Тегеран и Ереван готовятся к торговым комбинациям

26 сентября, 2014 - 12:57

Иран поможет Армении обойти блокаду, Армения Ирану – уйти от санкций

Тегеран и Ереван активизировали переговоры по поставкам иранского газа в Армению. Посол Исламской Республики Иран (ИРИ) Мохаммад Реиси заявил во вторник, что совместная межправительственная комиссия изучает возможности транзита иранского газа через территорию Армении на Запад. С учетом того, что недавно представители двух стран обсуждали вопросы по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ), можно говорить о новой попытке Тегерана и Еревана совместными усилиями решить свои экономические проблемы, связанные с санкциями Запада – у Ирана, и турецко-азербайджанской блокадой – у Армении.

Лаконичное сообщение посла Мохаммада Реиси произвело впечатление, что проект экспорта газа в Армению и дальше на Запад – не единственный, который обсуждается Тегераном и Ереваном. Возможностей сотрудничества между двумя соседними странами больше, и они рассматриваются. Для углубления взаимодействия в различных сферах межправительственная комиссия работает в переговорном режиме, сказал глава дипломатической миссии ИРИ в Армении, но от сообщения подробностей воздержался.

«Сказать, что именно включено в переговорную повестку между Ираном и Арменией, сложно. Что же касается газового проекта, то я не думаю, что это на сегодняшний день возможно. Его реализация связана с большими сложностями как финансового, так и политического характера. Из Ирана в Армению газ сегодня поступает по бартерной схеме. Он направляется на армянские энергопроизводящие мощности, ибо в Иране таких просто нет, а производимая электроэнергия поставляется обратно в Иран», – сказал «НГ» директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. По его словам, другие энергетические схемы, включающие несколько стран, которые периодически оказываются предметом обсуждения в экспертных кругах или общественности, не видятся продуктивными.

Искандарян обратил внимание на то, что в отношениях Тегерана и Еревана действительно наблюдается некоторое оживление. Иран стал играть серьезную коммуникационную роль – уже примерно треть армянского торгового баланса связана именно с этой страной. «У нас довольно теплые политические взаимоотношения. Экономические связи могли быть более широкими, хотя иранские товары заметны на армянском рынке. Особых проблем между Ираном и Арменией нет, и расширение сотрудничества зачастую упирается в специфику взаимоотношений Тегерана с Западом, и о значительных изменениях говорить пока рано», – считает Александр Искандарян.

Это, судя по всему, вторая за последние несколько лет попытка Ирана и Армении осуществить прорыв в экономических взаимоотношениях. Ранее «НГ» сообщала о том, что стороны подписали протоколы о намерении реализовать интересные крупные проекты. Так, из Армении в Иран должна была быть протянута новая высоковольтная линия электропередачи. В обратном направлении планировалось проложить нефтепровод и под него в армянском приграничье построить нефтеперерабатывающий завод. Шла речь о соединении железнодорожных сетей двух стран. И, наконец, Иран предложил Армении нулевые транзитные тарифы на своих автодорогах и в портах Энзели – на Каспийском море, и Бендераббас – в Персидском заливе.

«Основное финансовое бремя в реализации этих проектов ложилось на Тегеран. Но наложенные Западом санкции лишили Иран «свободных денег». Дальше подписанных протоколов о намерениях дело не пошло», – сказал «НГ» заместитель директора ереванского фонда стратегических исследований «Нораванк» иранист Севак Саруханян. По его мнению, из тех проектов наиболее актуальным остается строительство железной дороги Иран–Армения, но оно может потерять смысл.

«Муссируются слухи о реализации аналогичного ирано-азербайджанского проекта. Ветка Кезвин–Решт–Астара соединит иранскую железную дорогу с азербайджанской, и актуальный для Тегерана вопрос выхода к российским и грузинским портам будет решен без Армении. К тому же соединение с армянскими железными дорогами для Ирана имеет значение, если будет работать абхазская дорога, выходящая в Россию. А этого пока нет», – сказал «НГ» Саруханян.

Таким образом, по мнению ираниста, наиболее близким к реализации является проект создания ЗСТ. Здесь, правда, возникает вопрос, как ЗСТ будет соответствовать членству Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который начнет функционировать с 1 января будущего года. «ЗСТ не противоречит ЕАЭС точно так же, как, например, создаваемая ирано-турецкая ЗСТ не противоречит обязательствам Турции по ЗСТ с Европейским союзом. Зону свободной торговли не надо представлять так, что иранские товары без пошлин начнут поступать на рынок ЕАЭС. ЗСТ – сугубо армяно-иранский проект, и любая иранская продукция, поступающая из Армении на рынки ЕАЭС, будет облагаться соответствующей пошлиной», – сказал «НГ» Саруханян.

По его словам, создание ЗСТ позволит Ирану, все еще находящемуся под режимом западных санкций, либерализовать торгово-экономические отношения с непосредственными соседями. «В Тегеране эту линию называют политикой создания зон свободной торговли и свободных терминалов. С помощью таких структур Иран старается обойти санкционные ограничения, – сказал «НГ» Саруханян. – В Армении же произошло переосмысление экономического сотрудничества с Ираном: если не развивать отношения, то они в итоге сведутся к узкой сфере энергетики. А ЗСТ является хорошим инструментом для поддержки и роста товарооборота».

Юрий Симонян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image