Мощи в виде памяти: Рассказывает Жирайр Реисян

17 октября, 2014 - 19:26

Со дня подрыва мемориального комплекса Великомучеников в Дейр Зоре минул месяц. Любая история, связанная  со священным местом мучеников Геноцида армян, сегодня приобретает иной смысл, обретает большую ценность и становится своеобразными мощами – в виде памяти.

Рассказывает пресс-секретарь Берийской армянской епархии, споксмен армянских Апостольской, Католической и Евангелистской общин Сирии Жирайр Реисян.

- Когда строилась первая, земляная часовня Дейр Зора, в фундамент были помещены собранные в песках Дейр Зора останки мучеников Геноцида. При работе по сбору останков присутствовал мой отец, он в те дни был французским официальным фотографом (Сирия в то время находилась под властью Франции). Отец рассказывал, что в Дейр Зоре, на другом берегу реки, где была сплошная пустыня, пески были полностью покрыты черепами и останками. Когда поднимался ветер, песок, обнажая останки на одной стороне, закрывал находящиеся на другой стороне. А когда ветер дул с противоположной стороны – получалась противоположная картина. И так без конца. Жители Дейр Зора не хотели даже перебираться на ту сторону реки, потому что им казалось, что оказываются в стране призраков.

Один из фрацузских военачальников, имя сейчас уже не помню, приезжая в Дейр Зор, был растерян видом этой картины. Он приказал собрать и похоронить останки. Таким образом часть останков мучеников была похоронена в часовне Дейр Зора, другая отправлена в Антилиас, где строилась часовня Великомучеников. Небольшая часть останков была доставлена в Камышли, остальные похоронили в песках.

Когда проходило открытие земляной часовни Дейр Зора, на церемонии присутствовала женщина по имени Рефреф ханум. Один из очевидцев рассказывает, что когда святейший Сюрмелян подошел перерезать ленточку, он заметил Рефреф ханум, зовет к себе и говорит, что она более достойна перерезать эту ленточку, поскольку спасла жизни многих армян. Женщина отказывается от этой чести, она перерезает ленточку вместе со святейшим Сюрмеляном.

Кто была эта женщина, которую удостоил такой чести Сюрмелян. Отец Рефреф ханум был одним из первых секретарей Османского дворца. Он был очень близок с султаном,  но при случае бурно протестовал против преступлений, совершаемых в отношении армян. По этой причине многие считали его человеком, не внушающим доверия, и планировали убить. Но близкие ему люди сообщают об этом, и он бежит из страны.

Дочь, Рефреф, вышла замуж за военного, брат которого был военным комендантом региона Дейр Зор. Семья обладала более-менее неприкосновенностью, и люди не смели их обижать. Рефреф и ее мать воспользовались этим и в своем доме укрыли многочисленных армян. Подвал дома превратили в убежище, где и скрывали беженцев-армян. Мать и дочь варили для них обед, обходили богатые семьи арабов и собирали одежду для армян. После выздоровления, одевали их в новые одежды и каким-либо образом провожали в другие места, чтобы укрыть новых беженцев. Таким образом эта семья спасла довольно много армян.

Рад, что хотя бы в последние годы жизни смог познакомиться с Рефреф ханум. Ей уже исполнилось тогда 100 лет, но была в полном сознании. К сожалению, скончалась она в очень тяжелых материальных условиях. Попытался разыскать ее родственников, могилу, и в конце концов это удалось.

Подготовила Лусине АБРАМЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image