Встреча с армянами у берегов Северного Ледовитого океана на острове Шпицберген

26 декабря, 2014 - 14:06

Приближается Новый год. Ощущается дыхание Севера — владений Деда Мороза. Думаю, пришло время побывать в гостях у самых северных армян в мире. Мне как раз попала на глаза любопытная статья в армянской газете, выходящей в США, — «The Armenian Weekly». В ней проживающий в США армянский путешественник Рик Казарян рассказал о том, как он вместе с отцом побывал на острове Шпицберген. Давайте и мы отправимся туда.

Этот остров принадлежит Норвегии и управляется норвежским губернатором. Вернее было бы сказать, что Шпицберген — это обширный полярный архипелаг, расположенный между 74 и 81 градусами северной широты в Северном Ледовитом океане. Летом солнце не заходит 99 дней, а зимой кромешная тьма царит здесь на протяжении 84 дней. Архипелаг состоит из трех крупных островов, семи более мелких островов и прочих маленьких островков общей площадью 621 квадратный километр. Население архипелага составляет примерно 3 тысячи человек. Из них 70 % — норвежцы, 20 % — русские. Считается, что эти люди живут в самом северном поселении в мире. Самое крупным населенным пунктом архипелага и его административным центром является Лонгйир с населением 2 тысячи человек. В основном здесь живут норвежцы. В 1920 году в рамках Парижской мирной конференции был заключен уникальный Договор, закрепивший суверенитет Норвегии над Шпицбергеном. Но при этом все государства — участники Договора имели право эксплуатировать ресурсы Шпицбергена, осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства. Сам архипелаг и прибрежные воды являются демилитаризованной зоной. На острове действует полностью безвизовый режим. То есть здесь имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Договор по Шпицбергену. Однако единственной страной, воспользовавшейся особым статусом Шпицбергена, является Россия, которая помимо Норвегии ведет активную хозяйственную деятельность на архипелаге.

На острове Западный Шпицберген находится второй по величине российский поселок Баренцбург, названный так в честь знаменитого путешественника Виллема Баренца. В нем проживает 400 русских поселенцев, занимающихся добычей угля. Помимо этого России также принадлежат законсервированные поселки Пирамида и Грумант. С советского периода россияне сохранили здесь свое присутствие. В Баренцбурге есть русская православная церковь, построенная в память о погибших здесь в 1996 году в авиакатастрофе 140 шахтерах. Здесь есть российское консульство, гостиница, школа с бассейном, магазин сувениров и даже пивоварня «Красный Медведь». С советских времен тут сохранился и памятник Ленину. А продукты питания и все необходимое в поселке получают с материковой части России.

С начала XX века и до сих пор основой экономики на Шпицбергене является добыча угля. В последние годы здесь все активнее стал развиваться полярный туризм. Но для туристов здесь установлены весьма строгие правила. В частности, на Шпицбергене запрещены туристические вертолетные экскурсии. Кроме того, нельзя охотиться и даже беспокоить диких животных, включая белых медведей. У полярных туристов в зависимости от времени года наиболее популярны снегоходные и лыжные маршруты, пешие экспедиции и туристические маршруты по ледникам и фьордам на лодках. Вот и Рик Казарян с отцом отправились в путешествие на Шпицберген. Будучи заядлым путешественником, Рик до этого объездил много стран и всюду встречал армян, будь то в Бангкоке, в Рио-де-Жанейро или в Калькутте. Он был уверен, что армян можно встретить везде, но только не на Крайнем Севере. Когда они прогуливались по главной улице Баренцбурга, Рик достал фотоаппарат, чтобы сфотографировать одно из зданий, и в этот момент заметил, как на балкон вышел темноволосый мужчина и стал курить на морозе. Интуиция что-то подсказала Рику, и он крикнул тому по-русски: «Здравствуй!» Мужчина ответил на приветствие, и тогда путешественник спросил: «Как тебя зовут?» В ответ услышал: «Вардан». Рик улыбнулся и, перейдя на армянский язык, крикнул: «Ты армянин?» Тот удивленно ответил: «Да». И тут же радостно заорал: «Ахпер джан, давай, иди сюда, поднимайся к нам». Казаряны вошли в дом Вардана, представились и разговорились с ним. Вскоре к своему великому удивлению они оказались в окружении семерых соотечественников — выходцев из Гюмри. Эти ребята рассказали, что из-за тяжелых экономических условий в Армении в поисках работы они вынуждены были покинуть свой родной город и уехать на заработки. Волею судьбы они оказались здесь, у берегов Северного Ледовитого океана. Они обосновались на Шпицбергене в российском шахтерском поселке Баренцбург. Условия нормальные, живут в дружбе с русскими ребятами. Зарплата здесь во много раз выше, чем дома. Правда, они работают не на шахте, а на стройках, занимаются строительными и ремонтными работами. Вардан рассказал, что они живут на острове полгода, а затем отправляются в отпуск на родину в Армению. А спустя полгода снова возвращаются из Гюмри сюда.

Рик с отцом были потрясены столь необычной встречей. Рик так завершил свой рассказ: «Встретить армян на краю мира было очень удивительно, это выглядело просто сюрреалистично». Да уж, действительно, на подступах к Северному полюсу скорее можно было бы наткнуться на Деда Мороза, но не на армян. Однако встрече с соотечественниками Рик был рад куда больше, чем даже встрече с живым Дедом Морозом. Вот такая невероятная новогодняя история, дорогие читатели, с которой мне хотелось вас познакомить в преддверии наступающего Нового года.

Александр ЕРКАНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image