КОГДА В АРМЕНИИ УТВЕРДИТСЯ ТРАДИЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПРАВЕДЛИВЫХ ВЫБОРОВ

17 декабря, 2018 - 13:45

По итогам состоявшихся 9 декабря внеочередных парламентских выборов в Национальное Собрание Армении прошли три из участвующих в предвыборной гонке 11 политических сил. Наибольшее число голосов получил блок «Мой шаг», возглавляемый лидером «бархатной» революции Николом Пашиняном.

Мандаты в новом парламенте распределятся следующим образом: блок «Мой шаг», набравший 70,43% голосов избирателей, получит 88 мандатов из 132. Занявшая по итогам выборов второе место партия «Процветающая Армения» (ППА), которая получила 8,27% голосов – 26 мандатов. 18 депутатских мест получит партия «Светлая Армения», за которую проголосовали 6,37 % избирателей.

Бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА) набрала 4,7 % и не прошла в парламент. Не попала туда и другая бывшая парламентская партия АРФ-»Дашнакцутюн», за которую отдали голоса 3,89% избирателей. Остальные политические силы набрали два и менее процентов – партия «Выбор гражданина» – 0,68%, партия «Христианско-демократическое возрождение» – 0,51 %,»Национальный прогресс» – 0,33%, блок «Мы» – 2 % , партии «Страна законности» и «Сасунские храбрецы» – соответственно 0,99% и 1,82%.

Согласно ЦИК, общее число избирателей в Армении составляет 2 млн. 591 тыс. 276 человек. Число участников выборов – 1 млн. 262 тыс. 164 человека. Таким образом, явка избирателей составила 48,63%.

За парламентскими выборами в Армении наблюдало свыше 17 тысяч местных и международных наблюдателей, которые дали выборам высокую оценку, охарактеризовав их, как свободные, конкурентные и созвучные с демократическими.

Директор антикоррупционного центра Transparency International Сона Айвазян заявила, что впервые избиратели говорили об отсутствии давления со стороны представителей политических сил.

Председатель гюмрийского клуба журналистов «Аспарез» Левон Барсегян заявил, что на этот раз, как и во время выборов в Совет старейшин Еревана, не было зафиксировано массовых нарушений, фальсификаций, избирательных взяток, системного бездействия правоохранительных органов и пр.

Руководитель наблюдательской миссии Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ Урсула Гачек заявила: «В Армении были защищены основополагающие права и свободы человека. В ходе прошедших выборов не было преследования в отношении кандидатов в депутаты и избирателей. Армения до сего дня таких выборов не проводила».

По словам Урсулы Гачек, большая часть избирателей поддержала власть, и такое доверие обязывает.

Незадолго до внеочередных парламентских выборов исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян заверил, что на выборах воля народа искажена не будет «У нас будут лучшие выборы в истории Третьей республики», – заявил Пашинян.

Между тем, по убеждению некоторых экспертов, если говорить о Третьей Республике, то необходимо помнить, что ее отсчет начинается с 23 августа 1990 года, когда избранный в мае-июне того же года парламент страны принял «Декларацию о независимости».

Легитимность избранного в мае-июне 1990 года парламента никогда не ставилась под сомнение. Иное дело, что на выборах не было международных наблюдателей. Сегодня верится с трудом, но тогда при весьма несовершенном законодательстве каждый желающий участник предвыборной гонки имел право выступить по телевидению и представить свою программу. Причем, время предоставлялось совершенно бесплатно.

У общества и у политических сил никогда не было сомнения в легитимности президентских выборов, которые прошли 16 октября 1991 года.

Как выборы, так и агитационная кампания прошли на высоком организационном уровне.

Если говорить об электоральных процессах, то в Армении в сентябре 1991 года в точном соответствии с советским законодательством был проведен референдум о независимости. Также были проведены местные референдумов по переименованию городов Ленинакан и Кировакан соответственно в Гюмри и Ванадзор. Таким образом, формировались определенные электоральные традиции, которые были нарушены в 1995 и частично в 1996 году на президентских выборах.

В этом плане особняком стоят парламентские выборы 1999 года, которые, хотя и не были образцовыми, однако их итоги были полностью признаны обществом. По итогам выборов 1999 года не было практически никаких жалоб, за исключением спорных моментов в 2-3 округах, впоследствии решенных в судебном порядке.

По своему профессиональному уровню и сбалансированности работа СМИ на выборах 1999 года была несравнимо выше и лучше, чем на последующих и последних выборах.

Говорить о том, что в Армении никогда не проводилось подобных выборов, как 9 декабря, неверно. В целом, в поведении нового руководства Армении проглядывает тенденция называть все свои действия беспрецедентными.

Кончено, внеочередные парламентские выборы 9 декабря не были образцовыми. Использование административного ресурса отметили международные наблюдатели. На самом деле административный ресурс использовался почти всегда. Иное дело, что в последние 10-12 лет злоупотребление этим ресурсом как бы ушло в тень, ибо на первый план вышел вопрос тотального подкупа избирателей, «каруселей», махинаций со списками избирателей. На последних выборах всего этого не было.

Между тем, оказалось налицо использование административного ресурса.

Второе – были проблемы с работой прессы. По какой-то странной причине местные и международные наблюдатели, которые отслеживали работу прессы, умолчали о работе « Радио Азатутюн» (армянская редакция радио « Радио Свобода») и интернет-портала «1in.am», которые совершенно односторонне освещали предвыборную кампанию. В частности, оба СМИ откровенно поддерживали блок «Мой шаг», а также партии «Светлая Армения» и «Сасунские храбрецы».

Здесь стоит упомянуть сбалансированное освещение предвыборной кампании со стороны общественного телевидения и радио. Дебаты 5 декабря на общественном телевидении были организованы на достаточно высоком профессиональном уровне.

Возвращаясь к вопросу о беспрецедентности, и в частности к заявлениям Никола Пашиняна о том, что в Армении никогда не было столь больших акций протеста, как во время «бархатной» революции, отметим, что протесты в Армении датируются еще советским временем. Так, в Советской Армении в 1965 году (год 50-летней годовщины Геноцида армян в Османской Турции) проходили широкомасштабные акции протеста, в том числе с активным участием молодежи, с требованием к правительству СССР признать Геноцид армян.

В этом ряду следует упомянуть и Карабахское движение конца 1980-х годов, которое было действительно беспрецедентным. Огромные митинги проводили Степан Демирчян (в 2003 году) и Левон Тер-Петросян (в 2007-2008 гг. и позже), бывшие в разные годы лидерами оппозиции. Говорить о том, что до сих пор ничего подобного не было, это означает манипулировать общественным мнением.

Многие наблюдатели с сожалением отмечают, что в Армении все еще продолжается революционная эйфория. И выборы 9 декабря прошли именно на волне этих восторженных настроений. Если сравнить с муниципальными выборами 23 сентября в Ереване, которые также прошли на волне эйфории, то можно констатировать снижение уровня эйфории на 12%.

В том, что в стране все еще сохраняется высокая степень эйфории надо учитывать два момента. Во-первых, граждане ни в коем случае не хотели возвращения бывшей власти. Поэтому люди в большинстве свое проголосовали за список, возглавляемый Пашиняном, который свалил ненавистную власть.

Это первое, а второе – то, что в общественном мнении по-прежнему превалируют завышенные ожидания от деятельности новой власти.

Важно здесь именно общественное восприятие Пашиняна и его заявлений. Дело в том, что лидер «бархатной революции» мог и не давать тех обещаний, выполнения которых от него ждут многие граждане.

Известно, завышенные ожидания приводят обычно к тому, что люди в течение относительно короткого времени быстро разочаровываются.

Завершая разговор о блоке «Мой шаг», отметим, что в результате выборов, граждане Армении получили легитимную власть, качество которой, правда, вызывает много вопросов. 70 процентов населения проголосовало за политическую силу, которая даже не представила программу. Дать карт-бланш такой силе это очень большой риск.

Что касается прошедшей в парламент второй силы – партии «Процветающая Армения», то в непростых условиях, когда большинство населения поддерживало блок «Мой шаг», люди Царукяна сумели в определенной степени отстоять свои позиции и показать неплохой результат, хотя это было нелегко. Основная часть электората в целом поддержала ППА, лидер которой оказался единственным, кто в ходе предвыборной гонки, не делил политическое поле на «белых» и «черных».

За партию «Светлая Армения» проголосовали те избиратели, которые поддерживали революцию, то есть не хотели возвращения к власти РПА, однако по тем или иным причинам не хотели голосовать за Пашиняна.

Бывшая правящая РПА оказалась в очень сложной ситуации ибо её мог спасти только полный ребрендинг: смена высшего руководства партии, отсев всех тех людей, которые вызывают отторжение у общества.

Однако произошел лишь частичный ребрендинг: председателем РПА все ещё остается Серж Саргсян. По оценке некоторых экспертов, то, что он еще не ушел с поста председателя партии, связано с некоторыми внутренними процессами в РПА. Так, не исключено, что Серж Саргсян является объединяющей фигурой для партии. Кроме того, в партийном списке РПА оказалось немало людей, которые не могли принести голоса, такие как одиозный журналист Менуа Арутюнян, извечный псевдоопозиционер, не менее одиозный Арташес Гегамян и пр.

Ребрендинг был проведен, но не полностью и поэтому цифра в 4,7% – объективный результат.

Между тем, некоторые наблюдатели считают, что было бы неплохо, если бы республиканцы оказались в новом парламенте, став там реальной, а не карманной оппозицией, как партия «Светлая Армения», или конструктивной, как ППА.

Получилось так, что Никол Пашинян, также как и его предшественники, в первую очередь, республиканцы, опасается реальной оппозиции. По сути, он пользуется теми же приемами, что и бывшая власть.

Возможно, что представители «Светлой Армении» будут очень много шуметь по второстепенным вопросам и «бороться» тем самым с правительством, а по ключевым вопросам, эта партия, скорее всего, буде его поддерживать.

Вместо послесловия

В продолжение разговора о том, были ли выборы 9 декабря беспрецедентными, отметим: некоторые политики и эксперты сомневаются в том, что благодаря им в Армении может утвердиться традиция проведения справедливых и демократических выборов. Дело в том, что подобная традиция утвердится только тогда, когда Армения посредством выборов поменяет власть.

Армения меняла власть через выборы только в 1990 году, и эта традиция в стране пока еще не утвердилась. Что касается смены власти в Армении, то она поменялась не через выборы: произошла революция, и пришедшая на волне революции новая власть была избрана в парламент.

Наира АКОПЯН

Комментарии

Отвечаю автору статьи, к которой испытываю с давних пор заслуженное ею уважение: для установления традиции справедливых выборов должно пройти примерно лет эдак от 10 до пятнадцати по понятным причинам. А нам говорят, «вынь, да положь» и так во всем. Где вы все были когда все три президента Армении ничего путного не вынимали и как минимум ничего кроме денег, принадлежащих народу ... и т. д. Ну вы поняли? Всем тычьте в глаза, сказанное мною и все будет ОК

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image