НА ГРАНИ МРАКА И СВЕТА

6 декабря, 2014 - 13:03

В 1988 году я был начальником отдела внутренних дел Спитакского района. После разрушительного землетрясения почти четырнадцать часов пролежал под руинами. Но благодаря спасателям каким-то чудом остался в живых, долгое время находясь на грани жизни и смерти. С одной стороны - мрака, унесшего в небытие десятки тысяч моих соотечественников; с другой - света, что по начертанной каждому судьбе или Божьей воле дал мне счастливую возможность жить и работать, растить детей.

Как и у всех спитакцев, после происшедшей трагедии мое существование обрело совсем иное значение, словно я оказался в совершенно ином временном пространстве, где все измерялось одной единственной мерой - ценой человеческой жизни. С тех пор навсегда осталась в памяти эта резкая грань между прошлым и настоящим, напоминающая о себе особенно остро в День национального траура.

СЕГОДНЯ СЛУЧИВШЕЕСЯ В 1988 ГОДУ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ - СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ УЖЕ 26-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ. Новорожденные тогда дети - ныне взрослые парни и девушки. Да и молодежи, испытавшей на себе весь ужас этого бедствия, - теперь за сорок, а моим сверстникам и того больше - по шестьдесят и старше. Но нас роднит общее горе, коснувшееся каждой армянской семьи.

...Я был в числе тех, кто, оставив лечение в Москве, вернулся в Спитак, чтобы быть полезным, принять участие в восстановительных работах. В царившей суматохе требовалось обеспечивать порядок, не допустить мародерства. Перед нами ставилась задача бороться против правонарушений, защищать права людей в городе, превратившемся в развалины. Ведь Спитак стал не только эпицентром разбушевавшейся стихии, но и аккумулировал в себе всю гамму человеческих чувств и поступков - от возвышенного героизма до нравственной опустошенности и низости, даже мародерства.

Когда в городе открылась первая церковь, которой раньше не было, мы с отцом Степаном и отцом Аветисом часто говорили о том, как трудно восстановить мир и спокойствие в душах тех, кто перенес великое горе. Вместо разрушенного дома можно построить новый, но трудно утешить мать, потерявшую ребенка, или забыть о слезах, пролитых детьми, потерявшими родителей... Как смириться с такими утратами?..

Погибли и работники нашего милицейского отдела, многие сотрудники потеряли родных и близких. Однако они смогли найти в себе силы, чтобы объединиться и начать возрождать свой район.

После землетрясения в восстановительных работах участвовали строительные организации более чем тридцати стран. Люди разных национальностей, подоспевшие на помощь, оказались в незнакомой для себя обстановке. Как и нам, им предстояло бороться с трудностями и строить дома для оставшихся без крова. С гордостью могу сказать, что благодаря кропотливому ежедневному труду нашего отдела в течение всего времени не было зафиксировано ни одного серьезного преступления.

МЫ, ОСТАВШИЕСЯ В ЖИВЫХ - К НАШЕМУ ГОРЮ, ПОГИБ НАШ РАЙОННЫЙ ПРОКУРОР АЗАТ ПИЛОЯН, - вместе с первым секретарем райкома партии Норайром Мурадяном пытались утешить людей, радовались, когда создавались новые семьи, рождались дети, а голоса ребятишек на улице становились веселее и звонче.

Милиция постоянно пополняла свои ряды молодыми кадрами, стремясь к тому, чтобы наш отдел стал лучшим в республике. Поэтому мы с заместителем начальника по оперативной части С. Петросяном и начальником отделения уголовного розыска Р.Чарчяном решили отправить новобранцев на учебу в высшую милицейскую школу Тбилиси. Многие из них сегодня работают на руководящих должностях в полиции РА.

Я часто думаю о феномене армян, о том, как смог наш народ, пройдя через века, возродиться из руин, как Феникс, и дожить до XXI века. Считаю, что именно в способности жить будущим и заключается наша нравственная сила, а также в преданности предкам, в безграничной любви к детям и ответственности перед ними. Все эти лучшие человеческие качества я увидел и почувствовал в восстанавливаемом Спитаке, в его жителях, переживших невыносимые человеческие потери.

Спитак всегда был многонациональным районом. Здесь бок о бок жили армяне, русские, азербайджанцы - с их общими проблемами и радостями. Девизы советских лет об интернационализме, дружбе и родстве народов - не отвлеченные политические лозунги, а истинная правда тех лет, и я как начальник милиции района не раз убеждался в этом. Не знаю, почему и откуда, под влиянием какой "третьей силы" все это буквально, как говорится, "взлетело на воздух". И Спитак превратился в политико-экономическую арену, где человеческая нетерпимость не имела границ.

ЕЩЕ В НАЧАЛЕ ДЕКАБРЯ 1988 ГОДА В СПИТАКСКОМ РАЙОНЕ ВОЗНИКЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ТРЕНИЯ С АЗЕРБАЙДЖАНЦАМИ. В частности, в Хурсали они вооружились, не подпуская нас и близко к селу. Помню, я хотел встретиться с ними и поговорить по душам, но там открыли огонь. Более того, на вертолете прибыли эмиссары из Баку во главе с зампредом Совмина Азербайджана. Они пытались спровоцировать серьезные столкновения. Благо нашим силовикам удалось их задержать. Мы сообщили об этом в ЦК КПА, и после переговоров им разрешили уехать.

Незваных гостей отпустили, однако в целом ситуация продолжала оставаться крайне напряженной. Потом, видимо, одумавшись, азербайджанские жители собрали подписи и обратились к правительству Армении, поблагодарили районную милицию за обеспечение безопасности села и попросили перевезти их в Азербайджан (кстати, будучи уже в Азербайджане, после землетрясения они получили суммы материального ущерба в связи с произошедшим бедствием).

После землетрясения и участия в восстановительных работах я был назначен комендантом Мегри. Пришлось не только заново возводить железную дорогу Мегри - Нахиджеван, но и улаживать межнациональную ссору, контролировать ситуацию во время похорон убитых пастухов в Хндзореске, когда под угрозой ежесекундной стрельбы с вертолетов люди под страхом собственной смерти хоронили своих детей... Довелось участвовать в переговорах Нахиджевана и Ерасхавана, видеть падение Арцвашена, десятки раз успевать на помощь нашим ребятам, сражающимся на "невидимом" фронте, бороться за восстановление экономики страны.

В моем послужном списке значатся разные должности - и руководство Главным управлением борьбы против организованной и экономической преступности, и посты начальника райуправлений Котайка, Вайоц Дзора, начальника Аштаракского, Наирийского и Разданского РОВД... Ныне я возглавляю службу "Арминкассация". В течение долгой жизни я не раз убеждался, что страна не может твердо встать на ноги без многократных усилий всего народа, без участия в созидании новой жизни всех его социальных слоев. Только сообща люди способны бороться против бедствий, бороться за свои цели.

ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВО СИЛЬНО СВОИМИ ГРАЖДАНАМИ. Поэтому я уверен, что в XXI веке мы должны быть трезвыми и сильными. Мы должны уповать на Бога, который, ведя нас через испытания, расчищает дорогу в будущее, светлое для нашего народа. Мы должны найти мудрые решения для урегулирования национальных и политических вопросов. Я верю, что мудрость и жизнелюбие, доброта и милосердие нашего древнего народа победят.

Вот почему я, испытавший состояние на грани жизни и смерти, со своей дочкой Марине, родившейся 22 декабря 1988 года, с оптимизмом смотрю в будущее. И вижу пробивающиеся сквозь тьму лучи яркого света. У меня за плечами пережитые годы. Ей двадцать шесть лет - и вся ее жизненная биография еще впереди.

Каждый год 7 декабря в День национального траура мы вместе с другом Григором Мелкумяном посещаем могилы детей и подростков, погибших в Спитаке, вспоминаем вместе с друзьями и сослуживцами те далекие трудные дни и свято верим в счастливое завтра своей Родины.

Людвиг САРГСЯН, полковник

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image