Леонид Решетников: Интересы России на Южном Кавказе – это стабильная Армения, прочные двусторонние отношения

7 июня, 2019 - 21:11

В чем опасность глобализации? Какова миссия русского и армянского народов? Как возродить историческую память? Какая она, национальная идея?

Об этом газете «Ноев Ковчег» рассказал Леонид Решетников, заместитель председателя Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры, генерал-лейтенант.

– Леонид Петрович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на Южном Кавказе и, в частности, в Армении?

– Говоря дипломатическим языком, ситуация сложная, и перспективы ее развития не обозначены четко. После кардинальных изменений трудностей, как правило, не становится меньше, наоборот, они нарастают. Это естественный процесс. Одно дело планировать, мечтать, другое – претворять в жизнь. Когда новые силы приходят к власти, приходит и понимание ситуации, в которой находится страна, осознание того, как сложно решать те или иные вопросы.

Перед новым армянским руководством стоит много проблем. Зачастую они возникают из-за простого незнания, недостатка информации. И каким бы талантливым ни был человек, какие бы искренние намерения ни имел, а я убежден, что новый руководитель Армении человек искренний и с чистыми помыслами, реальное положение дел всегда оказывается сложнее, чем представлялось. И решать экономические и политические вопросы приходится в рамках данной ситуации. А она такова: есть Турция, есть Азербайджан, есть Россия. Этот треугольник изменить нельзя, расширить или сузить какие-либо его грани практически невозможно.

– Что имеется в виду под треугольником?

– Три важнейших для Армении внешних фактора. Попытки привлечь четвертую сторону, например Европу или США, предпринимались раньше, до прихода новой власти. И это имело определенный положительный нюанс, потому что многополярность всегда лучше однополярности, особенно для политики небольших стран. Сегодня вовлечь в Кавказский регион четвертый фактор сложно.

– Почему?

– И Европа, и США испытывают проблемы. В США мы наблюдаем уже открытую борьбу с президентом, что свидетельствует об обострении внутренних проблем в Америке. У США и Европы – серьезные проблемы на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье. В самой Европе также не все гладко. И в этом политическом контексте для США и Европы важность Армении как фактора проведения своей линии на Кавказе снижается.

– Но Грузия использовала фактор США и Европы…

– Грузия находится в другой ситуации. У Грузии не было такого треугольника, как у Армении. У Грузии была одна проблема – с Россией. Следует также принимать во внимание и то, что, когда Грузия стала интересна США, в самой Америке противостояние во власти не имело таких масштабов, как сегодня. В Европе ситуация также была иной. Но дело в том, что в результате вовлечения США Грузия превратилась в инструмент американской внешней политики в отношении России и Кавказа. Думаю, у Армении нет желания стать инструментом политики каких-либо внешних сил.

– В обозначенном треугольнике – Россия, Турция, Азербайджан – Россия пошла на сближение с Турцией в экономическом, политическом и даже военном плане. Как это может отразиться на Армении?

– Россия развивает отношения с Турцией, но при этом эти отношения очень сложные. Дружбы нет. Это исключительно прагматические контакты. Насколько мне известно, переговоры российской стороны с президентом Турции Эрдоганом всегда непростые. Каждая сторона отстаивает свои интересы очень жестко. Достижения единых взглядов по важнейшим вопросам нет. Россия ни на йоту не допускает ущемления своих интересов на Южном Кавказе, как и интересов Армении. Россия не допускает никаких антиармянских решений в отношениях с Турцией, как и решений, которые противоречат российским интересам на Южном Кавказе. А интересы России на Южном Кавказе – это стабильная Армения, прочные двусторонние отношения.

– После разгрома исламистов в Сирии угроза их проникновения в Закавказье реальна?

– Проникновение этих сил в Армению – нереально. Что касается других стран Закавказья, то такая опасность вероятна. Они могут попытаться проникнуть в те страны, где имеются хоть малейшие предпосылки, в частности в страны с исламским менталитетом. Азербайджан, например, может оказаться под угрозой. Понятно, что власти Азербайджана, спецслужбы страны никоим образом не заинтересованы в проникновении на свою территорию радикальных исламистов. Под угрозой могут оказаться и некоторые регионы России.

– Насколько сегодня возможно урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе путем переговоров? Готовы ли стороны, на Ваш взгляд, к определенным компромиссам?

– Думаю, что руководители сторон конфликта к компромиссам в принципе готовы, а общественность, народы – пока не готовы. Россия это очень хорошо понимает. Но другого пути, кроме переговоров, нет. Война бессмысленна, она уже была, и ее результат очевиден. Армянские вооруженные силы, вооруженные силы Нагорного Карабаха боеспособны. В то же время азербайджанская сторона понимает, что армянские войска вряд ли двинутся дальше. С военной точки зрения, ситуация тупиковая.

Надо вести переговоры, искать компромиссы. Лично для меня, как для аналитика, историка, очевидно, что Карабах – армянская земля. И из этого и надо исходить при решении спорных вопросов. Сколько бы ни говорили, что Косово – албанская земля, а я был в Косово много раз и видел своими глазами сербские церкви, монастыри X, XII, XIV веков, Косово – родина сербов. Так же как Карабах – родина армян. Это знает и понимает любой образованный человек.

– Между тем президент Азербайджана во всеуслышание говорит, что Ереван – азербайджанская земля…

– Мы знаем, что сегодня говорят и в Киеве… Исторические фальсификации стали тенденцией. При решении вопроса Нагорного Карабаха надо исходить из того, что это армянские земли. Вместе с тем компромиссы, конечно, нужны.

– Некоторые эксперты считают, что влияние Турции на Азербайджан в последнее время несколько ослабело. Вы согласны с этим?

– Да, согласен. Азербайджан в определенной степени «набрал силу», осознает, что он – независимое государство, у которого есть определенные успехи. К тому же в последние 3-4 года турецкому лидеру не до Азербайджана и даже не до Армении. Попытка переворота, внутренние неурядицы, давление США, курдская проблема, война в Сирии, угроза терроризма вышли на первый план. В этих условиях Азербайджан все больше дистанцируется и проявляет все больше самостоятельности. Но не стоит забывать, что Турция и Азербайджан остаются братскими странами.

– Вы не раз говорили о том, что окончательная победа глобализации есть конец истории. Почему?

– Глобализация приводит к тому, что создаются единые условия для всех, единое пространство, единое всемирное государство. Исчезают противоречия, соперничество, конкуренция, одним словом, заканчивается жизнь. Но жизнь есть борьба противоположностей и в природе, и в человеческом существовании. И когда весь мир встраивается в единую глобальную систему, всему приходит конец.

Глобализация есть двух видов – западная и левая. Всемирное государство рабочих и крестьян, всемирная революция – тоже глобалистская идея. Она произрастает из того же корня и рождена для того, чтобы шла борьба двух глобалистских систем, чтобы возникала конкуренция, в конце концов войны, когда это становится необходимо. Поэтому мы должны выступать за мир национальных государств, не националистических, а национальных.

– Расскажите о задачах общества исторического просвещения «Двуглавый орел».

– Оно создано в ноябре 2016 года. Его отделения открыты в 63 областях и краях Российской Федерации. Задача общества – возрождение исторической памяти России от Киевской, Новгородской Руси до советского периода. Мы занимаемся тысячелетием, которое забыто, мифологизировано, оклеветано в полном смысле этого слова. Считаю, что история России – самая оболганная история в мире.

Когда я интересуюсь у моих студентов, чем занимались их деды, большинство не могут ответить, они просто не знают. Про прапрадедов даже спрашивать не приходится. Но когда я разговариваю с армянами, или евреями, или осетинами, они знают своих родственников до десятого колена. Мы, русские, историческую память потеряли. Отсюда и представление о России как о дикой, темной, забитой стране. Но тогда возникает вопрос: почему с Россией воссоединялись целые народы? И вовсе не в результате войн, а добровольно.

Я всегда ставлю в пример Армению, у армян историческая память есть. Армения также вошла в состав России. Сколько армян жили в России, смогли раскрыть здесь свои возможности, реализовать способности, проявить таланты, оставаясь при этом армянами. А сколько немцев, австрийцев жили в России до революции 1917 года!

Могли ли в «темной стране» жить и творить выдающиеся личности, писатели, музыканты, изобретатели, путешественники, ученые? Могли бы дикие люди дойти от Москвы до Аляски, Северного полюса?

– Задача восстановить историческую память решается?

– Мы прикладываем к этому все силы. Любопытный факт – быстро и легко мы создали отделения «Двуглавого орла» в северокавказских республиках. На Северном Кавказе наши идеи понравились. Причем во всех этих республиках, кроме Карачаево-Черкесии, отделения возглавляют мусульмане. Им близка имперская идея. Чеченские, дагестанские, черкесские, ингушские друзья спрашивали нас: когда вы, русские, «проснетесь», пойдете «правильным» путем? Тогда и мы все пойдем за вами, говорили они.

Мы проводили конференцию в Грозном, посвященную Дикой дивизии. Мероприятие прошло блестяще. Пришли люди старшего поколения, принесли фотографии своих предков, участников Первой мировой войны, которые воевали еще с великим князем Михаилом Александровичем, братом царя. Показывали нам их георгиевские награды. После конференции мы беседовали с пожилыми чеченцами. Они задавали все тот же вопрос: когда вы будете жить как русские? Почему забыли о вере, семье, русском языке, почему на улицах слышна нелитературная лексика? Живите как русские, и мы будем с вами.

Вот этого сознания нам сегодня не хватает. Но мы работаем над его возрождением.

– Кстати, в армянском обществе также есть мнение, что русским пора стать русскими. Это принесет пользу также и армянам, Армении.

– Конечно. Принесет пользу всем. Процесс возникновения империи всегда шел естественным путем. Кто-то присоединялся добровольно, кого-то приходилось присоединять. Но шло объединение. В свое время 50 казаков завоевали огромные земли Сибири, преодолевая стойкое сопротивление.

Президент Франции Жак Ширак как-то сказал о нашей стране, что она – отдельная цивилизация, которой дано все. Но мы забыли о своей миссии и сегодня находимся в раздумьях: куда идти, что делать?

– Нет национальной идеи?

– Она есть, она существовала 1000 лет, но сегодня ее не хотят «поднять». Национальная идея очень простая – за веру, царя и Отечество. Ее растоптали, но она по-прежнему жива, несмотря на игнорирование. Ничего другого не придумать, это идея народа. Православие, самодержавие, народность…

Армянский народ тянулся к нам потому, что чувствовал эту идею. Армяне также утратили свою национальную идею.

– Какую?

– Армяне – хранители Арарата, хранители Ковчега, новой цивилизации, заложенной Ноем. Это было их миссией, определенной Богом. И русские это понимали.

– В одном из интервью газете «Ноев Ковчег» Вы сказали, отвечая на вопрос, какой представляете Россию через 10-15 лет, что мечтаете о том, чтобы это была страна с народом, стремящимся к идеальной цели. Чтобы люди через 10-15 лет думали «не только о колбасе и развлечениях», но и о смысле – зачем живут в России, чем могут быть полезны своей стране. Ваши ожидания оправдываются?

– С трудом. Но процесс идет. Тех, кто думает о пользе для своей страны, становится больше. Я, правда, ожидал, что таких станет значительно больше. Процесс идет через веру. Возвращение к ней дает осмысление, понимание жизни. А какое жесточайшее сопротивление этому мы наблюдаем! Казалось бы, простой вопрос – строительство храма Святой Екатерины в Екатеринбурге, в честь которой назван город. Храм был, но его уничтожили. И против сооружения нового ведется настоящая борьба, устраиваются пикеты, дело доходит до драк.

– Чем вызвано такое противодействие?

– Враг рода человеческого чувствует, куда идет процесс, понимает, что Россия неизбежно идет по той дороге, которая ей предназначена. И путь ведет к возрождению национальной идеи.

Попытки остановить возрождение исторической России предпринимаются постоянно. Ложный образ страны создает телевидение, например. Известно, что у нас существует демографическая проблема. А по телеканалам демонстрируют фильмы, в которых нет даже образа нормальной полноценной семьи.

– Что бы Вы пожелали читателям газеты и в России, и в Армении?

– Желаю всем сохранять и развивать в своем сердце веру, любовь, без чего невозможно созидать. Надо дорожить тем, что мы создавали на протяжении 1000 лет.

Линия взаимодействия, дружбы, любви, соединяющая армян и русских, тянется веками. Я знаю многих армян, которые любят Россию, и многих русских, которым близка Армения. Армяне и русские связаны на высоком сакральном уровне, и мы не должны это забывать.

Беседу вел Григорий Анисонян

Комментарии

Если я скажу, что все изложенное здесь списано с меня, ведь засмеют, смейтесь во здравие, пожалуйста!!!

А я ведь даже не сержант....

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image