ПРОСТО НАЛЕЙ ВОДЫ!

10 июня, 2019 - 15:06

С Алексея Балиева причитаются ослиные уши

Диву даешься, как в последнее время полюбили Армению многочисленные «аналитики». Мы уже неоднократно обращались к этой теме. Но поводов вновь обращаться к ней меньше не становится.

Вот в последнем «Военно-промышленном курьере» опубликована статься Алексея Балиева под громким названием «С Армении причитается 400 миллиардов долларов». (Военно-промышленный курьер, № 21, 05-11.06.2019, с. 2). Отметим, что Балиев – этнический армянин, много печатался в предыдущие десятилетия по вопросам добычи и транспортировки нефти и газа, что является его основной специальностью.

И тут вдруг решил «просветить» общественность относительно истории развития Армении в советский период. Квинтэссенция его рассуждений: Армянская ССР была «пасынком» руководства СССР, и именно поэтому её так тщательно развивали и лелеяли, вкладывая огромные средства.

С логикой здесь явно что-то не то.

Цитируем: «К середине 80-х около 15 тысяч армянских предприятий экспортировали свою продукцию с получением минимум 70 процентов от валютной выручки. Почти весь объем доходов, в том числе инвалютных, оставляли у себя всемирно известные курорты, созданные в советский период: Севан, Арзни, Артик, Апаран, Бжни, Джермук, Воротан, Раздан, Цахкадзор, Горис, Артуни, Сисиан. За счет сугубо центральных вливаний были созданы цветная металлургия, целлюлозная и химическая промышленность, хлопководство с последующей переработкой, приборо- и энергомашиностроение, фармацевтика, лесоразведение и еще около десяти отраслей.

По уровню социальных льгот, зарплаты, пенсий Армения занимала первые места наряду с Грузией, Азербайджаном, Латвией, Литвой и Эстонией. Зато цены и тарифы во всех упомянутых республиках были на 15-20 процентов ниже, чем в среднем по СССР».

Оставим на совести автора утверждение о «всемирной известности» перечисленных им курортов и вовсе даже не курортов. А также о включении им относительно небогатого в советское время Азербайджана в одну графу с однозначно зажиточными тогда Грузией и Прибалтикой.

Также совершенно очевидно, что средний советский человек знал, что такое Гагры, Пицунда, «Боржоми» и «Цинандали», но не ведал про «Джермук», «Арзни» или «Арени». Из армянского на слуху был разве что армянский коньяк.

Когда Балиев говорит о «сугубо центральных вливаниях» в Армению, сразу возникают вопросы. А именно: на какие средства были созданы нефтепромыслы в Баку, нефте- и газопроводы, опутавшие весь Союз, нефтяные месторождения в Сибири, курорты на Черноморском побережье, наконец, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – знаменитый БАМ? И сколько кто кому должен за тот же БАМ или Самотлор? И отчего столь избирательно он подходит именно к Армении в данном вопросе?

Промышленность в Армении действительно была мощная, а по уровню занятых в промышленности на 1000 населения, Армения далеко оставляла позади не только все вышеперечисленные Балиевым «привилегированные республики», и примкнувшую к ним  плодоовощную Молдавию, но и собственно «славянские республики».

Интересная деталь, которая, видимо, неведома г-ну Балиеву.

В отличие от республик Балтии, Закавказья, Средней Азии и Молдавии, - Армения была единственной «неславянской» республикой СССР, имевшей почти 100-процентно национальный рабочий класс и инженерный корпус.

В Прибалтике, Молдове и Средней Азии основной массой рабочих и инженеров были русские в широком смысле слова (то есть также и украинцы, белорусы), а в Грузии и Азербайджане – те же русские и армяне.

Это, кстати, позволяло «коренным нациям» проявить себя в частном аграрном секторе под «крышей» работы в колхозе, торговле и сфере обслуживания, не говоря уже об искусстве и культуре, прежде всего – национальных. Именно потому уровень жизни «коренных наций» в Грузии или Прибалтике был повыше, чем в Армении.

То есть в Кремле на просто «дарили» производства Армении, чтобы задобрить население и руководство «нелюбимой» республики, а прекрасно понимали, что армяне будут и смогут успешно работать на этих производствах, так же, как они ранее работали на нефтепромыслах в Баку и на заводах Тбилиси и Рустави.

Плюс к тому, в Армении имелся высокий интеллектуальный потенциал. Отсюда и многочисленные академические и профильные НИИ, непосредственно связанные с производством, и базирующиеся исключительно на местном научном сообществе.

В этом, полагаем, и заключался практический смысл столь широкомасштабной индустриализации Армении в советское время. В Госплане СССР, в отличие от Никиты Хрущева, всё же знали, что Армения – это не райские кущи, а сплошные горы и камни, и что выращивать там урожаи экзотических культур нереально, а засаживать хлопком Араратскую долину - нерентабельно.  Ещё в 1933 году Малая Советская энциклопедия писала, что «в сравнении с двумя другими республиками ЗСФСР Армения выделяется количеством неудобных земель, которые составляют 41,8 % территории Армении» (МСЭ, Второе издание, Т. 1, Москва, ОГИЗ РСФСР, с. 515).

Заметим также, что весь этот промышленный и научный потенциал мог существовать исключительно в рамках единого советского экономического пространства. И уже первые железнодорожные блокады со стороны Азербайджана в 1989 году с очевидностью проявили уязвимость «разделения труда» по-советски.

Сеть железных дорог Закавказья вполне устраивала Центр, который и в страшном сне не мог себе представить, что одна республика станет блокировать другую. Именно этим, - а не какой-то особой нелюбовью к «падчерице» Армении, - на наш взгляд, объяснялось и нежелание Кремля тратить лишние деньги на выстраивание в Закавказье дублирующих друг друга железнодорожных сетей.

«Знаток» Армении Балиев проявляет себя профаном и в политической области. Он пишет.

«В столь нарочитой «витринности» едва ли не решающую роль играли политические факторы. Прежде всего Армянская ССР изначально не признавала границ с Турцией, установленных договорами 1921 года, по которым свыше половины территории российской части республики было передано Турции. И центр не решался, по понятной причине, заставить Ереван признать эти границы».

Напомним, что союзные республики в СССР были лишены права принимать какие-либо внешнеполитические решения, тем более о границах СССР с соседними странами. Сама же Армянская Советская Республика, будучи тогда формально независимой, подписала в 1921 г. с Турцией Карсский договор, которым признавала границы между Турцией и Арменией, установленные ранее Московским договором между Советской Россией и Кемалистской Турцией (без участия Армении).

Г-н Балиев утверждает, что «для смягчения таких трендов руководство страны стало с середины 60-х наряду с быстрорастущим финансированием экономики и соцсферы чаще «вспоминать» о трагедии армян в Турции в начале ХХ века. И даже позволило построить Мемориал памяти в Сардарапате (вблизи Еревана), законченный к началу 70-х».

Но в Сардарапате находится вовсе не мемориал жертвам геноцида, а мемориал в честь одноименной битвы в мае 1918 г., когда части Армянского Армейского корпуса остановили наступление турок на Араратскую долину и Эривань..

И ещё один ляп Балиева в духе «Идёт коза рогатая». Видимо, начитавшись Азерагитпропа, он пишет:

            «Но теракты в Москве в 1977 году, совершенные дашнаками (националистами) Багдасаряном, Степаняном и Затикяном, коих следствие квалифицировало как «армянских шовинистов-террористов», лишь усилили негативное восприятие республики в руководящей элите СССР».

Балиеву неведомо, что обвинены в этом преступлении были вовсе не члены партии «Дашнакцутюн», а члены подпольного «Объединения за национальное самоопределение», - сплошь, кстати говоря, рабочие, не имевшие к дашнакам, которыми привычно пугали и пугают доверчивых россиян политинформаторы всех мастей, ровно никакого отношения.

Наконец, сама вина этих людей была не доказана, ибо были многочисленные свидетели алиби по крайней мере двоих из осуждённых. После суда расстрельный приговор был приведён в исполнение подозрительно быстро, вопреки существовавшим срокам ожидания ответа на апелляцию.

Между прочим, в защиту осужденных выступили тогда многие правозащитники, включая академика Андрея Сахарова, подвергшегося за это выступление очередной кампании травли в советской прессе. Позже, уже в постсоветское время в прессе появились публикации, в которых процесс в отношении армянских антисоветчиков прямо назывался сфабрикованным от начала и до конца. КГБ-ФСБ так ни разу и не опровергли эти утверждения, не подали в суд на авторов публикаций.

Очевидно, что взрывы в метро были лишь предлогом для расправы с активистами движения за выход Армянской ССР из состава Советского Союза. Власти СССР действительно подозрительно относились к республике, где чуть ли не каждый третий имел родственников за рубежом. Советская же пропагандистская машина на протяжении всех лет советской власти вбивала в голову жителей Армянской ССР, что физическое существование республики возможно лишь в рамках СССР: иначе её сразу же «сожрут» турки. Оттого ростки идеологии независимости в этой республике были особенно нетерпимы для Кремля.

… Можно продолжить в том же духе и находить новые «ляпы» в материале г-на Балиева, который решил выставить себя знатоком региона. Но за неимением более или менее прочных знаний сделал, как говорилось в известной рекламе: «Просто налей воды».

Александр АНДРЕАСЯН

Комментарии

Как же надоели аналитики типа Балиева. Набравшись разного чтива, он возомнил себя гением.
Вклад Армянской ССР в общесоюзную копилку всегда был весомым. Согласен полностью с автором статьи Александром Андреасяном, дополнительно выделившим интеллектуальный потенциал армянского народа, позволивший развивать в республике высокотехнологичные производства, опирающиеся на общепризнанные интеллектуальные возможности жителей республики. И все это делалось в интересах всего СССР.
Этот «спец» под фамилией Балиев вообще не имеет права касаться сомнительной темы так называемой группы Затикяна периода 1977 года.
По сути дела.
Партийное руководство Арм. ССР, подозревая что-то неладное, просило руководство СССР позволить подключиться к расследованию дела Затикяна и, якобы, его группы. Карен Демирчян, Первый Секретарь ЦК Армении, будучи уверенным в фальсификации дела, просил руководство страны дать возможность ему лично встретиться с Затикяном и другими членами группы и в ходе беседы получить объективные данные. Ему этого не позволили. Видимо, опасались, что, узнав правду, Демирчян К.С. не будет молчать. И наконец, по самому оперативному делу «Взрывники», которое стало всесоюзным и велось под контролем Центрального аппарата советской спецслужбы. Бывшие сотрудники КГБ Арм. ССР отмечают, что из армянского дубликата дела «Взрывники» уже в самом конце существования СССР почему-то странным образом исчезли материалы, которые реально могли бы поставить под сомнение объективность вынесенного обвинения. В описи дела документы упоминались, а самих документов не было.
Кому выгодно вспоминать это сомнительное дело? В России сегодня никому это не интересно. Народ сегодняшней России сталкивался с делами и похлеще. Только серия взрывов жилых домов чего стоит. Эту тему раздувает откровенно фашиствующий Азербайджан, в основе идеологии которого вложена, в том числе, и задача вбить клин между армянским и русским народом. Напомню, что только русско-армянское единство стоит на пути националистической идеи пантюркистов, которые активно культивируют в Азербайджане и Турции.

Кстати, к вопросу о происхождении Балиева.
В жилах палача армянского народа XIX века Абдула Гамида часть крови имела армянское происхождение.
Пора относиться к армянскости людей не только по признаку кровности. На чашу весов должна класться и идейно-патриотическая составляющая. Прошу не путать с националистической.

С совершенствующим почтением принимаю точку зрения комментатора и жму ему руку

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image