АРМЯНСКАЯ КОМПОНЕНТА В МИРОВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

8 октября, 2014 - 15:03

До 1991 г. армянская политическая элита жила не реальной, а виртуальной политикой. Об этом 29 сентября заявил, выступая в ходе международного круглого стола «Евразийская интеграция: проблемы и потенциал развития», экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. По его мнению, в 1992 г., в условиях боевых действий, пришло осознание реальных процессов, и Армения избрала путь углубления связей с Россией – военных, экономических и пр. Этот курс потом не прерывался, вне зависимости от фамилий лидеров государства. Отношение к России во многом предопределило также внутриполитические процессы в Грузии и Азербайджане. Некоторые представители Грузии заявляли о возможном изменении политического курса по отношению к России взамен на решение проблем Абхазии на условиях официального Тбилиси.

После 1994 г. Армения углубила связи с Россией в части создания совместной ПВО. Между тем, один из ныне расхожих афоризмов гласит, что Америке удается продвигать демократию там, где нет системы ПВО. Эффективная система ПВО минимизирует риски внешнего вторжения; принципиально важно, что в Армении удалось создать наиболее мощную систему ПВО в регионе.

На сегодня влияние Армении на региональную политику определяется не в последнюю очередь ее возможностями в военной сфере. Обострение ситуации вокруг Карабаха было связано с украинском конфликтом, занимающим значительные силы и ресурсы России. Начало широкомасштабных боевых действий остановил высокий уровень подготовки армянских бойцов и активная реакция России, организовавшей сочинскую встречу.

В 1995-1997 гг. Армения подписала ряд ключевых соглашений с Россией, в т.ч. договор о военной базе и Большой договор о дружбе. Соседние государства пошли по другому пути, что вовсе не осталось без последствий. Армении удалось сохранить часть экономики (при более низком потенциале чем у соседей) – в том числе за счет дешевых энергоносителей. В результате сегодня в Батуми бензин дороже, чем в Армении.  Европейцы говорили о выгодах для Армении в случае подписания ассоциации с Брюсселем в размере 150 млн. долл., о перспективах экспорта армянского трикотажа, что в условиях конкуренции со стороны Турции и Китая выглядело несерьёзно. Ответом Армении на подход Запада по принципу «или-или» стал выбор в пользу евразийской интеграции.

Расчет Азербайджана на ослабление экономического потенциала Армении имел место, начиная с 90-х годов; Армения ответила на это правильной внешней политикой и организацией общества. Договоры с Россией предусматривают ее участие в обеспечение безопасности Армении, система ПВО Армении интегрирована в объединенную систему ПВО стран ОДКБ. Закупки продукции военного назначения заключаются по внутрироссийским целям.

Участие Армении в ОДКБ и ЕАЭС обеспечивает региональную стабильность, уверен В. Арутюнян. Перспективы для евразийской интеграции выглядят скорее благоприятными, потому что альтернативные подходы не способствуют решению актуальных проблем Южного Кавказа и всего постсоветского пространства.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image