В МОСКВЕ, ДА И ВО ВСЕЙ РОССИИ НЕТ НИ ОДНОЙ ДИАСПОРЫ!
Ликбез… Когда в контексте того, что хотелось предать бумаге, всплыло это слово, я очень обрадовался. Такое оно доброе, за ним реальная история великой страны за многие десятилетия теперь уже, увы, прошлого столетия. И настолько естественно звучит, что сразу и не вспомнишь, что оно всё же аббревиатура. Мы его любим, оно не чета таким монстрам, как «УОРУИМППН ГУВД», «ГИБДД», «ПБОЮЛ» и др. Оно намного человечнее.
Итак, займёмся ликбезом. И возьмём сразу быка за рога! В России нет ни одной национальной диаспоры! Тем более в Москве! Чтобы в этом убедиться, заглянем в любую энциклопедию или толковый словарь.
Вот что мы читаем в Большой советской энциклопедии: «Диаспора – (греч. Diaspora – рассеяние), пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. Диаспора образовывалась в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, действия экономических и географических факторов. Первоначально термин «Диаспора» применялся к проживанию евреев вне Палестины, особенно после их изгнания в начале 6 века до н э. вавилонским царем Навуходоносором II, а затем в I-II вв. н.э. – римлянами. В дальнейшем термин «Диаспора» применялся и к некоторым другим этническим (например, армяне, ирландцы, китайцы) и религиозным (например, ранние христиане) общностям»1.
«Диаспора – пребывание значительной части народа вне страны»,– утверждает Сводный словарь современной русской лексики2.
«Диаспора, та часть народа (этнической общности), которая проживает за пределами родины и сохраняет национальные черты»,– пишется в Армянской советской энциклопедии3.
Итак, диаспора – рассеянная по всему свету часть какого-то конкретного народа. Именно, рассеянная, именно по белу свету… И так же это слово понимается во всем мире. Кстати, армяне свою диаспору, то есть, армян, разбросанных по всему свету, называют словом «Спюрк», имеющем абсолютно тот же смысл, что диаспора.
В скобках заметим, частое упоминание слова «диаспора» ныне разительно контрастирует с практически полным отсутствием его в общественно-политическом лексиконе Советской страны в течение долгих десятилетий. Когда я выше говорил: заглянем в любую энциклопедию или толковый словарь, то я грешил против истины. Долгие десятилетия, примерно до середины 80-х гг. этого слова не только не было в нашем лексиконе; оно отсутствовало в подавляющем большинстве справочных изданий, средствах массовой информации и т.д. Так, например, в имеющихся у меня 12 словарях, двуязычных русско-армянских, французско-русских, англо-русских и, наоборот, а также в словарях русского языка я не нашёл слова «диаспора».
Советскому государству диаспоры не были нужны. По многим причинам, и это – тема отдельного разговора. Сошлюсь хотя бы на то, как мы, советские армяне, были надёжно и надолго – как минимум на полстолетия – изолированы от нашей, армянской диаспоры. И уж не говорю о связанном с этим табу на трагические страницы нашей новейшей истории – на геноцид армян, совершённый Турцией в 1915–1922 гг.
Непонятно, когда и кем, именно в последние годы в России и, в первую очередь, в Москве слово «диаспора» стало употребляться не в первоначальном смысле. Стали говорить и писать: армянская, еврейская, татарская и другие диаспоры Москвы и т.д. И это как-то несерьёзно. Представляете себе армянскую, еврейскую, немецкую и т.д. диаспору какого-либо села из российской глубинки?!
Диаспоры состоят из общин. Это общеизвестно (см.: Армянская советская энциклопедия, там же). Сама же община «в широком значении термина самые различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества (подчеркнуто мною. – Э.Д.), религиозные сообщества, профессиональные объединения и т.п.»4.
Как видим, «община» имеет много значений, но применительно к этническому меньшинству в мировой практике обычно означает совокупность представителей последнего в конкретном населённом пункте, стране. Так, говорят и пишут: еврейская община США и, скажем, Нью-Йорка, армянская община Сирии и Дамаска, Ливана и Бейрута, Франции и Парижа, России и Москвы и т.д.
Таким образом, нет еврейской, армянской, татарской диаспоры России, тем более, Москвы. А есть соответствующие общины.
Так, давайте вернёмся к принятым во всём мире терминам!
Эмануил Долбакян
Напечатано:
Вестник Московского межнационального консультативного Совета, Москва, 2003, № 2(2), С.115-117;
Еркрамас,октябрь-ноябрь,2010/http://www.yerkramas.org/2010/10/02/v-moskve…
Добавить комментарий