Азербайджан нарушил неписаные законы и должен отплатить за это

24 ноября, 2014 - 13:04

Наш собеседник – советник министра обороны, военный эксперт Давид Джамалян.

 

Господин Джамалян, после того, как Азербайджан сбил армянский военный вертолет, много говорилось о необходимости контрудара. Ответная операция армянской стороны последовала – тела пилотов сбитого вертолета извлечены, без потерь с нашей стороны. Как вы оцениваете работу разведки?

 

После установления перемирия на границах Армении и Арцаха с Азербайджаном по неким неписаным законам не сбивались летательные объекты. То есть, после установления перемирия появились некие неписаные правила. Уничтожение крупной техники было своеобразным табу. Скажу также, что армянские силы не впервой проводят учения в районе Акна, и для Азербайджана в этом ничего удивительного не было.

 

Азербайджан нарушил неписаный закон и положил начало новой фазе эскалации. И адекватный, даже несоразмерный ответ с нашей стороны стал уже более обоснованным. То есть, они первыми нарушили правило, что делает их положение более уязвимым. Потому что и они проводят учения, их техника также периодически оказывается на мушке. И шаг Азербайджана будет иметь эффект бумеранга.

 

Что касается спецоперации, то после трагедии было очевидно, что будет общественный спрос на ответные шаги. Общество должно было убедиться в том, что надежно защищено, и наши соотечественники требовали активности армии. Требовался закономерный, понятный ответный шаг, но военные не имели права быть импульсивными. Было очевидно, что Армия обороны Арцаха молчать не будет и предпримет меры, прежде всего, чтобы извлечь тела наших ребят. Надо было также добыть части фюзеляжа вертолета, которые содержат интересную для противника информацию. Но надо было организовать все так, чтобы не было потерь с нашей стороны и чтобы для врага операция стала неожиданной.

 

Я могу заявить со всей ответственностью, что во всех подобных случаях, когда руководством армии ставятся задачи по пресечению каких-то действий или наказанию, первым требованием является осуществить все без потерь. Конечно, идет война, и потерь не избежать, но изначально ставится задача не понести потерь, а это требует умений, дерзости, и подразделения особого назначения ВС Арцаха в очередной раз выполнили задачу.

 

Операция примечательна тем, что сбитый вертолет был к азербайджанским позициям ближе, чем к нашим, и во-вторых, противник не мог не знать, что армянская сторона попытается извлечь тела и необходимые части фюзеляжа. Но они не смогли угадать логику и понесли потери. Это, с одной стороны, свидетельствует о боеспособности армянской армии, а с другой – о профессионализме ее спецподразделений.

 

Министр обороны Сейран Оганян отметил, что мы ужесточим службу на передовой, в частности, меры по мониторингу, выявлению и уничтожению нарушителей перемирия. Может ли это привести к эскалации ситуации?

 

Нет, потому что ситуация не может быть более напряженной, чем сейчас. Эскалация возможна только в случае нашей пассивности, отсутствия ответных ударов, когда врагу покажется, что его агрессия остается безнаказанной. Вот тогда действительно придется ждать новых трагедий. А контрудар играет сдерживающую роль, потому что, во-первых, речь идет о деморализации азербайджанской армии, они в панике в прямом смысле этого слова. После августовских событий они попытались взять реванш, но это стало для них пирровой победой. Да, мы понесли болезненные потери, но с сугубо военной точки зрения Азербайджан не смог выполнить простую задачу – сохранить важные для себя части фюзеляжа. Это морально-психологический удар, который свидетельствует о невысоком уровне боеготовности.

 

Мы не можем, конечно, говорить о том, что ситуация успокоится, но эскалация была бы сильнее без контрудара. Безнаказанность могла повысить градус наглости Азербайджана, а контрудар является, наоборот, лучшим способом сохранить баланс сил и относительный контроль на государственной границе.

 

Мы бы не прибегли к таким действиям, если б ОБСЕ удалось добиться извлечения тел? Это был радикальный шаг?

 

Вы правы, армянская сторона изначально была настроена решить задачу цивилизованными методами, мы обратились в международные инстанции, но реакция Азербайджана была крайне наглой, и поскольку Баку рассматривало цивилизованные методы как проявление слабости, нам пришлось заставить в очередной раз считаться с силой. Арцахская армия действительно в состоянии решать гораздо более серьезные задачи, и при наглости Азербайджана зачастую остается только этот рациональный путь.

 

Может ли спецоперация толкнуть Азербайджан на провокации?

 

Не думаю, что они сейчас прибегнут к широкомасштабным шагам. Мы не можем с уверенностью говорить о том, что отныне азербайджанская армия будет более сдержанной на государственной границе: у нас нет права обманывать ни себя, ни общество. Ситуация останется такой, как есть. Но с каждым разом азербайджанской армии придется чаще задумываться, стоит ли - потому что ответ будет становиться все более болезненным. Нет оснований ожидать большей эскалации, возможно, локальные перестрелки продолжатся, но то, что враг сломался психологически, это факт, возможно, они захотят что-то предпринять, но зря, потому что снайперы на месте. Так что, большей эскалации не будет. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image