ГЕРОЙ АРМЯНСКОГО ЭПОСА

8 января, 2015 - 14:28

Ереванцы уже давно привыкли к монументальному величию Центрального железнодорожного вокзала, перед зданием которого установлен не менее величественный памятник одному из любимейших героев армянского эпоса Давиду Сасунскому. Кстати, как гласит городская легенда, это самый тяжелый памятник армянской столицы. Его вес превышает 3,5 тонны, а высота скульптуры, которая держится на трех точках опоры, составляет 12,5метра. Герой народного эпоса изображен на вздыбленном сказочном коне Джалали в тот момент, когда разит врага своим мечом. Сегодня мало кому известно, что прототипом героя стал знаменитый армянский танцор, хореограф, народный артист Вануш Ханамирян, создавший на сцене Национального академического театра оперы и балета имени А.Спендиарова неповторимый образ Давида Сасунского в одноименном балете Эдгара Оганесяна.

Автором этого культового монумента является известный скульптор, народный художник СССР Ерванд Кочар, отобразивший армянскую историю в скульптурной композиции из кованной меди и базальта. А начиналось все далеком 1939 году, когда праздновалось 1000-летие армянского эпоса. Высокая правительственная комиссия решила установить памятник народному герою перед Ереванской железнодорожной станцией, чтобы Давид Сасунский встречал прибывающих в столицу гостей. Учитывая важность задачи, обратились к известным скульпторам Ара Саргсяну, Сурену Степаняну, Айцемнику Урарту. Однако те отказались из-за сжатых сроков. Впрочем, комиссию сей факт не особенно смутил: ведь недавно из Парижа в Ереван вернулся Ерванд Кочар, давно мечтавший воплотить народного героя в скульптуре. Сначала художник создал гуашью серию работ. И хотя семь из них Овсеп Орбели отобрал для иллюстрации юбилейного издания, тем не менее у Кочара мысленно была выстроена еще одна композиция. Для ее воплощения он запросил лишь гипс и одного подмастерья в помощники. В течение 18-ти дней Мастер созидал прямо на привокзальной площади, что вызывало недоумение у чиновников: неужели такой большой по объему государственный заказ можно выполнить за столь короткий срок? Но в день празднования, в сентябре 1939 года гипсовый памятник Давиду Сасунскому был торжественно открыт, как и планировалось, на привокзальной площади перед Центральным железнодорожным вокзалом. Уже после юбилея Кочар собирался отлить его в металле, однако мечту пришлось отложить на неопределенное время. Шел 1941 год. Говорят, что в кругу знакомых Кочар как-то негативно высказался о Гитлере. Но донос стукача в НКВД полностью исказил смысл фразы и трансформировал ее в оду фашизму. Скульптора арестовали с типовой формулировкой в «антисоветской идеологии», «измене Родине» и «шпионаже в пользу Франции», а созданный памятник разрушили до основания. Только через два года, благодаря ходатайству своих сокурсников по Нерсисяновской семинарии Каро Алабяна и Анастаса Микояна его выпустили из тюрьмы.

Пережив драму, Кочар долго не хотел возвращаться к любимому детищу. Однако к 1952 году он стал надолго запираться в своей мастерской, видимо, работая над эскизами к новой композиции. Но образ рождался трудно. И лишь спустя год на премьере балета «Сасунци Давид» скульптор нашел живое воплощение своей идеи в образе молодого артиста Вануша Ханамиряна, выступившего в заглавной партии. Кочар был настолько заворожен игрой танцора, что пригласил его в свою мастерскую на «роль натурщика». Так композиция постепенно стала обретать новые монументальные черты, значительно отличавшиеся от старого силуэта: исчез, например, старик, который когда-то стоял у ног гипсового коня. Между тем, недоброжелатели вновь попытались помешать Мастеру в создании шедевра. В одну из ночей кто-то подпилил металлическую арматуру и памятник рухнул прямо на площадке в рабочее время, по счастливой случайности никого не придавив. И все же, несмотря ни на что, открытие памятника состоялось 3 декабря 1959 года. Правда, без участия первых лиц республики. Говорят, побоялись, так как еще в 1957 году решение городского совета по восстановлению памятника к 40-летию советской власти попытались оспорить перестраховщики, посчитав его уж слишком «националистическим» и «не отвечающему интернациональной идее». Как бы там ни было, но и без «высоких» гостей простой народ устроил в тот день народные гулянья до утра. Особенно отличились сасунцы. Накрыв столы прямо у постамента, они зазывали всех желающих принять участие в пиршестве в честь любимого героя.

С тех пор прошло более 50-ти лет и, конечно, памятник стал нуждаться в реставрации. Как выяснилось, от сильного ветра он начал покачиваться. К тому же свою лепту внесли вандалы, украв чашу из под копыт коня. Но совсем недавно памятник был приведен в порядок: установлена новая чаша, заменена система водоснабжения, благоустроен бассейн, проведено ночное освещение. Кстати, навели порядок и в полом теле статуи, для чего Кочар когда-то специально предусмотрел дверцу на бедре лошади. После реставрационных работ Давид Сасунский вновь вернулся к жизни. И хотя по известным причинам он уже лет двадцать не встречает гостей из дальнего зарубежья, тем не менее монументальное сооружение до сих пор остается визитной карточкой Еревана. По мнению специалистов, величественное творение Ерванда Кочара в былые годы могло поспорить даже с «Медным всадником» Фальконе по совершенству форм и экспрессивной изящности. Во всяком случае, в те годы армянская композиция считалась одной из лучших конных скульптур всадника в СССР.


Наталья Оганова


 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image