием", потому что понимал, что при соблюдении всех норм и правил войны он обязательно будет разбит Тиграном (что с ним и случилось позже, причем трижды); и б) потому что не ожидавший нападения римлян и занятый ближневосточной кампанией Тигран наспех сколотил армию из греческих наемников и прочих инородцев из покоренных стран, которые побежали при первом же натиске римлян. Когда армия была укомплектована исключительно из армян, Лукулл и римские легионы были трижды разбиты наголову и с позором изгнаны из Армении, за что собственно возмущенный римский Сенат и отозвал униженного Тиграном Лукулла. Особенно тяжелым было поражение Лукулла в битве у Арацани (Ефрата), где армянская армия разгромила римские легионы - да так, что они бежали без оглядки аж до самого Понта, где их снова настигла армия Тиграна, разгромив уже в третий раз.
Посему, господин Яровой, рекомендую Вам заняться каким-нибудь другим делом. Например, сельским хозяйством. История - явно не Ваша сфера.

Похоже, к бакинским фальсификаторам, которым покоя не дает славная история армян, прибавились и фальсификаторы московские. Тигран несколько раз громил легионы Лукулла, за что Рим и срочно отозвал последнего из Востока. Что за бредятину несет автор этой статейки?

Армяно-римская война длилась с переменным успехом свыше 300 лет и в конце концов закончилась тяжелым поражением Рима в битве под Рандеей, где армянская армия разгромила легионы римского полководца Пета. Чтобы понять всю ценность этой победы, напомним, что Римская империя была самым могущественным государством того времени, нечто вроде нынешних США. Историки рассказывают, что впервые за всю свою историю римляне подверглись неслыханному для себя унижению - прошли под "ярмом" армянских воинов. Из трех копий армяне устроили "ярмо" и вся римская армия коленопреклоненно прошла под ним. Обычно так поступали сами римляне в отношении побежденных, и вот впервые сами подверглись этой процедуре (во второй раз так с ними поступили галлы, спустя столетия - больше такого в истории Рима не было. Отличие в том, что Армения победила Рим тогда, когда он был в зените славы и могущества, а галлы побеждали армию почти уже несуществующей Римской империи).
В ходе 300-летней армяно-римской войны были периоды, когда за пару дней в Армении истребляли до 70 тысяч римских солдат! Таких жестоких потерь Рим не знал со времен Ганнибала.
Так что, автор, поди сначала изучи труды древних летописцев, потом уже выполняй заказы и смешные попытки очернения великой истории Армении...

Молодцы братья, я не знал таких подробностей из истории Армении. Спасибо.

Война между двумя могущественными державами того времени - Армянской и Римской империями - была неизбежной, потому что оба государства стремились к установлению контроля над одними и теми же регионами.
После покорения Парфии (Ирана) Армянская империя на востоке граничила уже с Афганистаном, на севере - с нынешним Северным Кавказом (после покорения Грузии и Кавказский Албании), на юге - с Египтом, на Западе - вплотную приближалась к греческим полисам Малой Азии. Почти на все эти регионы претендовал и Рим. И война становилась лишь вопросом времени.
После завоевания территорий нынешних Ирака, Ирана, Сирии, Саудовской Аравии, Ливана, Иордании, Йемена, Израиля и тд, армянский царь Тигран II Великий приступал уже к покорению Африки, начав кампанию с Египта. Он воспользовался междоусобицей в этой стране и поддержал одну из сторон - Птоломея 12-го, посадив его на египетский престол и сделав Египет частью своей империи. До этого произошло сражение между армиями Египта и Армении. Закончилось оно разгромом египтян, после чего и эта страна обязалась выплачивать ежегодную дань Армении, поставлять войско для всех военных кампаний армянского царя, выполнять прочие обязанности покоренной страны.
Рим с тревогой следил за стремительным ростом могущества соперника и ждал только удобного случая для начала войны. Этим поводом стал побег в Армению тестя Тиграна - понтийского царя Митридата Евпатора, на дочери которого (Клеопатре) был женат армянский царь. Митридат проиграл войну с Римом и укрылся в Армении. Римляне призвали Тиграна сдать его, но армянский царь в очень грубой форме отказал им. Но даже после этого Рим не сразу начал войну, а ждал пока Тигран не выедет из Армении, чтобы напасть, воспользовавшись отсутствием царя в стране. За что и античные историки обвиняли римлян в бесчестием и вероломстве - так Рим обычно не поступал и всегда предупреждал врагов о готовящемся нападении, будучи уверенным в могуществе римского оружия. В случае с Арменией такой уверенности у римлян не было...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image