Тигран Мансурян: Я не ощущаю себя легендой...
Один из самых известных современных композиторов Тигран Мансурян известен как новатор в музыке. Его произведения с успехом исполнялись в Лондоне, Париже, Риме, Милане, Вене, Москве, Варшаве, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других столицах мира.
Он стал автором музыки к фильмам «Цвет граната» С.Параджанова (1968), «Осенняя пастораль» Михаила Вартанова, «Мы и наши горы» Г.Маляна (1969), «Хозяин» Б.Оганесяна (1983), «Белые грезы» С.Исраэляна. В 2013 году композитор был удостоен Госпремии Армении в области музыки за «Реквием», посвященный жертвам Геноцида армян 1915 года.
Тигран Мансурян в эксклюзивном интервью рассказал «АРКА Style» о том, над чем работает сейчас, о последних гастролях в Арцахе, а также о курьезном случае, который произошел с ним во время работы над фильмом «Пощечина».
- Расскажите, пожалуйста, над чем вы работаете сейчас?
Мансурян - В настоящее время я работаю над сонатой, которая будет посвящена 100-летию Геноцида армян. Это большое произведение для альта и рояля, которое создается по заказу Стамбульского международного фестиваля и будет исполнено в 2015 году в Стамбуле. Естественно, это произведение связано с трагической датой в жизни нашего народа. Произведение исполнит американская альтистка армянского происхождения Ким Кашкашьян.
- С какими впечатлениями вы вернулись с последнего концерта в Арцахе?
Мансурян - Там прозвучали мои вокальные сочинения в исполнении учеников оперной певицы Аракс Мансурян (родная сестра композитора). Кроме того, были исполнены несколько моих других произведений, а также музыка, написанная к фильмам. Я почувствовал большую теплоту зрительного зала и был очень тронут отношением к моей музыке, моей личности. Буду искать повод, чтобы побывать в Арцахе снова.
- Вы являетесь автором музыки к самым популярным армянским фильмам. Многие люди, незнакомые с вашими крупными классическими произведениями, ассоциируют ваше творчество именно с этими романтическими мелодиями. Какие воспоминания у вас остались от периода работы над фильмами?
Мансурян - Киномузыка сделала меня популярным только в Армении, за пределами нашей страны мало кто о ней слышал. И я этому не противлюсь. Киномузыка – это прикладная музыка, она не выражает твою эстетику полностью. Это все равно, что в живописи оценить творчество художника по созданному им плакату.
В связи с этим мне вспоминается один смешной эпизод, случившийся во время работы над фильмом «Пощечина». Я сильно заболел, и второму режиссеру пришлось поехать в Москву вместо меня, но выступить в роли композитора. Ему задавали разные вопросы, так что ему приходилось отмахиваться и говорить «Главное, не это...». Это все было очень смешно. Сразу после выздоровления мне пришлось вылететь в Москву, чтобы ответить на вопросы.
- Вы – легенда современной армянской музыки. Трудно быть легендой, и обязывает ли это?
Мансурян - Вы знаете, конечно, обязывает, хотя я не очень-то приспособлен к этому статусу. Эти слова ко мне не имеют отношения. Я не ощущаю себя легендой.
- Как вы оцениваете современную армянскую музыку, тенденции ее развития?
Мансурян - В ней есть достойные представители, продолжатели традиций армянской композиторской школы. Но наша музыкальная реальность многомерна и включает как восточные мотивы, так и поп-музыку, и «рабис», и духовную музыку. Все эти направления в музыке очень разнятся, не соответствуют друг другу. В Армении мы живем в очень сложной музыкальной ситуации.
- Ваша сестра Аракс Мансурян – оперная певица, а ваша племянница – Шушан Петросян – поп-певица. Можно ли ожидать появления какого-то совместного проекта?
Мансурян - Я не пишу поп-музыку. Это не мое дело. Я уважаю тех, кто этим занимается. Согласен, что в этом деле нужен талант. А для сестры я писал. В годы, когда она жила в Армении, мы тесно сотрудничали, активно работали вместе, гастролировали по Советскому Союзу, давали концерты в Армении. Ей я посвятил сочинение «Песни заката», написанные мною на стихи Амо Сагияна.
- У вас очень богатый опыт как у композитора. Почему вы не занимаетесь преподавательской деятельностью?
Мансурян - Я не верю в преподавательскую деятельность. Я – самоучка, самостоятельно выучил ноты. Конечно, потом у меня были прекрасные педагоги, но сам я не люблю преподавать. Пусть каждый несет свой крест. Это не мой крест...
Добавить комментарий