Беженцы и территории

5 марта, 2015 - 19:05

Армянские беженцы из Азербайджана требуют включить их проблему в повестку переговоров

В последние дни февраля ситуация на границах Арцаха и Армении с Азербайджаном вновь резко обострилась. С 21 февраля азербайджанская сторона активизировала обстрелы армянских и арцахских позиций, а также приграничных сел. 28 февраля азербайджанцы предприняли очередную попытку диверсионного проникновения на участке, контролируемом одной из военных частей на северо-восточном направлении Арцаха. Вовремя заметив продвижение азербайджанских спецназовцев, передовые подразделения Армии обороны НКР отбросили их на исходные позиции. В бою погибли двое армянских военнослужащих — Артак Седракович Агекян (1979 г. р.), и Айк Григорович Бароян (1995 г. р.). Азербайджанцы потеряли убитыми не менее трех человек.

Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян объясняет действия Азербайджана традицией идти на обострение в связи с теми или иными событиями, будь то визиты высокопоставленных лиц или отмечающиеся в Армении трагические даты. Именно в эти дни армянский народ отмечал 27-ю годовщину погромов и актов геноцида в отношении армянского населения в азербайджанском городе Сумгаит. Баку эти трагические даты отмечает сообразно своим “ценностям” — привычкой разрешать любые споры кровопролитием. Посему неудивительно, что в преддверии 24 апреля, когда армянский народ будет отмечать 100-летие Геноцида армян в Османской Турции, в Арцахе и Армении ждут “самых гнусных действий с азербайджанской стороны”. Баку и Анкара не отказались от идеи шантажа и давления на Ереван и Степанакерт, а также на международных посредников по карабахскому урегулированию с целью добиться разрешения азербайджано-арцахского конфликта по азербайджанскому сценарию.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию в ходе недавнего визита в регион азербайджано-арцахского конфликта, выразив обеспокоенность растущей напряженностью на линии соприкосновения вооруженных сил сторон конфликта, вновь призвали Ереван и Баку сесть за стол переговоров и продолжить диалог на высшем уровне. Джеймс Уорлик (США) считает, что президенты Армении и Азербайджана общаются “очень искренне”, и выразил удовлетворение тем, что “обе стороны принимают, что основанием для урегулирования конфликта должны выступать 3 принципа и 6 элементов”. Речь идет о пресловутых Мадридских принципах, предусматривающих существенные и по сути односторонние территориальные уступки со стороны Арцаха и Армении, в связи с чем армянская общественность и подавляющее большинство арцахских и армянских экспертов считают их неприемлемыми для армянских сторон.

Уступки Азербайджану в Арцахе приблизят новую войну, сказал в эфире радио “Sputnik-Армения” советник министра обороны республики Давид Джамалян. “Если мы что-нибудь уступим Азербайджану в Арцахе, то приблизим новую войну”, — цитирует Джамаляна “Новости-Армения”. ”Мы не имеем права уступать и пяди земли, так как получим не мир, а перспективы новой войны, ведь азербайджано-турецкий аппетит не ограничивается Арцахом, что подтверждается ростом влияния Турции в Нахиджеване”, — подчеркнул Джамалян.

Со слов представителя Минобороны понятно, что на подобные уступки армянские стороны идти не собираются. Однако общественность Арцаха и Армении обеспокоена тем, что международное сообщество, прекрасно осведомленное о массовых этнических чистках и актах геноцида, осуществленных в 1988-1992гг. в отношении армянского населения властями Азербайджанской ССР при попустительстве союзного центра, воздерживается от правовой и политической оценки этих кровавых событий и, более того, пытается уравнять в ответственности агрессора (Азербайджан) и жертв агрессии (Арцах и Армения). Этот подход посредников в полной мере отражен в Мадридских принципах.

Мадридские принципы выстроены на концепции, согласно которой карабахский конфликт начался не с армянских погромов в Сумгаите  в феврале 1988г., а с момента освобождения арцахскими силами самообороны города Шуши и операции по подавлению азербайджанских огневых точек в Ходжалу, т.е. с 1992г., когда начались активные боевые действия. “Имеет место манкирование терминами, т.е. говорят конфликт, хотя подразумевается война. Хотя на самом деле у конфликта была предшествующая фаза, фаза этнических чисток, которая началась в 1988г. на территории Азербайджана, когда в течение двух лет примерно полмиллиона армян Азербайджана было изгнано из страны”, — считает экс-глава МИД НКР Арман Меликян. По его словам, Мадридские принципы очень долго попросту отсекали предшествующие 1992 году четыре года конфликтной ситуации и этнических чисток в отношении армян, после чего получилось, что вдруг, из ниоткуда, возникла война, по результату которой значительная часть азербайджанского населения, проживавшего в сопредельных с Нагорно-Карабахской Автономной областью, а потом — Нагорно-Карабахской Республикой территориях, покинула эти территории. “И выходит так, что не НКР реагировала на военную агрессию Азербайджана, а НКР сама инициировала захват территорий и, по сути дела, является стороной-агрессором. Но поскольку НКР как таковая в международной среде не воспринимается в качестве самостоятельной единицы, то соответственно вина и обвинения в агрессии возлагаются на Армению. Армения фигурирует, как сторона конфликта на переговорах, которые сегодня ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ, НКР там нет. Соответственно, отсекая 4 года этнических чисток против армян в Азербайджане, получается очень симпатичный для посредников, облегчающий процесс переговоров результат, который ведет в тупик”, — сказал он в беседе с корреспондентом “РА”. Процесс этот, убежден А.Меликян, начался тогда, когда в Армении решили предать забвению проблематику армянских беженцев из Азербайджана, позволив тем самым перенести начало конфликта с 1988 на 1992 год.

Об этом на встрече с журналистами в Медиа-Центре говорили и представители занимающихся проблемами беженцев общественных организаций, объединившихся в Сеть гражданского общества (СГО) “Беженцы и международное право”. Исполнительный директор общественной организации “Аазанг” Джульетта Еремянц, глава общественной организации “Союз бакинских соотечественников” Роберт Хачатрян и координатор СГО Элеонора Асатрян обратили внимание СМИ на то, что Армения, с 1988г. принявшая около 400 тысяч беженцев из Азербайджана, изначально взяла курс на их интеграцию (зачастую проявляющуюся в принуждении беженцев к принятию гражданства Армении) в армянское общество. В отличие от Азербайджана, который много лет назад разработал программу “Великое возвращение”, которая и сегодня находится в силе и ожидает своего воплощения в жизнь в рамках Мадридских принципов, предусматривающих возвращение азербайджанских беженцев в места былого проживания.

В Мадридских принципах говорится о праве всех беженцев на возвращение. “Однако кто из армянских беженцев вернется в Баку, в Сумгаит, в Кировабад и в другие населенные пункты Азербайджана, откуда они были изгнаны?” — заявила Э.Асатрян. Она выразила недоумение тем, что Армения, в отличие от Азербайджана, настаивающего на том, что пока не защищены права азербайджанских беженцев, ни о каком окончательном урегулировании не может быть и речи, заявляет, что вопрос беженцев-армян из Азербайджана будет решен уже после определения статуса Арцаха.

“После урегулирования возвращаться к проблематике армянских беженцев просто бессмысленно. И тогда становится понятной логика политики по интеграции армянских беженцев из Азербайджана в армянское общество. Они интегрированы, их социальные вопросы решены, они живут хорошо, язык выучили — какие проблемы? Но все знают, что 27 лет назад эти люди в Азербайджане подверглись актам геноцида, этническим чисткам, более 500 тысяч армян были депортированы. Это была гуманитарная катастрофа. И по сей день государство-агрессор не понесло за это никакой ответственности. А Армения, непонятно почему и за что, представляется в глазах международного сообщества как государство-агрессор”, — заявила Э.Асатрян.

Она отметила, что со дня основания СГО, с 2006г., Сеть призывает власти Армении включить проблематику беженцев-армян из Азербайджана в повестку переговоров по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта. Однако голос беженцев, голос СГО остался неуслышанным. СГО призывает власти и все действующие в Армении политические партии выразить свою позицию по этому вопросу и четко представить общественности свои подходы. “В конце концов СГО “Беженцы и международное право” имеет сегодня около 35 тысяч анкет-обращений беженцев-армян из Азербайджана, которые ныне проживают в самых разных странах мира и которые через нас просят, чтобы им в качестве частичной компенсации за понесенный в ходе этнических чисток и актов геноцида ущерб передали в собственность освобожденные территории, находящиеся под юрисдикцией НКР. Это требование однозначно предусмотрено международным правом. Эти обращения — документы, содержащие личные данные, исторические свидетельства, а также подкрепленные самой разной документацией о собственности в Азербайджане. Имеются даже свидетельства на собственность, датирующиеся 19 веком. И эти люди однозначно имеют право требовать и материальную, и моральную, и территориальную компенсацию — за потерянную родину. Особо подчеркиваю — на содержащийся в анкетах-обращениях вопрос о готовности вернуться жить в Азербайджан все отвечают отрицательно. Вернуться в родные места выражают готовность исключительно беженцы из оккупированного Азербайджаном Шаумянского района НКР”, — сказала Э.Асатрян.

Она сообщила, что в свое время в Азербайджане при президенте Гейдаре Алиеве был издан указ, который до сих пор в силе. В нем говорится, что все азербайджанские беженцы независимо от того, получат они гражданство Азербайджана или нет, до возвращения в места былого проживания сохраняют свой статус беженца. При этом, естественно, сохраняются все исходящие из этого статуса права беженца.

“Посему пока права беженцев-армян из Азербайджана не реализованы, лишение их искусственным путем статуса беженцев означает лишение их также возможности отстаивать свои права. Мы сегодня уже не можем сказать, сколько беженцев есть в Армении. Различные подсчеты дают очень разные цифры. А на переговорном столе сегодня лежит проблема 1 млн азербайджанских беженцев. И в контексте их возвращения от нас требуют территориальных уступок. Между тем, армянские беженцы из Азербайджана сегодня являются полноправными собственниками этих территорий. Они имеют право получить территориальную компенсацию на бывшей территории своей бывшей родины. И ресурсом для такой компенсации могут быть освобожденные территории”, — подчеркнула Э.Асатрян.

Она отметила, что в международном праве говорится о нежелательности отсутствия гражданства у беженцев. Т.е. любое государство, чье гражданство они принимают, обеспечивает защиту прав своего гражданина. “Но ни для кого не секрет, что права граждан Армении далеко не обеспечены. Чего уж говорить о беженцах. Это все проблемы, требующие системного исследования. Сегодня в Армении говорят о конституционных изменениях, об изменении системы управления страной. Любая новая система предусматривает разработку политики и объявление этой политики. Для нас очень важно знать, какие внутренние политические развития и изменения грядут и что в этом плане предусматривается во внешнеполитической сфере. Потому что никакая внутренняя политика не может действовать без внешней. Это общая система”, — подчеркнула координатор СГО “Беженцы и международное право”.

* * *

В ночь со 2 на 3 марта вследствие многочисленных нарушений азербайджанской стороной режима прекращения огня на боевом посту одной из воинских частей АО НКР, дислоцированных в восточном направлении, смертельное огнестрельное ранение получил военнослужащий  Карапетян Арсен  Абрестович (1995 г.р.).

Гаяне Мовсесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image