Наследие Карена-строителя

27 января, 2015 - 13:39

В конце ноября в Музее-институте архитектуры открылась выставка, посвященная памяти государственного и политического деятеля Карена Демирчяна, но только одной сфере его многогранной деятельности. Строительной. Той самой, за что его справедливо назвали Кареном-строителем. Прошло почти два месяца, однако внимание к этой экспозиции не ослабевает: людям интересна и сама личность “Строителя”, и плоды его трудов. Кстати, выставка продлится до конца февраля.

Годы, когда Арменией руководил Карен Демирчян, ознаменовались строительным бумом. Конечно, строили и до Демирчяна, и после него, но именно в его время были построены многие масштабные и знаковые для страны и ее столицы проекты. Некоторые из них, начатые до того, как Демирчян стал главой республики, завершились благодаря его энергии и напору, многие инициировал он сам.
Выставка, основу которой составляют прежде всего фотографии, подробнейшим образом показывают историю появления на свет главнейших объектов, связанных с именем Демирчяна. Вместе с тем они представляют определенный, вполне реальный и зримый этап национальной истории. Хронологичность экспозиции позволяет “покадрово” окунуться в не столь далекие времена и ощутить строительный шум и запах бетона. “Наша цель — оценить и передать будущему то, что было сделано страной. Человек не может жить только настоящим. Каждый армянин обязан бережно относиться к национальному наследию. Не случайно выставка названа “Наследие”, для нас было важно сохранить дух прошедшей эпохи”, — говорит директор ереванского Музея К.Демирчяна Римма Демирчян.
Большая работа, проделанная музейщиками, позволяет ощутить упомянутый дух эпохи, проникнуться уважением к тем, кто созидал в те самые советские годы. В частности, к Карену Демирчяну, чья строительная деятельность началась с того дня, как он стал секретарем ереванского Горкома в 1966 г. Поскольку он был урожденным “технарем”, строительная отрасль не представляла для него особой трудности: инженерное мышление едино. Пробой “пера” стал памятник на Цицернакаберде. Работы были начаты в 65-м и тянулись медленно и вяло. Демирчян смог организовать и настроить на рациональную трехсменную работу большого отряда строителей и сложнейший комплекс был сдан в срок — 29 ноября 1967 года. Демирчяновская модель организации строительства действовала и далее вплоть до строительства метро и “Звартноца”. Он умел мобилизовать строителей и властью, и личным обаянием.
Экспозиция замечательна тем, в частности, что практически каждый “демирчяновский” объект показан в развитии, т.е. от первого ковша, вынутого грунта и до самого открытия. Очень интересно. Плюс, конечно, разные замечательные снимки. Например, кадр, запечатлевший Шеварднадзе, Демирчяна и Алиева в Сардарапате на фоне каменных быков... Очень много фотографий Демирчяна на стройплощадках. Демирчян вплотную работал с архитекторами, строителями, со всеми, кто возводил то или иное сооружение. Будь то стадион “Раздан”, гостиница “Двин”, Дворец молодежи, метрополитен мост в Нор Аджне, СКК или Каскад. Пожалуй, только к одному крупнейшему объекту тех лет он не имел отношения — к “России”, впрочем, на его торжественном открытии 28 ноября 1974 года он присутствовал впервые в качестве первого секретаря (говорят, “Россия” ему изначально не нравилась — ни по месту, ни по архитектуре).
Не все начинания Демирчяна, доведенные до эскизных проектов, были потом осуществлены. Остались на бумаге этнографический квартал “Дзорагюх”, комплекс Национального центра эстетики, амбициозный Дом дружбы на Главном проспекте (ни Дома, ни дружбы!), реконструкция Конда. Но было завершено строительство туннеля Арпа-Севан, капитально отремонтирован Оперный театр, реставрированы многие памятники истории и архитектуры, облагорожен Цицернакаберд, построены мосты, важнейшая дорога Мегри — Личк, в значительной степени спасшая Зангезур от участи Нахичевана. И т.д. Перечислить все, что появилось в Армении стараниями Демирчяна, очень трудно. Огромное наследие, к которому наследники не смогли, не сумели, точнее, не захотели проявить должного внимания, в итоге что-то исчезло, над чем-то нависла угроза небытия, что-то обветшало. Сегодня далеко не все знают, каких огромных усилий стоило пробивать каждый из проектов в Москве, добиваться финансовой подпитки для их осуществления... Хорошо бы вспомнить и не забыть то, что было сделано в ту эпоху. Наследие Карена Демирчяна.

Карен Микаэлян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image