Когда Фемида на стороне Немезиды

12 марта, 2015 - 14:43

Народные мстители, покаравшие организаторов геноцида армян, достойны того, чтобы память о них была увековечена

Ровно 94 года назад состоялась самая громкая из акций армянских мстителей группы “Немезис”. 15 марта 1921 года в Берлине Согомон Тейлерян застрелил главного организатора геноцида армян, члена младотурецкого триумвирата Талаата-пашу. Расследованное германским судом дело Тейлеряна было примечательно тем, что в результате процесса “жертва” по сути превратилась в обвиняемого, а исполнитель карательной операции был оправдан. Этот приговор воодушевил сотни тысяч армян, обреченных младотурками на судьбу беженцев. Справедливое возмездие вернуло людям веру и породило надежду. Но спустя почти сто лет Тейлерян и его соратники из “Немезиса” по-достоинству не оценены на родине.

На днях группа известных представителей интеллигенции обратилась к президенту страны с инициативой увековечить память героев, сумевших выследить и покарать палачей армянского народа. “Не желая выделять подвиг кого-то одного из мстителей, считаем, что запоздалым проявлением благодарности мирового армянства могло бы стать возведение в их честь мемориала в Ереване. Этот памятник станет своеобразным напоминанием о том, что преступления против человечества не могут оставаться безнаказанными. Мемориал будет свидетельством объективной оценки, которой достойны боровшиеся за справедливость самоотверженные герои”, — говорится в послании. Среди подписавших послание — драматург Перч Зейтунцян, писатель Зорий Балаян, режиссер Рубен Геворгянц, публицист Григор Джаникян. Подписали также потомки самих участников группы “Немезис” — внук Арташеса Геворгяна, покаравшего министра военно-морского флота Джемаля пашу, и автор этих строк, предок которого — Арам Ерканян — ликвидировал предводителя османской секретной спецслужбы Бехаэтдина Шакира, губернатора Трапезанда Джемаля Азми и еще нескольких кровавых младотурецких палачей.

Разве не удивительно, что до сих пор в Ереване нет памятника героям, заступившимся за честь армянского народа? Разве мы должны стесняться публично говорить о том, что полны гордости за совершенное мстителями возмездие? Разве у нас мало аргументов для того, чтобы доказать мировому сообществу, что акции “Немезиса” не имели ровным счетом ничего общего с приписываемым им турками терроризмом? Назвать бойцов “Немезиса” террористами может только человек, не имеющий абсолютно никакого представления о сути проведенных ими операций. Начнем с того, что акциям по уничтожению главарей кровавого младотурецкого режима предшествовали вердикты османского военного трибунала. Как известно, после свержения младотурецкого правительства законные власти Османской империи санкционировали расследование преступной деятельности предшественников, ввязавших страну в мировую войну и осуществивших под предлогом военных действий массовые убийства своих же подданных и этнические чистки. Осенью 1919 года турецкий суд заочно вынес смертельные приговоры по делам Мехмеда Талаата, Исмаила Энвера, Ахмеда Джемаля, Саида Халима, Бехаэтдина Шакира, Джемаля Азми и других палачей армянского народа. Но привести приговор в исполнение османская юстиция не сумела, так как преступники успели скрыться.

Ответственную миссию по приведению приговора в исполнения взяли на себя армянские патриоты, уполномоченные на то делегатами съезда партии Дашнакцутюн. Возглавившие операцию Шаан Натали, Григор Мерджанов и Армен Гаро сформированную структуру назвали “Немезис”. (Это имя греческой богини возмездия.) В разведывательно-карательную группу вошли владеющие иностранными языками и опытом подпольной деятельности молодые офицеры. Вот их имена: Грач Папазян, Согомон Тейлерян, Арам Ерканян, Аршавир Ширакян, Мисак Торлакян, Арташес Геворгян, Степан Цахикян, Петрос Тер-Погосян, Микаэл Варданян, Ерванд Фундукян, Арутюн Арутюнянц. Это лишь непосредственные исполнители акций. Имена большинства людей, участвовавших в сборе разведывательных данных и в обеспечении необходимых для операций технических условий, нам не известны. Есть сведения о том, что среди них был также известный скульптор Ара Саркисян. Основными организационными центрами операции были редакции газет “Чакатамарт” (Константинополь) и “Дрошак” (Бостон).

На снимках: картина Акоп Акопяна посвященная героям “Немезиса”; картина С. Галстяна запечатлевшая Согомона Тейлеряна, застрелившего Талаата.
Следует подчеркнуть, что карательные операции по уничтожению приговоренных к смертной казни преступников были проведены блестяще. Не трудно представить, какого профессионального мастерства потребовалось от армянских разведчиков для того, чтобы выйти на след младотурецких предводителей, скрывавшихся в разных странах Европы под чужими именами и измененными лицами. Замечу, что, если не считать одного случая, в ходе остальных операций не пострадал никто из посторонних. Лишь в двух случаях исполнителям акций не удалось скрыться. Но оба мстителя, оказавшихся в руках правоохранителей (Согомон Тейлерян и Аршавир Ширакян), в итоге были освобождены. Служители Фемиды хоть и усмотрели в составе их действий состав преступления, освободили их от ответственности, учитывая известные обстоятельства. Так неужели люди, которых европейцы не сочли заслуживающими наказания, не достойны нашей почести?..

Многие из наших современников говорят, что прошло время говорить о “мести”: мол, нужно найти в себе мужество забыть о прошлом и сосредоточиться на будущем. Но все дело в том, что слово “месть” в данном контексте тоже выглядит не вполне уместным. Тейлерян, Ерканян, Ширакян, Торлакян и их соратники были не столько мстителями, сколько вершителями правосудия. В известном смысле они были даже лекарями. Они излечили сотни тысяч армян от психологического комплекса жертвы. Отец убитого ребенка может сойти с ума, если знает, что злодей не наказан. Таких находившихся на грани сумасшествия армян были тысячи. Они подсознательно искали соломинку, за которую можно было бы зацепиться для того, чтобы обмануть самого себя и убедить в том, что кара настигла преступника. Только преодолев этот психологический барьер, возможно было вернуться к нормальной жизни. Герои “Немезиса” помогли этот барьер преодолеть.

Что знает обычный ереванский обыватель о героях “Немезиса”, защитивших достоинство его нации? Почти ничего. Даже лиц их почти никто не знает. А между тем в Израиле народных мстителей, каравших нацистских палачей, чтут как национальных героев. Им ставят памятники, называют их именами улицы. И это при том, что деяния многих еврейских мстителей в действительности были чистейшей воды терроризмом. Достаточно вспомнить о лидере повстанцев вильнюсского гетто Аббе Ковнере, который, чудом уцелев, создал в 1945-м тайную организацию, целью которой было уничтожение шести миллионов ни в чем не повинных немцев. Возглавляемая Ковнером группа “Нокмим” планировала подлить яд в водопроводы, питающие жылые кварталы Гамбурга, Мюнхена, Франкфурта и Нюрнберга. Цианистый калий для этого, по сведениям историков, предоставил мстителям будущий президент Израиля химик Хаим Вейцман. Если бы в августе 1945-го Аббе Ковнера не задержала английская разведка и он сумел бы реализовать свой чудовищный план, это был бы крупнейший теракт в истории человечества. Спустя годы Аббе Ковнер был удостоен Государственной премии Израиля, а портрет Хаима Вейцмана украшает израильская купюра в 50 шекелей. Так почему же в Израиле не стесняются чтить террористов, а мы боимся назвать героями тех, кто защитил честь нашего народа?

На снимках: 19 июня 1919г. председатель первого мусаватистского правительства Азербайджана Фатали Хан Хойски был казнен рукой Арама Ерваняна на улице Головинской в Тифлисе (ныне проспект Руставели): картина Акоп Акопяна посвященная героям “Немезиса”; картина С. Галстяна запечатлевшая Согомона Тейлеряна застрелившего Талаата.

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image