Бывший следователь Генпрокуратуры СССР рассказал о жестокости сумгаитских погромщиков и самообороне армянской семьи

1 октября, 2014 - 19:18

О жестокости сумгаитских погромщиков, самообороне армянской семьи и помощи, оказанной ей соседями, а также о том, как сотрудники азербайджанской милиции отпускали задержанных погромщиков, азербайджанскому государственному информагентству «АзерТадж» рассказал бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, лично расследовавший сумгаитские события 1988 года Владимир Калиниченко.

Примечательно, что в целом интервью Калиниченко повторяет тезисы азагитпропа относительно сумгаитских погромов, однако бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР указывает важные подробности сумгаитских погромов и следственных действий по факту данных преступлений.

Калиниченко рассказал, что впервые побывал в Азербайджане в 1979 году. «Баку я воспринял как абсолютно интернациональный город. В нем мирно проживали люди разных национальностей – азербайджанцы, татары, лезгины, русские, украинцы, евреи, армяне и другие. Два района в Баку – Насиминский и Наримановский – помню хорошо, там локально проживали армяне», - сказал он.

Второй раз Калиниченко попал в Азербайджан в 1988 году. Тогда из Генеральной gрокуратуры СССР ему сообщили, что в Сумгаите беспорядки и надо срочно выезжать для расследования событий. Следователь по особо важным делам прибыл в Сумгаит в начале марта 1988 года.

«Когда я туда приехал, я увидел только погашенные пожары и следы массовых беспорядков. А все начиналось с мирных митингов у горкома партии, которыми самонадеянно хотели управлять местные партийные руководители», - сказал Калиниченко, отметив, что «толпа незаметно перешла под контроль провокаторов из КГБ, которые подтолкнули ее на погромы».

По словам Калиниченко, наиболее пострадавшим оказался 4-й микрорайон, в котором он со следователями стал заниматься осмотром места происшествия, выявляя виновных. «Была жестокость, изнасилования, никто не отрицает, но это происходит везде, где есть беспорядки. Видя все это, я понимал, какой пожар разжег в дружной интернациональной семье народов "недальновидный" Михаил Горбачев», - сказал он.

Примечательно, что бывший следователь в интервью противоречит сам себе. Так, отметив, что «когда шли следственные действия, против своих же азербайджанцев, никто из сотрудников следствия и оперативников ничего не скрывал и не саботировал следственные действия», Калиниченко тут же указал, что «были случаи, когда задержанных жалели и отпускали».

Говоря о самообороне армян, Н. Калиниченко отметил: «Один случай в Сумгаите мне запомнился очень хорошо. На третьем этаже одного из домов проживала семья Трдатовых. Они держали оборону целый день».

По словам бывшего следователя, двое или трое мужчин из семьи Трдатовых погибли при самообороне, в живых остался один из них – Ишхан. «Отбиваясь, они грели воду на плите и кипятком поливали нападавших. Дошло до того, что в одной из квартир соседнего подъезда прорубили отверстие в стене и таким путем пытались проникнуть в квартиру», - сказал он.

По словам следователя, когда он побывал на окраинах города, где азербайджанцы жили в бедности, он понял, почему погромщики испытывали неприязнь к «зажиточным армянам» и забирали из армянских квартир простыни, наволочки и детские подержанные игрушки.

Бывший следователь рассказал еще один интересный эпизод – оказалось, что один из погромщиков по фамилии Исмаилов дал показания о том, что из окон 5-го этажа на улицу выбрасывали детей. Однако, вопреки показаниям участника событий, следственная группа «выяснила», что в этом доме «нет ни одного погибшего».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image