Степанакерт - Баку: ДВЕ ОГРОМНЫЕ РАЗНИЦЫ

29 октября, 2014 - 20:51

Представитель Госдепа США, как сообщили СМИ, отказалась комментировать начавшийся 27 октября в Степанакерте суд над азербайджанскими диверсантами. Как заявила Джен Псаки, внешнеполитическое ведомство США не принимает никакого участия в рассмотрении этого дела. "По частным случаям, подобным этому, мы не располагаем большим объемом информации", - подчеркнула она. Ранее Международный Комитет Красного Креста в лице бакинской делегации заявил, что "международное гуманитарное право не исключает возможности судебного процесса в отношении подзащитных лиц. Но в то же время международное гуманитарное право постоянно требует соблюдения правовых гарантий в связи с судебным процессом".

ЧТО КАСАЕТСЯ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ, ТО, КАК УЖЕ НЕ РАЗ ГОВОРИЛОСЬ, любая иностранная или международная организация имеет возможность вести мониторинг их соблюдения в ходе суда. Процесс в Степанакерте открыт для публики, нет никаких ограничений на видео- и фотосъемку, присутствие правозащитников и освещение слушаний прессой. Бакинские сайты сами опубликовали фотографии и видеокадры с судебного заседания. Посоветуем особо озабоченным состоянием своих соплеменников представителям Азербайджана сравнить их с жуткими кадрами расправы над мирным сельчанином Кареном Петросяном. И вспомнить заодно, что Петросян не был замешан по крайней мере в убийствах (об остальном умолчим). Тогда, возможно, им станет ясно, чем обусловлено брезгливое отношение международного сообщества к продолжающейся в Баку крикливой и безграмотной кампании в защиту членов разведывательно-диверсионной группы. А то, что это была именно организованная группа, целенаправленно и с определенным заданием пересекшая границу НКР, подтвердили сами диверсанты на первых заседаниях. Все сомневающиеся могут убедиться в этом, посмотрев свободно распространяемые в Сети видеокадры их показаний.

Более того, очевидно, что линия защиты построена на том, чтобы отвести от Дильгама Аскерова обвинение в убийстве, а от Шахбаза Гулиева - в шпионаже, свалив всю вину в убийствах двух людей и тяжелом ранении женщины на застреленного при задержании Гасанова. Именно поэтому Гулиев ссылался на то, что лично его интересовала исключительно нажива, при этом охотно рассказывая о производимых его подельниками видеосъемках. Именно поэтому Аскеров подробно рассказал о неоднократных "визитах" на территорию НКР начиная с 1998 года, встречах в Баку и связях с сотрудниками спецслужб и Минобороны Азербайджана и проводившихся членами группы видеосъемках. Причем он всячески подчеркивает свое курдское происхождение и напирает на то, что, дескать, в ходе предыдущих вылазок на территорию НКР у него не раз была возможность убить людей, но он этого не сделал. Такой вот, видите ли, гуманист, который, согласно материалам дела, хладнокровно выпустил в 17-летнего Смбата Цаканяна сразу несколько пуль. Просто взял и убил фактически ребенка, не причинившего ему никакого вреда и не представлявшего для членов группы никакой опасности.

ТЕПЕРЬ ЭТОТ ВОЗМОЖНЫЙ УБИЙЦА НАДЕЕТСЯ СВОЕЙ ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ И УШЛОСТЬЮ максимально смягчить себе меру наказания. Именно потому, что сам факт цивилизованного суда, а не дикого линчевания без суда и следствия, а также ход и атмосфера процесса убедили его в том, что это возможно. А прямо напротив сидит отец убитого, в зале сидят его мать и брат. Отец ведет себя сдержанно, с большим достоинством. Цаканяны - насильственно депортированные с родных мест беженцы из села Чардахлу, обосновавшиеся в деревне Нор Эркедж, названной по имени захваченного в ходе операции "Кольцо" карабахского села. Переводчицей выступает беженка из Баку. Драматизм происходящего потрясает, но иначе в этом конфликте быть не может... А теперь попытайтесь представить аналогичную картину в Баку. В памяти сразу же всплывут имена и лица замученных до смерти Манвела Сарибекяна, Карена Петросяна и Мамикона Ходжояна - и ничего более. Потому что иное в Азербайджане просто невозможно.

Между тем в парламенте этой страны состоялось обсуждение суда в Степанакерте, на котором депутаты, вспомнив кампанию по защите будапештского убийцы Сафарова, решили посоревноваться в степени озабоченности судьбой диверсантов. Было предложено обратиться к Европейскому суду по правам человека, а также организовать защиту при помощи "известных российских адвокатов", поскольку "Дильгам Аскеров является гражданином России" (оба диверсанта на суде подтвердили, что являются гражданами Азербайджана). Члены парламента решили также обратиться и к странам-сопредседателям Минской группы. Что ж, реакцию одного сопредседателя - США - они уже получили и вряд ли она их сильно порадовала. Выступила, естественно, и большая поклонница Сафарова Ганира Пашаева, которая заявила, что "двух наших соотечественников под пытками заставляют давать признательные показания" и следует обратиться в Европейский комитет против пыток. Напомним ханум Пашаевой, что ранее бакинские СМИ взахлеб сообщали о том, что одному из диверсантов армяне якобы выкололи глаза. Теперь у всех есть возможность убедиться в лживости подобных заявлений. Что же касается пыток, напомним, что сотрудники Степанакертской делегации МККК регулярно посещают задержанных, и если какая-либо организация пожелает проверить соблюдение прав подсудимых, она может обратиться к властям НКР с просьбой об их посещении. А вот вице-спикер милли меджлиса Бахар Мурадова
проявила политическую бдительность, мудро отметив, что "ни о каком участии представителей Азербайджана не может быть и речи", поскольку это означает "легитимизацию сепаратистского режима и спектаклей с судом".

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ОЧЕРЕДНАЯ ПРОВОКАЦИЯ БАКИНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ, имеющая очевидный политический подтекст, оказалась проваленной. Международные организации и страны-сопредседатели демонстративно отстраняются от какого-либо участия в этом грязном деле, памятуя о деле Сафарова и не желая мараться. В возможности участия на уровне адвокатов или наблюдателей бакинским деятелям чудится "легитимизация" суда. Наконец, любое сравнение в вопросе отношения к военнопленным, заложникам и задержанным лицам, которое и ранее выявляло диаметральную разницу между Баку и Степанакертом, в данном случае демонстрирует уже невозможность самих параллелей как таковых. А образцовое соблюдение судебно-процессуальных норм и законов Республики Арцах доказывает несостоятельность попыток какого-либо воздействия со стороны кого бы то ни было на объективный ход суда.

Между тем в Баку не чураются уже и привлечения к своим пропагандистским игрищам детей диверсантов. В сети распространяются фотографии дочки Гулиева с душещипательным плакатом "Я хочу видеть своего папу". Сынок Аскерова вообще осмелился предъявить претензии к состоянию отца, патетически восклицая, мол, что они с ним сделали. А сайт contact.az выразил сомнение в том, что находящийся в зале Аскеров и задержанный в июле диверсант - одно и то же лицо. Дескать, слишком он не похож на фотографиях, да и исхудал весь. Для особо тупых сообщим, что тюрьма, даже в НКР, это далеко не курорт. Что же касается "непохожести" нынешнего Аскерова на себя самого сразу после задержания, то тут все тоже элементарно: его просто помыли, постригли и побрили, приведя в приличный вид, за что сынку обвиняемого в убийстве бандита следовало бы сказать карабахцам большое спасибо. Да и в целом внешний вид диверсантов, их свободное и спокойное, без намека на запуганность, поведение лучше всего демонстрируют - как именно с ними обращаются в Арцахе.

Наконец, последнее. По просьбе общественной организации "Против правового произвола" исполнительному директору Ларисе Алавердян и члену совета организации - автору этих строк была предоставлена возможность посетить подсудимых. Мы не имеем права разглашать содержание беседы, однако сам факт разрешения на встречу со стороны соответствующих органов НКР уже говорит о многом.

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image