АРМЕНИЯ: «ОППОЗИЦИЯ» ПРОТИВ ОППОЗИЦИИ?

22 октября, 2014 - 14:02

Начавшаяся нынешней осенью новая протестная волна, возглавляемая оппозиционной «четверкой», сопровождается интересной внутриполитической динамикой.

Недавний митинг 10 октября объединенной оппозиции и предшествующая ему серия акций в областях зафиксировали новые важные элементы в многолетнем противостоянии власти и значительной части общества. Во-первых, большинство митингов были многолюдными, что является показателем общественных настроений, а главное – следствием подключения к борьбе против режима новых слоев общества и в первую очередь мелких и средних предпринимателей. По словам политолога Гегама Назаряна, сегодня протесты охватили куда более широкие слои населения, нежели несколько лет назад: «Если в 2007 – 2008 гг. класс предпринимателей не принимал никакого участия в митингах оппозиции и держался на расстоянии от протестного движения, то сегодня ситуация в корне изменилась: предприниматели, недовольные политикой властей, присоединяются к общенародному движению».

Во-вторых, наконец, за многие годы борьбы лозунг наиболее радикальной из политических сил – АНК – о безотлагательной смене власти и проведении досрочных президентских и парламентских выборов нашел полную поддержку у ППА и партии «Наследие».

Реакция властей не заставила себя долго ждать: представители правящей Республиканской партии Армении (РПА) и множество подконтрольных властям «независимых СМИ» и таких же «независимых политологов» затянули песню об отсутствии у оппозиции необходимых для смены власти ресурсов, об отсутствии общей повестки, единства в подходах и пр.

Так, по словам секретаря парламентской фракции «РПА» Гагика Меликяна, на митинге 10 октября не прозвучало единых призывов и то, что оппозиция не сформулировала свои единые требования, ввергло народ в разочарование и в замешательство.

Председатель Национального Собрания Галуст Саакян заверил, что власти не собираются вести диалог и вступать в переговоры с представителями неправящих сил, так как для властей неясно, что от них ожидает оппозиция: «Что они предлагают, кто-нибудь может сформулировать?»

Напомним, что на митинге 10 октября оппозиция представила свою программу по смене власти, согласно которой власть должна отказаться от собственного воспроизводства, подготовить избирательную систему к проведению демократических выборов и в сжатые сроки сформировать легитимные власти. Оппозиция предупредила, что в случае отказа властей от предлагаемого варианта, она намерена отстранить власть с помощью волны общенационального гражданского неповиновения.

«Наши планы и цели ясны, поэтому предложения о диалоге и компромиссных решениях должны исходить от властей. Если эти предложения будут разумными, то, возможно, мы пойдем им навстречу», – заявил лидер АНК Левон Тер-Петросян. Следующий митинг состоится 24 октября, основное содержание митинга будет заключаться в формировании единой программы дальнейших шагов.

«Белое» и «черное»

Однако, с властью и ее пропагандистской машиной, что называется все ясно. В данном контексте обращает на себя внимание не столько позиция власти, сколько поведение некоторых оппозиционеров.

На фоне проводимой правящим режимом грабительской политики против собственных граждан, на фоне скандального переназначения на должность губернатора Сюника имеющего богатое уголовное прошлое Сурика Хачатряна и многих других шагов режима, максимально приближенных понятию «беспредел», находятся весьма своеобразные «борцы за светлое будущее народа». Они обрушиваются с критикой не на правящий режим, а на оппозицию, первоочередной задачей которой является смена власти. Это поведение лже-оппозиционеров не укладывается ни в рамки нормальной логики вообще, ни в рамки «двухцветной схемы», сложившейся в обществе и на политическом поле Армении после событий 1 марта 2008 года. Именно эти события стали причиной формирования, упрощенной «двухцветной схемы», наполненной лишь белым и черным оттенками. Эти цвета являются показателем силы противостояния общества с властью. При данном раскладе все попытки создать в Армении так называемую «третью силу», как известно, заканчивались неудачей. Сегодня некоторые «интеллигенты» и вообще конформисты всех мастей мечутся между властью и своим истинным отражением в зеркале. Происходит это потому, что контраст белого и черного не оставляет никакой возможности для того, чтобы лавировать, а точнее изображать «святую» порядочность и справедливость, а на деле «бежать в одной упряжке» с властью.

Так, непонятно почему режиссер Тигран Хзмалян, представляющий гражданскую инициативу «Предпарламент», которая позиционирует себя как оппозиционная организация, сравнил «четверку» с клоунами? Для другой представительницы того же «скользкого» образования – известного этнографа Грануш Харатян – первоочередную роль играет не факт формирования движения против правящего режима, а отсутствие в его (движения) повестке дня геополитической составляющей и в первую очередь протеста против вступления Армении в Евразийский экономический союз. Для меня прискорбно, что оппозиция демонстрирует пассивность при оценке внешнеполитических вызовов», – полагает госпожа Харатян.

В затруднительном положении в условиях действия «двухцветной схемы», помимо класса конформистов, оказались и многие маргинальные политики, которые безуспешно пытаются вклиниться в «белое» пространство. На фоне сегодняшних процессов несколько странно звучат речи, таких персонажей, как Ованнес Игитян (якобы возродившаяся партия «Армянское общенациональное движение»), Петрос Макеян («Демократическая Родина»), Анжела Хачатрян («Свободные демократы»), Сурен Абраамян («Республика»,) и прочих деятелей, которые заявляют, что не имеют никакого отношения к «четверке» и не ждут ничего от её деятельности.

Заруи Постанджян - «Полеты во сне и наяву»

Еще до митинга 10 октября член парламентской фракции «Наследие» Заруи Постанджян заявила о том, что не примет участия в митинге, ввиду недостаточно радикальной повестки, предложенной организаторами.

15 октября на пресс-конференции Постанджян представила свою версию действий оппозиции. Она предложила парламентской «тройке» начать в Национальном Собрании процедуру импичмента действующего президента Армении; инициировать уголовное преследование в отношении второго и третьего президентов; возвратить незаконно приватизированное или приобретенное имущество государству; прекратить полномочия и осудить судей, вовлеченных в политические преследования; осудить тех должностных лиц в Полиции, Службе национальной безопасности и армии, которые участвовали в политических убийствах и преследованиях; сформировать временное переходное правительство; наконец, провести внеочередные парламентские и президентские выборы.

Между тем, статья 57-ая Конституции гласит: «Президент Республики может быть отрешен от должности за государственную измену или иное тяжкое преступление. Для получения заключения по вопросу отрешения от должности президента Национальное Собрание по постановлению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов обращается в Конституционный суд (КС). Постановление об отречении президента от должности принимается Национальным Собранием на основании заключения КС не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Если по заключению КС основания отрешения президента от должности отсутствуют, вопрос снимается с рассмотрения парламента».

Таким образом, в процедуре импичмента важную роль играет заключение подконтрольного властям органа – КС. Кроме того, даже в случае нужного для оппозиции заключения КС, согласно той же 57-й статье Конституции для проведения процедуры импичмента в парламенте необходимо 2/3 голосов (или 87 голосов из 131) от общего числа депутатов, которых у оппозиции нет.

Крайне маловероятно, что юрист по образованию Заруи Постнджян не знает порядка импичмента и необходимого реализации этой процедуры число голосов. Кроме того, депутат в своих предложениях абсолютно не учитывает реальность их осуществления. Ведь до суда необходимо провести расследование по фактам допущенных режимом нарушений законодательства. Однако при нынешних властях, контролирующих правоохранительные органы, да и не только, это невозможно. Для чего парламентарию понадобилось делать заведомо неосуществимые предложения?

По мнению некоторых экспертов, заявление Постанджян было сделано с целью повышения личного рейтинга и обозначения себя как фигуры куда более радикальной, нежели «четверка». Однако вновь возникает вопрос о том, зачем вдруг понадобилось вернувшейся после стажировки в США раскрученной женщине-политику демонстрировать свою сверхрадикальность? Ведь сегодня в Армении, сели говорить о реализуемых требованиях, то более последовательной силы, чем АНК, представить сложно.

Скорее всего, госпожа Постанджян выдвигая заведомо фантасмагорические предложения (насколько они грамотны – это уже другой вопрос), видимо, пытается принизить в глазах общества роль оппозиции – включая, кстати, своих однопартийцев во главе с председателем партии «Наследие» Раффи Ованнисяном.

Не исключено также, что заявление Постанджян является частью какого-то проекта, который должен быть раскручен в будущем. Ведь перечень всех основных игроков на политическом поле не исчерпывается фигурами во власти и представителями оппозиционной «четверки»: протестное движение еще только разворачивается.

По некоторым непроверенным данным Заруи Постнаджян с её американским бэкграундом (6 месячный «курс молодого бойца» во Флэтчеровской школе права и дипломатии) является одним из главных действующих лиц западного проекта по формированию в Армении очередной «оппозиционной колонны». Если принимать во внимание ещё и традиционное внимание к «женскому фактору», то можно предположить, что «полеты во сне и наяву» госпожи Постанджян могут иметь вполне определенную почву.

И вновь – «армянский Мишико»?..

Однако в этом проекте есть, как представляется, ещё и другое главное, а может быть и центральное лицо – депутат от фракции АНК, член правления общественно-политического объединения «Гражданский договор» (1) Никол Пашинян. Последний держится особняком от фракции и был период, когда он не участвовал в ее заседаниях.

Ещё более примечательно то обстоятельство, что после митинга 10 октября Никол Пашинян подверг «четверку» критике все с тех же сверхрадикальных позиций. Что и Постанджян. Он назвал митинг компромиссным и нацеленным на сделку с президентом.

«В этот день властям не было предъявлено никакого требования», – сказал он. По мнению Н.Пашиняна, сегодня проблема не только в смене власти, но и в том, чтобы после прихода новой власти люди не разочаровались: «Мы не имеем права разочаровывать граждан и давать людям лживые обещания. Таков подход «Гражданского договора». Никол Пашинян обвинил организаторов митинга 10 октября в том, что они не предъявили требования о смене власти. По его словам, «Гражданский договор» готов поддержать движение в случае формулирования такого требования.

Следует отметить, что Пашинян лукавит, а скорее пытается оболванить граждан – разве требование о проведении досрочных выборов, прозвучавшее на митинге, не означает смены власти? Непонятно и то, почему он и другие представители «Гражданского договора» решили «не замечать» неоднократных призывов оппозиции о необходимости смены власти, сделанных во время митингового турне по регионам…

Кроме того, по словам Пашиняна, оппозиция предлагает президенту сделку, так как оппозиционеры отводят второстепенную роль гражданам Армении, якобы сдерживают их, а режим Сержа Саргсяна призывают к торгам.

Получается, что Пашинян является сторонником потрясений и его не устраивает политика «четверки», направленная, как он выражается, на «сдерживание» граждан. Стоит ли говорить, что подобные игры (начавшиеся год назад на киевском Майдане) являются крайне опасными, так как направлены на разрушение в головах граждан остатков представлений о какой-либо законности, с конечным их превращением в легко манипулируемую массу, готовую по зову безумного вожака крушить всё подряд…

Созданный в декабре прошлого года, «Гражданский договор» активно продвигает американский проект по раскручиванию члена своего правления Никола Пашиняна, в котором, по мнению некоторых аналитиков, США видят – ни много ни мало – будущего президента Армении.

В целом, здесь можно узреть две тенденции: с одной стороны – очень бережное отношение к политическому реноме Пашиняна со стороны его кураторов из организации «Гражданский договор», а с другой – стремление «независимых СМИ» акцентировать деятельность этого политика. Любое его выступление тиражируется во всех подконтрольных властям СМИ – а ведь их подавляющее большинство. Для этого применяются различные приемы: от активного цитирования его выступлений в парламенте до заголовков в газетах и интернет-изданиях, в которых обязательно фигурирует слово «оппозиционер». Вся игра вокруг фигуры Пашиняна ведется очень тонко, ненавязчиво и почти незаметно для широкой общественности.

Своей невероятной амбициозностью, крайней эмоциональностью, а то и просто неудержимостью, русофобией (правда, до поры до времени скрытой) Пашинян очень напоминает Михаила Саакашвили. Остается лишь надеяться, что проект «армянский Мишико» не состоится, ибо мы все хорошо помним уроки Грузии....

Примечание

(1) 9 декабря 2013 года депутат от фракции «АНК» Никол Пашинян вместе со своими единомышленниками объявил о создании совета правления политического объединения «Гражданский договор». Таким образом, Пашинян окончательно отмежевался от экс-президента Левона Тер-Петросяна и возглавляемой им партии АНК. Согласно регламенту национального Собрания РА, депутат может выйти из фракции если он был избран по мажоритарной системе, либо если он не входил в первую «тройку» пропорционального избирательного списка.

Пашинян заявил, что «Гражданский договор» планирует участвовать в предстоящих парламентских и президентских выборах. Он также не исключил того, что сам может стать кандидатом в президенты от этого объединения. В состав Совета правления «Гражданского договора», помимо Пашиняна, входят бывший представитель политического объединения «АНК», один из прославленных командиров карабахской войны Сасун Микаелян, главный редактор журнала «Арарат» Ален Симонян, журналист исследовательского центра «Регион» Лена Назарян, сотрудник армянской службы радиостанции «Голос Америки» Арсен Харатян и пр.

«Мы сделали выводы из истории оппозиционной деятельности за последние 20 лет и обещаем, что не пополним ряды тех сил, которые обещают что-то, а потом пытаются объяснить, почему у них ничего не вышло. За последние 20 лет на всех выборах постоянно побеждала власть, которая была занята своим воспроизводством. Мы пришли сказать, что этот режим больше не будет у власти, и мы считаем очень важным не только заявить об этой задаче, но и последовательно, терпеливо, в результате просчитанных и точных шагов суметь добиться ее решения», - говорит Пашинян.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image