Вторая родина Ашота из Ленинского

27 декабря, 2014 - 22:21

Ашот Маркосов — по национальности армянин, хотя и родился в Грузии. В поселке ХрамГЭС Цалкского района, что в сотне километров от Тбилиси. Его отец Джанибек работал проходчиком при прокладке тоннеля на строительстве гидроэлектростанции, которая возводилась на притоке реки Куры.

Мама Ашота, как и его отец, армянка. Тоже родилась в поселке ХрамГЭС. Всю жизнь была домохозяйкой, так как в семье было пятеро детей.

Как рассказывает Ашот Джанибекович, население его родного поселка было многонациональным. Здесь жили грузины и греки, армяне и азербайджанцы, русские и украинцы, абхазцы и осетины, езиды и представители ряда других народностей. Недалеко от нас жили немцы…

— Все жили дружно, — вспоминает Ашот. — Общались друг с другом. Я понимаю языки всех народов, которые жили в поселке. Свободно разговариваю, конечно, не на всех, но понимать — понимаю. Хотя учился в русской школе — Храмгэсской средней школе. В принципе, у нас никогда не поднимался вопрос национальной принадлежности, росли все вместе.

— В школе учился я хорошо, по математике в классе был одним из сильнейших, — рассказывает Ашот. — После окончания 10 классов даже собирался поступать в один из московских институтов именно с математическим уклоном. Но не получилось. И потому после срочной службы в армии пошел работать на Руставский металлургический завод.

А через два года Ашота направили в командировку в Тулу, на Новотульский металлургический завод — так тогда назывался нынешний «Тулачермет». Оба эти завода вместе с Челябинский, Липецким, Таганрогским металлургическими заводами входили в трест «Домнаремонт», который базировался в Туле на улице Мориса Тореза.

Поработав в Туле некоторое время в качестве командированного, Ашот решил остаться здесь на постоянное место жительства. Тем более, что немного ранее здесь обосновался его старший брат Юрий, проходивший срочную военную службу в Туле. Брат после службы в армии остался жить в Туле, женился здесь и к приезду Ашота уже был семейным человеком.

На заводе Ашота избрали секретарем комсомольской организации цеха. А вскоре он поступил учиться в Тульский техникум советской торговли, после окончания которого стал работать в ресторане «Дружба» — был такой на проспекте Ленина в те годы. Сначала экспедитором, затем заведующим кафе при ресторане, заместителем директора ресторана. А потом ему предложили открыть кафе-ресторан в Ленинском. Барсуковскии рабкооп тогда только начал строить новое здание кафе в поселке Барсуки, и Ашот занялся продолжением строительства.

— Но пока шло строительство, «мода поменялась», — смеется Ашот Джанибекович, — пошла мода на пивбары (это был конец 1970-х годов — прим. авт.). Руководство страны решили пропагандировать культуру пития с одновременных снижением градуса потребляемых спиртных напитков. От крепкого алкоголя к пиву. И мы сделали кафе-пивбар. Это потом уже, через несколько лет, к пивбарам стали относиться пренебрежительно, когда в большинстве мест они превратились просто в «пивнушки» со стойками. А тогда в отношении пивбаров была большая культура — были сидячие места, без холодных закусок пивом торговать не разрешалось. Если закуски не будет, то «точку» запросто могли закрыть. И проверки были очень строгие…

— За хорошую работу мне дали двухкомнатную квартиру в поселке Барсуки, — продолжает вспоминать Ашот. — С женой мне повезло. По работе встретились, познакомились, начали встречаться. Жена у меня русская, красивая. Лена мне родила троих сыновей прекрасных.

— Раньше здесь было мало таких примеров, когда нерусский женился на русской, — улыбается Ашот Джанибекович. — И родители Лены сомневались поначалу, мол, бросит он тебя. Моим родителям Лена понравилась, и они сюда приезжали, и мы к ним ездили. Они были не против нашей женитьбы. Свадьба была здесь, по русским обычаям. Но, конечно, на свадьбе были и армяне. Были и мои братья, их у меня трое. В Барсуковском клубе нас расписывали.

Первого сына назвали в честь дедушки Джанибеком, второго — Арменом. Когда ждали третьего, то договорились, что если родится дочь, то ей имя даст папа, а если сын, то — жена. Родился сын, и Лена назвала его в честь супруга Ашотом.

Жили поначалу в однокомнатной квартире, но после рождения сыновей обменяли её сначала на двухкомнатную, потом на трехкомнатную. Когда и эта квартира стала маловата, купили недостроенный дом и достроили его.

— Семнадцать лет я отработал заведующим кафе-пивбаром, — с нескрываемой гордостью говорит Ашот Джанибекович. — В Тульской области уже давно все пивбары позакрывали, а мой всё работал. Я не то что какой-то там «блатной» был, но по сравнению с другими у меня более культурное заведение было. Работа была, честно скажу, не из легких. Приходилось, можно сказать, «воевать» с алкоголиками. С теми, про кого говорят, что он «алкоголик по жизни». Но, нужно отдать должное, в те времена в этом отношении очень хорошо работала милиция. Да и пиво тогда было более высокого качества, чем сейчас. Это сейчас «пиво ускоренного созревания». А тогда всё было, как положено. Была наша, тульская, фирменная продукция. И солод наш был, и сусло. Хотя сам я не особо-то любитель пива, но пробовать приходилось, чтобы знать качество продукции…

— Потом пивбар закрыли, — вздыхает Ашот, — но разрешили торговать разливным пивом на вынос. Поставили пивную палатку на окраине поселка. Но в 1990-х годах всё это закончилось. Я открыл продуктовый магазин в поселке Барсуки, который работал десять лет. А потом стал я заниматься строительством в качестве индивидуального предпринимателя. Делал асфальт. Плотно работал с Ленинским горнохимическим заводом. После дефолта в 1998 году многое потерял, как и многие другие предприниматели в то время…

— Но я по жизни ничего не жалею, — заверяет Ашот Джанибекович. — Есть Бог, ему виднее. Значит моя судьба такая. Главное, что жив и здоров. Значит мне на роду написано так. Такая моя «норма» — не положено мне свыше сильно богатеть. А потихонечку, потихонечку… Мне не на что обижаться. Дети выросли, все получили высшее образование, а младший даже — два высших. Все работают. Старший мой брат сейчас на пенсии. Младший, Зураб, тоже здесь. Он приехал ко мне после окончания школы, поступил в политех, окончил его. Сейчас работает на строительстве магистральных газопроводов.

— Когда я приехал в Тулу, здесь очень мало было армян, — констатирует Ашот. — Но постепенно их приезжало всё больше и больше. Теперь у нас есть своя армянская диаспора численностью более 10 тысяч человек. Конечно, мы всегда помогаем друг другу, особенно вновь приехавшим. И с жильем, и с работой. Подсказываем, устраиваем.

У нас есть воскресная армянская школа, в которой учатся и армяне, и русские, и дети других национальностей. Надо сказать, что свои воскресные школы в Тульской области открыли только еврейская и армянская общины. Ну, то что работают русские воскресные школы, это само собой.

Армянская воскресная школа была открыта в 2001 году при факультете математики, физики и информатики Тульского государственного университета имени Льва Толстого. Обеспечивают учебный процесс директор школы, два учителя армянского языка, учителя пения и танцев. Каждый учебный год заканчивается творческим отчетом, который посвящается какой-нибудь знаменательной или памятной дате.

— Уже 13 лет нашу диаспору возглавляет Рафик Папян, — подчеркивает Ашот. — Сам я тоже член правления. В связи с тем, что я много лет здесь живу и занимался многими вопросами, помогая землякам устраиваться на новом месте жительства многие меня даже стали называть «Ашот Ленинский». Сейчас старший по Ленинскому району в армянской диаспоре Самвел Адян. Его дочку многие жители Ленинского района и Тулы знают — она занималась в Ленинской детской школе искусств и выступает на многих мероприятиях в составе вокального ансамбля «Надежда», очень хорошо поет…

— У нас очень хороший танцевальный ансамбль «Аракс», — отмечает Ашот Джанибекович. — Он участвует и в выездных концертах, в различных культурно-массовых мероприятиях Тулы и Тульской области. Мы каждый год участвуем в проведении Дней национальных культур, которые проводятся в Туле, и постоянно занимаем призовые места. На этих фестивалям мы представляем и блюда национальной кухни, и национальную одежду, и национальную культуру.

С помощью всех армян Тулы и Тульской области нами был построен и открыт в сентябре 2003 года в центре Тулы, на улице Пушкинской, сквер и памятный хачкар в честь русско-армянской дружбы. «Хачкар» в переводе с армянского означает «крест-камень» и является архитектурным символом самовыражения армянского народа. За сквером мы ухаживаем, собираемся там в праздники и в памятные даты. Например, в память о дне геноцида 1915 года.

Если обратиться к истории, то можно узнать, что в 301 году языческая Армения первой в мире приняла христианство, и это во многом предопределило историческую судьбу армян на многие века.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов армяне не раз доказывали преданность дружественному русскому народу. Более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза.

— Страна знает наших крупных военачальников, — с особой гордостью говорит Ашот Маркосов и показывает портреты, висящие на стенах его рабочего кабинета. — Это маршалы Ованес Багрямян, Амазас Бабаджанян и Сергей Худяков, адмирал Ованес Исаков, генералы Микаэл Парсегов, Саркис Мартиросян и Ивер Сафарен, полковник авиации Нельсон Степанян и многие другие герои той войны.

— Армянская диаспора участвует и в благотворительных акциях, — отмечает Ашот Джанибекович. — Наш руководитель тульского регионального отделения Союза армян России, председатель правления Армянского культурного центра «Крунк» Рафик Гарникович Папян говорит: «Человек устроен так, что он всегда стремится оставить о себе хорошее впечатление. Чтобы его знали, уважали, помнили. И, соответственно, о человеке можно судить по тому, какой след он оставляет после себя на Земле». Так, Рафик Папян помогал восстановлению Тульского Кремля и церкви в Кремле. И мы все помогает, каждый на своем месте — там, где он живет. Я непосредственно сейчас помогаю детскому саду в селе Хрущево и местной школе. Раньше, когда жил в поселке Барсуки, то помогал там детсаду и школе. Сотрудничаю с сельской администрацией по многим вопросам.

— Ребята мои пока не женаты, — возвращается Ашот к разговору о семье. — Живем мы все вместе, все праздники отмечаем вместе. На родине у меня осталась сестра и много родственников. Мы ездим в гости к ним, они приезжают к нам.

— Мне в последние 6-7 лет очень нравится бывать в Армении, хотя я и родился в Грузии, — подчеркивает Ашот Джанибекович. — Очень красивые исторические места. Интересные храмы, сделали дороги, развивается туризм. Всем советую съездить и посмотреть. Там бывает очень много русских туристов. Сейчас и Тула хорошо развивается в этом плане. Армянская диаспора поддерживает все начинания губернатора Тульской области Владимира Сергеевича Груздева, не случайно председатель диаспоры является советником губернатора. Губернатор бывает на наших мероприятиях. Нам очень нравится, что губернатор очень многое сделал для развития региона. Много строится детских игровых площадок, спортивных комплексов. Дороги стали хорошими. Обратил внимание губернатор и на необходимость удаления старых деревьев и посадки новых зеленых насаждений. Тула заметно преобразилась в лучшую сторону и это приятно. Радует то, что развивается и туризм. Оказывается, и в Тульской области есть на что посмотреть самим и показать другим…

— Мы любим Тульскую область, которую считаем своей второй родиной, — говорил Ашот Маркосов, — а русский народ считаем своими братьями. И за праздничным столом, мы всегда поднимаем тост за нашу дружбу, крепость которой подтверждена веками и многими испытаниями, через которые мы прошли вместе.

Татьяна Ершова

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image