КИКОС ВОЗВРАЩАЕТСЯ

30 января, 2015 - 14:00

Есть среди молодых армянских писателей замечательный озорной фантазер Армен Оганян. И написал он совершенно очаровательную книгу, которую обязательно нужно бы прочитать. Наименование ей "Возвращение Кикоса". Да, да, не удивляйтесь! Оганян нафантазировал и придумал, что бы случилось с героем известной сказки Туманяна, если бы случайно произошло его второе пришествие.

РЕДАКТОР КНИГИ, КИНОВЕД И ПЕРЕВОДЧИК ЗАВЕН БОЯДЖЯН В АННОТАЦИИ ЗАМЕЧАЕТ: "Сборник рассказов Армена - его первая книга. Его рассказы, согласно его же интерпретации, являются образцами интерактивной прозы, которой свойственны соавторство и принципы игры. При этом соавторами могут выступить как уже состоявшиеся писатели, так и простые читатели. Игра для Армена Оганяна - главная составная часть. С ее помощью писатель пытается все больше вовлечь читателя и тем самым творческим методом преодолеть стагнацию, изоляцию литературного процесса в нашей стране. Как последователь постмодернизма, Оганян переосмысливает прошлое, открывая в армянской прозе дорогу и пространство как для старых, так и для новых героев".

Прозаик Армен Оганян родился в 1979 году в Ереване. Дошкольные годы провел нетривиально - в одной из детско-юношеских лечебниц Севана, где работали его бабушка и дедушка по отцовской линии. По причине вечных переездов семьи он учился в разных школах, а последние выпускные классы провел в колледже при Педагогическом университете, который имел физико-математический уклон. В течение 1996-2000 годов будущий писатель учился в ЕГУ на факультете философии и получил степень бакалавра. В эти годы он и начал писать, однако не прозу. Он активно занимался журналистикой, даже являлся постоянным колумнистом и вел культурную колонку в еженедельнике "8 с половиной". В течение 2000-2007 годов работал сельским учителем в приграничном регионе Карчеван, что находится на армяно-иранской границе, а также преподавал в колледже города Мегри. Писатель признается, что ни капельки не сожалеет, ведь это огромный жизненный опыт, и когда еще ему довелось бы иметь столько времени для чтения! Далее он приехал в Ереван, где переквалифицировался и стал работать специалистом по связям с общественностью. Сотрудничал с Британским консульством, Посольством Великобритании в Армении, работал в центре креативных технологий "TUMO", а также в Общеармянском фонде "Айастан". Потом вдался в политику, видимо, помня крылатое выражение - "если ты не займешься политикой, политика сама обязательно займется тобой". Он и по сей день продолжает продуктивную общественную деятельность.

ГДЕ-ТО К 2010 ГОДУ ОГАНЯНА СТАЛА ПОСЕЩАТЬ НЕОТСТУПНАЯ МЫСЛЬ - НАДО ПИСАТЬ! В своих интервью он признается - "просто писать у меня получается хорошо, лучше, чем что-либо другое". Итак, писать художественные произведения он начал довольно-таки поздно, уже после 30-ти, однако очень быстро приобрел популярность. Видимо, его новаторские экспериментальные работы пришлись по вкусу как эстетам-книгочеям, так и просто читателям, особенно молодым, а может быть, детям и юношам. Сначала он печатался в литературном издании "Инкнагир", а затем и в молодежной литературной газете "Гретерт". Помимо прозы Оганян не раз выступал и в качестве публициста, печатая серьезные проблемные статьи, касающиеся современного литературного процесса в Армении, который он в основном остро и резко критиковал, замечая, что литература эта является всего-навсего описательной и утверждает старые формы, которые нередко давят на молодых писателей, и не только. Оганян утверждает свободу как высшую ценность для человека, а главное - для художника, творца.

В своей книге "Возвращение Кикоса" автор, по собственному определению, хочет преодолеть историю смерти. Он уверен: дальнейшая удача, везение его народа зависят от того, сумеет ли он заново пережить, переосмыслить сказки Туманяна, посмотреть на них с позиций актуальных реалий и в совершенно новом ракурсе. В его понимании армянское время застряло, буквально закаменело в трех мощных сказках. Первая - это "Неудачник Панос", являющаяся прошлым армянина, где неудача - это судьба. Сегодня мы пребываем в реалиях сказки "Храбрый Назар". Наше настоящее время - это сон и явь, светлые грезы и мечты, а точнее - иллюзия и видимость светлого настоящего. А вот будущее - это сказка "Смерть Кикоса", вечный страх перед неизвестностью и неизведанным. Когда народ боится смерти того, кто еще и не родился, небытия того, кто и не заявлял о своем бытие, боится собственных страхов... Оганян решил начать свое осмысление с самого конца, с финала нашей с вами истории. "Моя книга, она о многих важных вещах - о свободе, любви, честности, откровенности, открытости, о мире и согласии. Я оставляю пространство и для читателя, который сам может дополнить и закончить рассказ. Ведь в конце рассказа есть место для комментариев читателей, которые иногда бывают полярно противоположны друг другу", - говорит Оганян.

ЭТА ЧУДЕСНАЯ КНИГА ПРИДЕТСЯ ПО ВКУСУ ЛЮДЯМ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ. Особенно и вдвойне приятно читать ее бабушкам и дедушкам. Правда, читать ее надо, отбросив всякие предрассудки, стереотипы и клише, а главное - с открытым сердцем! И тогда встреча писателя и аудитории и их долгожданный диалог состоятся. Да, рассказы эти несут на себе печать постмодернизма, им свойственны переосмысление предыдущего исторического и культурного процесса, цитаты из всевозможных источников и произведений, старые и новые герои. Постмодерн вообще характерен для современной культуры. Это особый колоритный вид философствования, включающий в себя масс-культуру, развенчивающий культуру "элитарную". Постмодерн - это реакция на кризис идей и попытка его преодоления. Так и в повествованиях Оганяна, которым свойственны отсылки к традиционной культуре. Писатель ставит очень важный акцент на коммуникативной составляющей своих рассказов. Ведь соавторство, принцип игры, юмор, ирония, интерактивность и максимальная вовлеченность очень симпатичны читателю.

Замечательный рассказ "Суперзвезда Марио"! Ну кто не помнит знаменитого героя японских компьютерных игр итальянца Марио, очаровательного сантехника в кепи и комбинезоне, смешного друга детишек нового поколения. "Этот рассказ - мое размышление о герое нашего времени. Нет, это шутка, я не утверждаю, что Марио - последний герой. Но хотелось бы акцентировать внимание людей на сегодняшнее отсутствие героя, на пустующее место, которое должно быть заполнено. Но кем же?.. Это уже думать и решать обществу".

Смачный рассказ "Радио Ереван", автор написал его в 2012 году в связи с тем, что столицу нашу провозгласили книжной столицей мира. Правда, когда рассказ этот перевели на голландский, организаторы издательского проекта просто… ничего не поняли. Оганян мрачно замечает, что многие вопросы и проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, в белом мире уже давно преодолены.

Ну и грех не упомянуть самый главный рассказ сборника, "венец творения" всей книги. Это "Возращение Кикоса", где развенчаны многие мифы нашего национального фольклора и ментальности. Прочитайте - смех, радость, удивление и удовольствие обеспечены на долгое время! В сборник включены еще 7 повествований, 2 из которых написаны в соавторстве с другими молодыми армянскими писателями - с Лилит Карапетян и Арамом Пачяном.

Что ж, сборник ждет читательского внимания и самых широких слоев зрелой, думающей и размышляющей аудитории. Его можно найти во всех книжных магазинах и кафе нашего любимого "розового города", образ которого лейтмотивом проходит через все 10 рассказов, включенных в книгу талантливого молодого писателя.

Мария ТОКМАДЖЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image