В Степанакерте идёт суд над азербайджанскими преступниками

28 октября, 2014 - 18:46

В суде первой инстанции г. Степанакерта начался судебный процесс над  гражданами Азербайджана – Шахбазом Гулиевым (1968 г.р.) и Дилхамом Аскеровым (1960 г.р.), задержанными в июле сего года в Шаумянском районе Нагорно-Карабахской Республики и обвиняемыми по ряду статей Уголовного кодекса НКР.

Судебное разбирательство проходит под председательством судьи Анатолия Тадевосяна (председателя Суда первой инстанции общей юрисдикции НКР). В качестве обвиняющего прокурора выступает старший прокурор Генеральной прокуратуры НКР Карен Габриелян. В соответствии с законодательством НКР и по просьбе самих подсудимых последние обеспечены адвокатами: права обвиняемых защищают степанакертские юристы Эрик Бегларян и Аркадий Исраелян. Обвиняемые пользуются услугами переводчика, им подробно разъяснены их права.

Пострадавшую  сторону представляют  отец убитого Смбата ЦаканянаМехак Цаканян (семья Цаканянов в 1987-88 гг. была депортирована  азербайджанскими властями из армянского села Чардахлу) и Вреж Балаян, который понёс материальные убытки в результате действий преступной группы. На заседаниях суда присутствуют представители СМИ и правозащитники.

Согласно обвинительному заключению, Шахбазу Гулиеву предъявлено обвинение по признакам ст. 316 (шпионаж), ч. 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или без надлежащего разрешения, совершённое организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное ношение огнестрельного оружия и вооружения, совершённое организованной группой), п. 1 ч. 3 ст. 129 (похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия в отношении несовершеннолетнего, совершённое организованной группой), п. 3 ч. 3 статьи 183 УК НКР.

Дилхаму Аскерову инкриминируются преступления,  предусмотренные  ст. 316 (шпионаж), ч. 1 и 2 ст. 350 (пересечение охраняемой государственной границы НКР без установленных документов или надлежащего разрешения, совершённое организованной группой), ч. 3 ст. 245 (незаконное ношение огнестрельного оружия и вооружения, совершённое организованной группой), п. 1 ч. 3 ст. 129 (похищение человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия в отношении несовершеннолетнего, совершённое организованной группой), пп. 3, 7 и 14 ч. 2 ст. 103 (убийство, сопряжённое с похищением человека, совершённое организованной группой по мотиву национальной ненависти), ст. 33, пп. 3 и 14 ч. 2 ст. 103 (попытка убийства двух лиц, совершённая организованной группой, по мотиву национальной ненависти) УК НКР, ч. 1 и ч. 3, пункты 2 и 3 статьи 183, ч. 1 статьи 344 УК НКР.

Третий участник преступной группы – Гасан Гасанов, оказавший вооружённое сопротивление, был ликвидирован во время спецоперации по обезвреживанию группы (его тело передано азербайджанской стороне).

В ходе предварительного следствия выяснилось, что обвиняемые и до этого незаконно пересекали границу Нагорно-Карабахской Республики – в 2005-м и дважды в 2007 году.

В ходе судебного процесса Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров частично признали свою вину. В то же время они отказались от некоторых показаний, данных в период предварительного следствия.

«Зачем убили несовершеннолетнего? Я тоже служил 7 лет для своей родины, но не был таким жестоким», – обратился к подсудимым Мехак Цаканян, отец расстрелянного преступниками Смбата.

Шахбаз Гулиев, признавая, что убийство было совершено членами группы, отрицает свою причастность к нему. Он сообщил, что Смбата Цаканяна они взяли в заложники спустя несколько дней после пересечения границы. По его словам, Дилхам Аскеров сказал, что парня надо взять с собой в Баку, однако через два дня он изменил своё намерение, заявив, что «мальчика надо убить» (по данным следствия, Смбат Цаканян пробыл у диверсантов с 4 по 7 июля). Гулиев утверждает, что он был против убийства мальчика и что не видел момент убийства. По его словам, он обернулся на шум выстрела (по данным следствия, на оружии диверсантов были глушители) и увидел, что мальчик лежит посреди дороги, а кто стрелял – он не знает. При этом Гулиев добавил, что Гасанов и Аскеров о чём-то спорили, но не знает о чём именно.

 Обвинение в незаконном ношении оружия Гулиев признал частично, отвергнув обвинение в похищении несовершеннолетнего.

Гулиев отрицает также свою причастность к шпионажу, а незаконное  пребывание в НКР он объяснил поисками золота, заявив, что, якобы, где-то в тоннеле его бабушка спрятала банки с золотом. Вместе с тем он показал, что двое других членов группы пересекли границу с целью видеосъёмок и постоянно занимались этим. Он также сообщил о краже бычка, военной одежды и документов.

Гулиев признался, что поскольку в первый раз он пересёк границу НКР незамеченным, то ему показалось, что и на этот раз проблем не возникнет. Он сообщил суду, что в конце 1990-х отправился в Россию на заработки, отсидел в российских тюрьмах 6 лет за кражу, совершённую на его автомобиле, однако затем был оправдан.

Гулиев также рассказал о формировании группы и подготовке к проникновению на территорию НКР, представив историю своего знакомства с Аскеровым, который в годы карабахской войны был командиром батальона. По его словам, возобновив годы спустя отношения с Аскеровым, которого знал с 1992 года, Гулиев получил от него предложение отправиться в Карабах. С Гасаном Гасановым он познакомился в 2013 году (Гасанов тогда представлялся Адилем). Именно он, по словам Гулиева,  принёс оружие, с которым члены группы отправились в Карвачар.

Признав в ходе судебного разбирательства обвинение в незаконном пересечении границы в 2014 году вместе с Шахбазом Гулиевым и Гасаном Гасановым, в незаконном ношении оружия, краже денег, документов и скота, подсудимый Дилхам Аскеров отрицает обвинение в шпионаже, а также в похищении и убийстве несовершеннолетнего Смбата Цаканяна. Судебное разбирательство в Степанакерте продолжается.

Присутствовавшая на судебных заседаниях известная правозащитница из Армении, руководитель фонда «Против правового произвола» Лариса Алавердян отметила полное соответствие процесса нормам правосудия и судопроизводства. По её словам, обеспечены права обвиняющей, обвиняемой и пострадавшей сторон.

«Это, на мой взгляд, хороший положительный прецедент. Уверена, что это шаг вперёд в деле международного признания Нагорно-Карабахской Республики», – заметила она.

Напомним, что 10 июля с.г. Министерство обороны НКР распространило сообщение о попытке проникновения азербайджанских диверсантов на территорию республики, а 14 июля – о завершении операции подразделений специального назначения Армии обороны НКР по обезвреживанию азербайджанской разведывательно-диверсионной группы. В результате операции двое членов группы были задержаны, один –  уничтожен. В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело, избрана мера пресечения в виде ареста.

В свою очередь Полиция НКР распространила сообщение о том, что граждане Азербайджана Шахбаз Гулиев, Дилхам Аскеров, а также ликвидированный третий участник группы Гасан Гасанов, имея при себе оружие и боеприпасы, 29 июня 2014г. незаконно пересекли государственную границу НКР и проникли на территорию Шаумянского района республики с целью осуществления разведывательной деятельности. Согласно сообщению, данные лица по специальному заданию собирали информацию и осуществляли шпионскую деятельность. Более того, 4 июля они похитили с применением оружия несовершеннолетнего гражданина НКР Смбата Цаканяна, тело которого было обнаружено 15 июля с огнестрельными ранениями в лесной полосе общин Карвачар и Манашид Шаумянского района. Кроме того, вечером 11 июля на 32-м километре автодороги Варденис-Карвачар Гасанов на почве национальной ненависти убил из огнестрельного оружия жителя Еревана Саргиса Самвеловича Абрамяна (1971 г.р.), а жительнице села Дзорахбюр Котайкской области РА Карине Аршавировне Давтян нанёс огнестрельные ранения. Он оказал вооружённое сопротивление в ходе операции по его задержанию и был обезврежен. Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров были арестованы и заключены под стражу.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image