Сделано в Капане: капанский трикотаж

5 ноября, 2014 - 13:23

Бывшая проходная капанской трикотажной фабрики сегодня пустует. А в свое время напротив нее находилось помещение, где по окончании рабочего дня проверяли работников, чтобы они вдруг не вынесли с предприятия нитки или трикотаж. Об этом в беседе с Hetq.am рассказывает капанский трикотажник Армен Маркарян, отмечая, что в годы расцвета фабрики краж было много. Такие истории он слышал от своего отца – одного из старейших работников предприятия Дереника Маркаряна. Последний стал директором капанской трикотажной фабрики в 1981 г.

До осени этого года в Капане действовала швейная фабрика Горисского трикотажного производственного объединения, которая в дальнейшем она вышла из состава этого объединения. В 1996 г. фабрика была приватизирована ОАО “Сонатекс”, 20% акций которого принадлежат работникам фабрики. Председателем компании является Дереник Маркарян, а исполнительным директором – его сын Армен. 

Капанский трикотаж с итальянскими ярлыками

Трикотажным делом Армен Маркарян начал интересоваться с детства. В школьные годы учеников приводили на фабрику для прохождения практики. Но более серьезно он начал заниматься этой сферой после демобилизации из армии. Это было в 2001 году, и с того времени дела компании пошли на спад. В те годы предприятие выполняло заказы для американцев, однако после теракта 11 сентября полеты были прекращены, и реализовать продукцию стало невозможно. 

После этого фабрика работала на итальянцев, на французов, говорит Армен. В качестве доказательства он повел нас в один из бывших цехов, где до сих пор сохранилось несколько образцов трикотажных изделий. Глядя на коричневый женский свитер, трудно было поверить, что он сделан в Капане. По словам нашего собеседника, итальянцы привозили  сырье и модели, а они здесь шили по этим образцам. Недавно, говорит Армен, звонил один из итальянцев, спрашивал, работает ли предприятие. О заказах речь пока не зашла. 

Из образцов продукции Армен особо выделяет розовый свитер, который в те годы смоделировал очень известный сегодня дизайнер Валентин Юдашкин. “Когда мой отец пригласил его на фабрику, мы не знали, кто он такой. Юдашкин создал дизайн этого свитера, и когда я в каком-либо месте говорю, что у нас есть одежда, смоделированная Юдашкиным, мне верят с трудом”,- отметил директор компании. Он также вспомнил о том, как в 90-е годы его отец пригласил в Капан известного в то время психотерапевта Кашпировского. Потом показал свитер с крестом, первый экземпляр которого они подарили Вазгену Саркисяну. 

Нестабильное настоящее

Полиэтиленовая пленка на окнах настолько износилась, что ветер спокойно врывался в помещение. Директор, заметив это, сказал, что целлофаны уже не защищают от холода, придется менять окна, а это станет дополнительным финансовым бременем для компании. 

Мы ходим по цехам огромной фабрики. На швейцарских швейных машинах еще сохранились разноцветные нитки. Цех до сих убирают, так как верят, что когда-нибудь фабрика заработает в полную мощь. “Мы из оборудования ничего не продали. В темные и холодные годы многие предприятия распродали свои станки и машины. Отец же поступал наоборот – он их покупал. Когда я его спрашивал, зачем он это делает, он отвечал: когда-нибудь это нам пригодится”,- с улыбкой рассказывает Армен.    

Сегодня на бывшей трикотажной фабрике работает всего один цех, где выполняют в основном заказы местных организаций – шьют спецовки. Средняя зарплата составляет 70-80.000 драмов. Параллельно производят также трикотаж. В настоящее время фабрика работает над заказом горнодобывающей компании “Данди Пришс Металс Капан”. 

По словам Армена Маркаряна, особенно тяжело приходится, когда сотрудникам надо сообщать, что их отправляют в отпуск. Однако это скорее не отпуск, а простой. 

Армянский типографщик из Сирии

Несмотря на нестабильную ситуацию, небольшие заказы все же поступают. Так, от проживающих в Майами армян поступил заказ на изготовление маек. А несколько дней назад отец сообщил, что, возможно, они получат заказ из Казахстана. Достижением фабрики Армен считает организацию на месте печатания на майках различных изображений. Раньше для этого приходилось ездить в столицу. В Ереване Армен случайно встретился с сирийский армянином, который работал в Сирии в типографии, а в Ереване стал таксистом. “В первую очередь мне захотелось помочь ему, потому что они приехал из Сирии. Рассказал, что привезенные оттуда деньги закончились. Его взяли куда-то на работу, но кинули. Я спросил, приедет ли он работать в Капан, если я всем его обеспечу. Он согласился, но за крупную сумму. Честно говоря, если бы он не был сирийским армянином, я бы, наверное, не принял его условия. Одним словом, я привез его в Капан, он остался здесь три месяца и научил нас, как печатать на майках”,- говорит Армен. Сегодня в компании этим занимается один из его друзей.

Когда мы поинтересовались, где в Капане они реализуют свою продукцию, мой собеседник грустно вздохнул. Для того, чтобы открыть магазин, нужны финансы, которых у них пока нет.

Небольшую партию трикотажных изделий у них закупает один из местных торговцев. У него в центре города есть магазин, в котором и продаются изделия местной фабрики. Но он избегает говорить покупателям, что продукция капанская. “Наверное, думает, что если напишет, что произведено в Капане, никто эти вещи не купит...”,- сказал Армен.

Выставки не для малого и среднего бизнеса

Когда мы спросили Армена, участвует ли компания в различных ЭКСПО, которые могут помочь с рекламой их продукции и получением заказов, он в ответ лишь улыбнулся. 

Оказалось, что один-два раза участвовали но это обошлось в 200 тысяч драмов. Только за павильон пришлось заплатить 100 тысяч драмов.

“Уж лучше я выдам своим работникам зарплату, чем буду участвовать в ЭКСПО”,- сказал директор компании. Сейчас его больше всего волнует, как он скажет людям, что с будущего года они какое-то время не будут работать. А ведь фабрика работала даже в годы войны. Тогда они взяли на фабрику беженцев из Баку, которые вручную вязали носки для солдат.

Марине Мартиросян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image