Талыши как региональный политический фактор: интервью с Гарником Асатряном

22 мая, 2013 - 14:06

Интервью с известным востоковедом, профессором  Гарником Асатряном:

В последнее время нацменьшинства Азербайджанской Республики стали объектом повышенного внимания СМИ. О них – и прежде всего о талышах – много пишут и говорят. В чем причина? Неужели межнациональные отношения в республике так накалены?

Я бы не сказал, что до сих пор о нацменьшинствах в Азербайджане было мало написано или сказано: во всяком случае, талыши уж всегда фигурировали в большинстве аналитических и информационных сводок об Азербайджане. Правда, в настоящее время поток текстов по данной тематике существенно иной – и по количеству, и, разумеется, по качеству. И это – естественно, ибо то, что мы знали о талышах, татах, лезгинах, аварцах в этой республике 20 лет назад, не сравнить с тем объемом знаний, которым мы располагаем теперь. Вопреки преследованиям, дискриминации, сокрытию и извращению фактов, касающихся этнодемографии республики, последовательным попыткам лишить целые народы собственной идентичности, в частности, полному запрету на всякое проявление представителями автохтонных этносов  собственного национального бытия, культуры и языка, блокированию любого проекта, затрагивающего проблему этно-национального многообразия в стране и, естественно, драконовским мерам, наложенными властями Азербайджана на проведение исследований зарубежными учеными и правозащитными организациями среди нацменьшинств, происходит бурный рост национального самосознания этнических групп, и идет активный процесс их консолидации. Сформированы политические партии, культурно-просветительские союзы, политические фронты талышей, лезгинов, аварцев и других, действующие - по понятным причинам - в основном за рубежом, но имеющие большое влияние в самой стране среди компатриотов. Чего стоит, например, создание в 2011 году Талышской национальной академии в Минске – высшее проявление ментальной энергии народа, лишенного собственной государственности и, соответственно, не имеющего институтов социальной организации. По сути, талыши – единственный народ, который в отсутствие государственности создал Национальную академию наук со своим «Вестником» и издательством. В такой ситуации удерживать натиск пассионарной мощи исконных обитателей края, именуемого сегодня Азербайджанской Республикой, уже никакими средствами невозможно. Процесс действительно пошел и, без сомнения, как снежный ком будет набирать скорость. К тому же, в наш век информационных технологий попытки остановить консолидацию этносов и народов нереальны и вряд ли имеют смысл. Вот, например, через неказистую, на первый взгляд, песню «Кто ты такой, давай до свидания!» миллионы людей в бывшем Союзе узнали, что есть народ в Азербайджане, называемый талыши, хотя азербайджанский агитпроп сделал все, чтобы представить исконно татско-талышский песенный жанр «мейхана» как явление «азербайджанской культуры». А возьмите, к примеру, талышский национальный гимн «Азад ватан» или «Марш Талышистан», имеющие сотни тысяч просмотров в интернете – эти символы государственности у народа без государства  и´ по музыкальным характеристикам, и´ по эмоциональной наполненности превосходят подобные символы у многих признанных стран мира. И это отнюдь не случайно. Я уже однажды говорил, что, несмотря на в высшей степени неблагоприятную обстановку, в которой талыши живут на родине, политическая зрелость Талышского движения не вызывает сомнений.

Более того, помимо явного обострения межнациональной ситуации в Азербайджане на фоне актуализации этно-групповой идентичности нацменьшинств, есть еще один фактор, создающий напряженность в этом же поле. Дело в том, что и титульный этнос республики, азербайджанцы, - далеко неоднородная масса. Это, судя по всему, еще окончательно не выкристаллизовавшееся продолжение мусульманского (шиитского) конгломерата Ширвана и Аррана, всегда отличавшегося субэтническим - клановым, племенным и иным - разнообразием, в котором заметную роль играл иранский (татский) этнический элемент. Можно с определенной долей объективности, перефразируя известную русскую пословицу, сказать «Потри азербайджанца – найдешь тата!». Так вот, в этом латентном, не всегда ясно выраженном антагонизме между глубинным чувством самоидентификации человека и его вынужденным официальным позиционированием и кроются, видимо, причины даже, казалось бы, чисто социально-политических протестов и движений в стране – почти во всех проявлениях народного волеизъявления при ближайшем рассмотрении можно найти элементы этно-групповых и клановых противоречий.

В своем недавнем интервью газете «Ноев Ковчег» Фахраддин Абосзода утверждает, что почти 25% населения Азербайджана составляют талыши. Но он одновременно с укором отмечает, что Вы в 2001 году якобы писали лишь о 250 тысячах талышей в Азербайджане.

Видите ли, приводя эту цифру (критикуя, кстати, одиозность данных официального Баку), я отмечал, что даже без учета такой особенности как традиционализм и многодетность среди талышского населения, и принимая во внимание тот факт, что многие талыши и сами называли себя азербайджанцами при переписи, а также серьезные ассимиляционные процессы, которым нацменьшинства на этой территории всегда подвергались – при всем при этом численность их не может быть ниже 250 тысяч – то есть я обозначил некий нижний предел, который на тот момент в любом случае в несколько раз превышал официальные данные азербайджанских переписей.  Но даже в отсутствие релевантной информации и серьезной аналитики, я прекрасно представлял тогда, что реально эта цифра должна быть в разы больше. Но озвучивать ее наобум мне не представлялось возможным. Серьезные работы независимых американских экспертов (ненадолго допущенных в ареал в начале 90-ых годов), а также результаты исследований, проведенных за последние десятилетия, в частности, анализ специалистами погрешностей во всех переписях населения Азербайджана  начиная с 20-ых годов прошлого века, дают достаточно ясную картину, которая в принципе близка к оценке Фахраддина Абосзода. По самым скромным подсчетам число талышей в Азербайджанской Республике, действительно, может достигать двух-двух с половиной миллионов человек.

В том же интервью Абосзода отмечает: «Я всегда говорил: вместо того, чтобы строить линию обороны в Карабахе, Армении стоило вкладывать деньги в коренные народы Азербайджана. И лет через 10 Азербайджана не стало бы. Талыши бы жили на своей исторической земле». Как Вы прокомментируете это утверждение?

Фахраддин Абосзода – мой давний друг, которого я уважаю и´ как человека Идеи, и´ как крупного ученого и политика. Но особенно я ценю его как визионера, тонко чувствующего дыхание истории и вектор исторических процессов. Визионерство – удел немногих, наделенных чутьем, интуицией исторического развития. К тому же сегодня трудно найти человека более компетентного в талышском вопросе и лучше знающего Азербайджан и наш ареал, чем Фахраддин. К его анализу ситуации следует относиться очень серьезно. А по сути вопроса могу сказать следующее. Целенаправленное воздействие на этно-демографические процессы – «домен» крупных игроков – региональных и мировых, – державных образований, так сказать. Даже такая страна как Иран с 3000-летней непрерывной традицией государственности и имперским прошлым никогда не выходила за рамки простого финансирования или вооружения оппозиционных  этнических групп в странах, находящихся с ней в противоборстве (как в случае с курдами в Ираке во времена Шаха). В Иране нет, я бы сказал, глубинного понимания проблемы – многое видится исключительно через призму религии: шиизм versus суннизм. Создание провинции Талеш, например, за счет части провинций Гилян и Ардабиль в приграничном с Азербайджаном ареале могло бы стать действительным ответом на постоянные усилия северного соседа, направленные на провоцирование сепаратистских настроений в северо-западных областях Ирана. Я уж не говорю об отсутствии хотя бы малейшего проявления каких-либо контрмер по нейтрализации враждебных идей, идущих с севера. Трудно поверить, но – факт: в Исламской Республике Иран, при наличии цензуры и строгого «главлита», ежегодно выходят сотни пантюркистских книг явно антииранского содержания – подчас переводы сочинений бакинских муаллимов. Просто нет осознания явления и его губительных последствий для Ирана. Я об этом предметнее писал в моей недавней книге об этнической композиции Ирана.

Что же касается нашей страны, то, несмотря на имеющийся у нас определенный ресурс (сильный кадровый корпус при разработанной нами серьезной теоретической базе и опробованной методологии ее прикладной составляющей), использование его пока нельзя назвать рациональным. Но даже если бы ресурс этот заработал в полной мере, линия обороны в Карабахе – дело отнюдь не лишнее.

Но, ведь, Вы создали талышскую радиопередачу. Разве это не попытка подобного подхода к талышской проблеме в русле высказываний Абосзода?

Нет, разумеется. Я уже неоднократно говорил и писал, что радио «Голос Талышистана» преследует исключительно гуманитарные цели – способствовать сохранению и развитию талышской культуры, языка и литературы. Мы освещаем страницы истории талышского народа, говорим о великих его сыновьях, внесших неоценимый вклад в мировую культуру, рассказываем о героях-талышах, их ратных свершениях, читаем образцы талышской литературы, поэзии, мифологии и фольклора… Если бы азербайджанцы разрешили талышам иметь собственную телерадиостанцию в Талышистане, то есть в зоне компактного их проживания, то, наверное, не было бы необходимости в нашем радио – во всяком случае такой острой необходимости. Я несказанно рад, что народ именно так и воспринимает «Голос Талышистана». Радио одновременно выступает как проявление добрых намерений и дружеских чувств армянского народа к талышам, что находит адекватный отклик в сердцах людей. Один из наших слушателей - талыш из Баку, например, написал нам недавно: «Я глубоко признателен вам за то, что вы вернули мне мой язык, тогда как уже более двадцати лет нам твердят, что армяне – наши враги». В нашем эфире отсутствуют проявления вражды, ненависти, критики в адрес кого бы то ни было – мы пропагандируем только дружбу, взаимное уважение, добрые отношения с соседними народами и региональную солидарность. Это может подтвердить любой непредвзятый слушатель нашего радио. А учитывая, что религиозность не особенно поощряется в сегодняшнем Азербайджане, мы, по просьбе наших слушателей, включили в свои программы и беседы о традиционных религиозных талышских ценностях. При этом даже суры из Корана приводятся в талышском переводе, что восторженно принимается нашими слушателями. Сейчас мы намерены собрать воедино – из текстов передач – и издать отдельным томом «Избранные суры и хутбы из Корана и Нахдж уль-Балага на талышском языке». Кстати, говорят, что шейх-уль-ислам Азербайджана, талыш по национальности Аллахшукюр Пашазаде как-то сказал, что якобы невозможно перевести Коран на талышский – мол, нельзя на талышском выразить все богатство арабского оригинала. Ничего подобного! Послушайте «Голос Талышистана» и вы убедитесь, как мелодично  ложатся  слова священной книги мусульман на талышский язык и как полноценно они переводятся.  Одним словом, «Голос Талышистана» имеет исключительно культурно-просветительскую миссию. Если нам удастся с Божьей помощью внести хотя бы ничтожную лепту в развитие многосторонней и богатой культуры талышского народа, в усиление позиции талышского языка и расширение ареалов его функционирования и, естественно, в укрепление армяно-талышской дружбы, то мы будем считать это большим успехом.

Гарник Серобович, в одном из своих последних выступлений лидер Евразийского движения Александр Дугин говорил о расширении охвата Евразийской теории и, в частности, упомянул талышей, сославшись при этом на Вас и на Вашу книгу по этнической композиции Ирана.  Какое отношение могут иметь талыши к евразийству?

В упомянутом выступлении Дугина речь шла о более широком подходе к Евразийской теории. Александр Гельевич при этом упомянул не только талышей, но и таджиков, осетин и так далее. Он, фактически, озвучил новые параметры идеи евразийства. Если до недавних пор это понятие традиционно определяло географическое и культурно-цивилизационное пространство, включающее в основном славянские и степные (преимущественно тюркские) этносы, то сегодня в него вводится и иранская (и шире - индоевропейская) составляющая и ряд других элементов. Императив создания Евразийского союза, который предполагает некую интеграцию стран и народов, говорящих, наряду со славянскими, и на других индоевропейских языках, требует, однако, определенного расширения трактовки самого термина параллельно с дальнейшей разработкой теории и введением в нее новых компонентов. Слова Дугина надо понимать именно в данном ключе. В русле же нашей беседы знаменательно другое – упоминание главным теоретиком Евразийского союза талышей как одной из составляющих проектируемого образования – указывает на то, что талыши, фактически, стали уже  независимым региональным политическим фактором.

И последний вопрос. Коль скоро речь зашла о Евразийском союзе, как Вы относитесь к идее членства Армении в нем?

Перспектива любой региональной интеграции для меня привлекательна, тем более – вокруг идеи  близкого мне по духу и многим мировоззренческим параметрам евразийства. В новом же формате, который сейчас выкристаллизовывается, место Армении и армянства в этом союзе может быть весьма знаковым. В любом случае, я глубоко убежден, что мы должны активно включиться в процесс разработки идеологии и политико-экономических основ предполагаемого союза с тем, чтобы наши интересы были четко сформулированы и учтены.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image