Гурген Маргарян раскрыл жалкий и подлый образ своего убийцы

9 марта, 2015 - 16:14

Это было где-то в середине февраля 2004 года. Мы (активисты Карабахского движения, члены партии «Дашнакцутюн», беженцы из Сумгаита и Баку, студенты ереванских вузов и многие другие соотечественники) готовились к проведению очередного традиционного митинга памяти жертв Сумгаита и Баку. Однако вечером девятнадцатого февраля весь мир обошла чудовищная весть о том, что в Будапеште, где в рамках миротворческой программы НАТО проводились занятия молодых военнослужащих из разных стран мира, азербайджанский офицер топором отрубил голову своему спящему коллеге. Убил только потому, что тот был армянином.

У нас, у организаторов предстоящего митинга, были уже готовы на разных языках лозунги и призывы: «Сумгаит-1988, Баку-1990, Нью-Йорк-2001 – это звенья одной цепи», «Ненаказанный Сумгаит порождает новые Сумгаиты», «Ходжалу – зловещая огневая точка», «Г-да Путин, Буш и Ширак, ознакомьтесь с искренними признаниями бывшего президента Азербайджана Муталибова и турок-месхетинцев, что было на самом деле с огневой точкой Ходжалу».

В тот день мы уже знали, что придется изменить тексты наших выступлений. Появились новые лозунги: «Палач Сафаров – жертва азербайджанской идеологии армянофобии», «Будапешт-2004 еще раз доказал, что нет проблемы Карабаха, есть проблема Азербайджана», «Сумгаит-1988, Баку-1990, Будапешт-2004 – это закономерность, подтверждающая, что нет альтернативы независимости Нагорно-Карабахской Республики», «Минская группа по карабахскому урегулированию должна знать, что убийство Гургена Маргаряна в Будапеште – это плановая антиармянская акция, часть детально разработанной программы Баку».

С тех пор прошло много времени. Однако каждый год 19 февраля мы собираемся у могилы Гургена, повторяя одни и те же слова, стараясь хоть как-то успокоить душу родителей армянского офицера, причисленного к лику великомучеников, разделить боль и горечь родных и близких. Разумеется, все это важно. Речь, в конце концов, идет о долге, о памяти. Хотя мы осознавали, что этого недостаточно.

Мне кажется, вся беда в том, что Будапешт, вставший для нас в один трагический ряд с Сумгаитом и Баку, многими воспринимается лишь как некий населенный пункт, где совершилось очередное «банальное» преступление. Убили спящего молодого человека, и мир молчал. Мир давно привык к тому, что так всегда бывало – турок убивает невинных христиан, оставаясь безнаказанным. Прошли годы, и мало кто уже помнит об этом жестоком убийстве.

Все мы знаем, что Азербайджан по делу палача с топором на государственном уровне выработал циничную концепцию, озвученную бакинским адвокатом А. Исмаиловым – одним из ненаказанных «героев» Сумгаита, представляющим на суде интересы семьи Сафарова. Суть этого циничного тезиса сводится к тому, что «пока карабахский конфликт не будет урегулирован, подобного рода случаи будут повторяться впредь» («Зеркало», 10 марта 2004 года). А ведь будапештский суд, Минская группа, многие так называемые заинтересованные стороны волей-неволей очень даже считались с этим, так сказать, «тезисом».

Историк Гайк Демоян, представлявший Министерство обороны Армении на судебных слушаниях по делу об убийстве армянского офицера Гургена Маргаряна, задался тогда вопросом: «... а вы не задумались о судьбе тех азербайджанцев, которые живут и обучаются за границей вообще или конкретно в том же Будапеште? Может, думаете, что армяне – не азербайджанцы, а посему они не опустятся до уровня Сафарова и Сафаровых?»

А ведь Сафаровы безнаказанно орудовали еще в Азербайджанской ССР задолго до того, как требования карабахцев прозвучали во весь голос, и наверняка никто на будапештском суде ничего не знал о зверствах азербайджанцев против армян, живущих на своей исторической территории, вошедшей в состав новосозданной в начале XX века, по сути, турецкой республики, названной советским Азербайджаном. Кто сегодня помнит о судьбе большой группы карабахских писателей и деятелей культуры во главе с историком Багратом Улубабяном, которых руководство Азербайджана насильно выселило из Арцаха только за то, что они отправили в политбюро ЦК КПСС письмо с требованием о присоединении армянской автономной области к Армянской союзной республике. Кто сегодня помнит, к примеру, о трагической судьбе армянского памятника Бананц Дашкесанского района (Елизаветпольская губерния, Гардманк)? В середине 60-х годов прошлого столетия азербайджанские вандалы разрушили этот уникальный памятник односельчанам-армянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и бросили ночью на развалины скульптуры труп зарубленного топором армянина. Выдающийся ученый-философ, заведующий кафедрой философии Московского государственного университета, один из самых активных провозвестников Карабахского движения Грант Епископосов много лет кряду упорно занимался вопросом памятника героям армянского Бананца, но политбюро ЦК КПСС отвечало молчанием.

Безнаказанность варварства и вандализма азербайджанцев безмерно умножала число жертв и фактов осквернения армянской культуры. В Мартунинском районе (Арцах) средь бела дня азербайджанцы убили восьмидесятилетнего пахаря-армянина, нанеся сзади смертельный удар по голове. Убийцы были задержаны милицией. Однако в тот же день их отпустили на свободу по распоряжению Баку (так трактовались провозглашенные в Москве и Карсе в 1921 году широкие полномочия армян в Нахиджеванской Автономной Республике и Нагорно-Карабахской автономной области).

Шестнадцатилетнюю армянскую девушку ублюдки из Агдама подвергли групповому изнасилованию и мертвое тело с бесчисленными ножевыми ранениями ночью бросили в Степанакерте на вечный огонь Мемориального комплекса памяти погибшим во Второй мировой войне. Никого из злодеев не осудили.

В арцахском селе Карадаоглу учитель азербайджанской школы Аршад Мамедов вместе с группой сподвижников топором убили восьмилетнего армянского мальчика Нельсона Мовсесяна. Для азербайджанского учителя одного топора оказалось мало. По его команде малышу выкололи глаза, боясь, что в них останется, как на фотобумаге, отражение убийцы. На сей раз убийцы были задержаны. Даже могущественный председатель КГБ Азербайджана Гейдар Алиев ничего не смог поделать. Однако именно Алиев дал распоряжение проводить судебные слушания в самом Степанакерте под открытым небом. Там же была организована кровавая провокация, в результате которой был убит глава преступной банды Аршад Мамедов, а армянские юноши были приговорены к смертной казни или пятнадцати годам лишения свободы.

Так что довольно цинично выглядит трусливо-угрожающий намек, мол, пока карабахский конфликт не будет урегулирован, конечно, в пользу Азербайджана, Сафаровы будут размахивать топорами. Если уж говорить о пресловутом «пока», то пока в первую голову надо действенно думать о судьбе... самого Гургена Маргаряна. Да, о его судьбе. Убит юноша только потому, что родился армянином. На его месте мог бы быть любой другой армянин – каждый из нас на всех пяти континентах. Оскорбительно, унизительно, непростительно молчать, когда освобожденный за миллиард долларов из-под стражи убийца Гургена, повышенный в офицерском звании, ставший общенародным героем, поднявшийся до уровня кумира для азербайджанской молодежи, на глазах у всего мира возлагает цветы к могиле организаторов и исполнителей геноцида армян в Сумгаите и Баку. Этот самый мир по большому счету молчал и молчит до сих пор. Интересно, как при такой патологической звериной антиармянской психологии Алиев, глядя в глаза сопредседателям Минской группы, со своими лисьими повадками льстиво гарантирует армянам Карабаха мир и прорву полномочий.

Так что мы не можем молчать, когда на глазах у индифферентного мира палач принимает цветы из рук самого президента, принимает накопленную за восемь лет зарплату, цепляет новые звезды на погоны. Это видит весь мир, видят и родители Гургена. Видит и молчит Организация Объединенных Наций, несущая ответственность за строгое выполнение принятых Генеральной Ассамблеей конвенций о правах человека, о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

В этих документах черным по белому написано, что к определению геноцида неприменим принцип арифметики. Так что Гурген Маргарян – жертва геноцида. Это значит, что палач должен быть наказан в обязательном порядке, и не только как простой уголовник. И вдруг при молчаливом согласии мировой общественности в лице соответствующих структур ООН не только освобождают преступника, осуществившего геноцид, но и возводят его в ранг национального героя. В Азербайджане растет поколение, для которого убийство армян – это геройство, а Минская группа спокойно выслушивает обещания президента Азербайджана о широкой автономии для армян Карабаха. И на таком циничном фоне Минская группа собирается не сегодня завтра найти компромисс и приступить к решению проблемы Карабаха в рамках мадридского или какого-нибудь другого документа.

Как можно продолжать обсуждение «Основополагающих принципов мирного урегулирования противостояния в Нагорном Карабахе», когда в ходе трудных поисков путей выхода из создавшейся ситуации президент Азербайджана просто покупает освобождение трусливого преступника! Как сопредседатели Минской группы по карабахскому урегулированию будут рассматривать пункт мадридского документа «вывод армянских вооруженных сил из прилегающих территорий бывшей НКАО», молчаливо закрывая глаза на преступления Азербайджана перед человечеством, а с другой стороны – предлагать вывести войска, являющиеся единственным гарантом безопасности мирного населения «бывшей НКАО»?!

Я думаю, многоуважаемые сопредседатели Минской группы по карабахскому урегулированию, представляющие глав трех могущественных держав, первое, что сегодня должны сделать, – это на основании международных правовых норм вернуть убийцу Гургена Маргаряна в Будапешт для отбывания отмеренного венгерским судом срока. И весь ужас в том, что подобное, логически выверенное предложение кто-то воспримет как наивность, хотя в противном случае уже не будут применяться на практике самые главные аргументы человечества – принципы справедливости и морали.

Во-первых, многоуважаемые члены Минской группы должны признать, что убийство Гургена Маргаряна было государственной акцией Азербайджана. Сафаров вовсе не случайно оказался в Будапеште. Еще в начале девяностых годов он в качестве офицера проходил военную подготовку в Турции, где, как сам признавался, получил квалификацию, суть которой сводилась к тому, чтобы «убивать армян». В кавычки взяты слова, сказанные убийцей на допросе в Будапеште. «Моя цель была в том, чтобы воевать против армян и побольше убивать их, – заявил Сафаров на суде. – Я жалею, что до сих пор не убил ни одного армянина... Если бы здесь было больше армян, я бы хотел их всех убить... Если бы я был гражданским лицом, то поступил бы так же. Мое призвание – убивать всех армян». Гайк Демоян рассказывает, как венгерские следователи приходили в ужас, слушая своими ушами подобные циничные признания.

Я абсолютно уверен, во всем этом цинизме нет ничего удивительного. Палач очень даже хорошо знал, что за ним пристально следит Баку и что его «героические» слова будут взахлеб цитировать в Азербайджане. Был уверен и в том, что его спасут. Ведь ему это обещали и свое обещание сдержали.

Сегодня в Азербайджане без устали повторяют призыв, сформулированный еще много лет назад: «Поступок Сафарова станет примером патриотизма для азербайджанской молодежи». А недавно кто-то публично противопоставил «подвиг» Сафарова «предательству» писателя, автора книги «Каменные сны» Акрама Айлисли. Интересно, знают ли многоуважаемые члены Минской группы по карабахскому урегулированию, что Айлисли всего лишь честно рассказал о древнем армянском городе Агулисе в Нахиджеванской Армянской Автономной Республике? Напомним, Нахиджеван – единственное в СССР автономное образование, где не осталось ни одного аборигена, то бишь армянина, хозяина этой земли.

В 1978 году, путешествуя по Нахиджевану, Армянской ССР и Арцаху, я написал книгу «Очаг», в которой подробно рассказал о трагической истории Агулиса. Там были такие слова: «У меня в походном рюкзаке была фотография Агулиса конца XIX века. По склону пологой горы взбирается город-рай, утопающий в зелени со сверкающими куполами церквей. В Агулисе одних только мастерских, в которых творили многочисленные ремесленники, было до ста пятидесяти. Дюжина храмов, церквей, часовен – подлинные шедевры храмовой архитектуры. Богатые магазины, училище торговли, аптеки, бани, рынки, библиотеки, гостиницы. Семнадцать родников. Все разрушено. Вандалы прошли и здесь. Остались лишь холодные родники. Я стоял у подножия города, и сердце обливалось кровью. Останки архитектурных шедевров похожи на мертвые деревья. Я знаю, там, на самом верху – церковь Святого Степаноса, чуть ниже – храм Святого Товмы, рядом – Святого Минаса и Святого Христофора. Все сливается воедино. Перед глазами был туман. Придет время, и Агулис будет восстановлен. Если даже к тому времени и следа не останется на земле. Ибо на земле след может исчезнуть, но в памяти народной останется навечно. А пока пусть Агулис своим печальным видом напоминает современнику о вандалах недавнего прошлого. Агулис – память. Агулис – напоминание. Агулис перепахал мою душу...» Акраму Айлисли, можно сказать, повезло. При нем кое-что еще сохранилось в армянском Агулисе. И он рассказал об этом волшебном городе, не скрывая своего уважения к его бывшим хозяевам.

После выхода книги «Очаг» в Москву, точнее, в Кремль, полетели тысячи и тысячи писем из Азербайджана. Больше всего меня поносили за Агулис. И вот спустя долгие годы, опять же в основном из-за описания Агулиса, мишенью стал Акрам Айлисли. Читаю в газетах: «Негодование азербайджанских лжепатриотов было вызвано сочувственными тонами, в которых автор изобразил армян. Его лишили звания народного писателя Азербайджана и президентской пенсии, супруга и сын были лишены работы. Нашелся предприниматель, который обещал крупное вознаграждение за отрезанные уши писателя».

Напомним, что Агулис находится в Нахиджеванском крае, где только в одном городе Джуге на древнем армянском кладбище насчитывалось в начале XX века десять тысяч уникальных хачкаров (крест-камней), под каждым из которых покоились наши предки, армяне. Сейчас, уже при президенте Алиеве-младшем, не осталось ни одного надгробия. Из более чем двух сотен армянских церквей не осталось ни одной. В 1921 году под давлением Турции большевики создали Нахиджеванскую (Армянскую) Автономную Республику с подавляющим армянским населением. При советской власти и в годы перестройки было депортировано все коренное армянское население.

Хотелось бы узнать у сопредседателей Минской группы по карабахскому урегулированию: если согласно мадридскому документу все депортированные лица и беженцы будут иметь право на добровольное возвращение, то распространяется ли это же положение на армян-аборигенов Нахиджеванской Автономной Республики? Кто сказал, что «урегулировать» нужно только вопросы Нагорно-Карабахской Республики – Арцаха, презрев судьбу Армянской Автономной Республики Нахиджеван? Если полагают, что в Нахиджеване уже не осталось армян, то надо ответить на вопрос вопросом: «Куда подевалось аборигенное коренное армянское население?» Ведь, согласно конвенции Генеральной Ассамблеи ООН, геноцид – это не только физическое уничтожение людей, но и уничтожение исторических объектов, национальной культуры, а также создание невыносимых условий для жизни коренного населения. Напомним еще раз о том, что наказание за геноцид, включая наказание трусливого палача за убийство Гургена Маргаряна, не имеет срока давности.

Зорий Балаян

Комментарии

Замечательную статью Зория Гайковича, я хочу дополнить некоторыми подробностями к абзацу о зверском убийстве мальчика Нельсона Мовсесяна в арцахском селе Карадаоглу. Подонок Аршад Мамедов, со своими подельниками, перед тем как зарубить мальчика топором, вбивали в голову своей жертвы гвозди. А наш (тогда ещё советский) «самый гуманный суд в мире» присудил этим подонкам, несоизмеримо маленькие, по отношению к содеянному, сроки заключения. Это и спровоцировало убийство главы преступной банды учителя- Аршад Мамедов. Показательно, однако, то обстоятельство, что на похороны этого изверга прибыл и первый секретарь ЦК КП АзССР Ахундов, с другими руководителями республики. Кроме того, на могиле этого учителя-садиста был возведён помпезный памятник в виде открытой книги. В этом выразилось истинное лицо советско-азербайджанского интернационализма.
Так что Р. Сафаров был не первым героизированным азербайджанскими властями убийцей с топором.

В дополнение темы предлагаю свою статью, опубликованную, на сайте Voskanapat. 08. 03. 2015 г.

ПОЧУВСТВОВАТЬ РАЗНИЦУ.
Замечено, что одним из любимых занятием разнокалиберных червей азербайджанской государственной пропаганды является разоблачение «армянского мифа» о том, что славный герой Азербайджана Рамиль Сафаров зарубил топором, 19 февраля 2004 года, Будапеште, своего спящего сокурсника – армянского офицера Гургена Маргаряна. «Разоблачители» утверждают, что Сафаров убил Маргаряна за оскорбление азербайджанского флага, предварительно разбудив его, то есть создав условия для равной борьбе. При этом, опубликованные материалы суда указывают на обратное: Сафаров подкрался и нанес по спящему Г. Маркаряну 16 ударов топором. На это же указывают и досудебные показания убийцы Сафарова. Нет в документах и версии об оскорблении флага (хотя, по моему убеждению, более всего оскорбляет свой флаг именно Азербайджан), она родилась в Азербайджане. Все эти россказни преследовали и преследуют одну цель: возвеличить преступника и подлого ночного убийцу Р. Сафарова.

Осуждённый в 2006 году венгерским судом на пожизненное заключение, убийца в 2012 году был экстрадирован в Азербайджан, по бессовестной сделке с правительством Венгрии. В Баку Сафарова встречали как национального героя.
Указом президента Азербайджана И. Алиева ему была дарована свобода, повышение в воинском звании со старшего лейтенанта до майора, выплачена зарплата за все 8 лет заключения, подарена квартира в элитном доме в центре столицы республики. Все это даёт основание полагать, что убивший армянского офицера Сафаров выполнял задание президента Азербайджана.
Вызванное этими событиями всеобщее ликование соплеменников Сафарова объясняется менталитетом закавказских турок – азербайджанцев. Сущность его раскрывается в переполненном чувством этно-племенной гордости письме на имя И. Алиева руководителя Центра стратегических исследований «Диаспора и Лобби» Заура Алиева: «Как истинный офицер, он (Сафаров) наказал исконно ТЮРКСКИМ методом...». Надо сказать, что этот турок по своему прав. Согласно их менталитету убийство беззащитного, слабого, спящего, это – истинная доблесть. Ни на духовном, ни на интеллектуальном уровне они не способны понять, что это – подлость, трусость и низость.
Вторит ему и молодая детская (! – Б.А.) писательница Гюлзар Ибрагимова, призывающая, обращаясь, к подрастающему поколению: «Сын мой, услышь и запомни, армяне наши кровные враги. Не оставляй врага неотомщенным! Если встретишь армянина даже в самой цивилизованной стране мира, отнесись к нему как к созданию, выпившему кровь твоего народа. Никогда не прощай врага! Если простишь, пусть будут прокляты для тебя хлеб Родины, Отцовская кровь, и Материнское молоко!!!». Так, проводя государственную политику разжигания зоологической арменофобии, в Азербайджане взращивают новые поколения моральных уродов.
Но лучшее и, главное, во многом, правдивое высказывание принадлежит популярной в прошлом певице, народной артистке СССР, депутату Милли меджлиса АР З. Ханларовой: «Рамиль Сафаров герой не только Азербайджана, но и всего мира. Необходимо воздвигнуть ему памятники. Не каждому мужчине под силу совершить то, что сделал он. Есть два героя: один господин Ильхам Алиев и другой Рамиль Сафаров». Престарелая певичка неосознанно выразила совершенно правильную мысль, поставив знак равенства между этими двумя мерзкими личностями; Ильхамом Алиевым и Рамилем Сафаровым.
Касательно того, что «не каждый мужчина смог бы сделать такое», Зейнаб глубоко ошибается: настоящий мужчина, если он не турок любой масти, вообще не способен на «такое». На реплику журналиста, что даже в Азербайджане не все одобряют героизацию Сафарова, Зейнаб Ханларова злобно заявила: «Значит, кровь тех, кто жалуется, смешана с армянской. Если бы я была на месте Рамиля, сделала бы то же самое. Правильно сделал, что отнял жизнь армянина». Что ж, верно подмечено, одобрять такое могут только чистопородные закавказские турки - азербайджанцы. И, наконец, признанием, что и сама «поступила бы так же, как и Рамиль», старушка Зейнаб подтвердила, что в «сверх толерантном» Азербайджане все верноподданные, от самого президента до выжившей из ума певички, мыслят одинаково.
Отравленное ядом антиармянской пропаганды азербайджанское общество не осознаёт, что героизацией подлого убийцы Р. Сафарова Азербайджан навсегда заклеймил себя позором! Объявивший его национальным героем президент Ильхам Алиев показал, что сам является таким же гнусным убийцей. Но будущие поколения “азербайджанцев” (если эта кличка сохранится за этими племенами) проклянут имя Ильхама Алиева за то, что он на все времена опозорил Азербайджан (если это государство вообще сохранится) героизацией этого трусливого ночного убийцы.
P.S. Я бы посоветовал азеротурецким очернителям армянского народа сравнить своего национального героя – Рамиля Сафарова с национальным героем Армении – Шаваршем Карапетяном. Если не знают его, пусть поищут в Интернете. Тогда, пусть хотя бы молча, поймут, какая разница между нами и ими.
Бениамин АРУСТАМЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.