ВЛАСТЬ ПРОТИВ ОППОЗИЦИИ: ИГРА НЕ ОКОНЧЕНА?

12 марта, 2015 - 15:02

После состоявшегося 5 марта внеочередного съезда партии «Процветающая Армения» ситуация вокруг этой структуры несколько прояснилась. Вопросы, связанные с будущим партии и ее ролью во внутриполитических процессах, начали выстраиваться в некую  логическую цепочку.

Ныне уже бывший лидер партии «Процветающая Армения (ППА), крупный предприниматель Гагик Царукян объявил на съезде о своем решении покинуть пост председателя ППА и главы одноименной парламентской фракции, а также уйти из активной политики. «Всеми возможными политическими способами я пытался найти и бороться за решение проблем, волнующих наш народ. Однако я всегда был против майданов и не смог бы простить себе кровь даже одного невинного человека. Это тот предел, который выше моих сил», – заявил Царукян, добавив, что это его окончательное решение. По словам олигарха, он будет продолжать оказывать содействие в сферах культуры, образования, науки и спорта, продолжит строить церкви, школы, спортивные залы и пр.

Делегаты съезда почти единогласно избрали новым руководителем ППА секретаря парламентской фракции «ППА» Наиру Зограбян, кандидатуру которой предложил Царукян. Заместителем Политсовета ППА избран бывший министр градостроительства Вартан Вартанян.

Прежде чем перейти к оценке итогов съезда, остановимся на фигуре нового председателя ППА и причинах предпочтения экс-лидером именно этой кандидатуры. Наира Зограбян, прежде чем войти в политику, работала репортером в различных изданиях, а затем долгое время являлась политическим обозревателем газеты «Айкакак жаманак» («Армянское время»). Возможно, что из тех, кто мог претендовать на пост нового лидера ППА, квалифицированная и грамотная журналистка, которая долгое время писала о внутренней ситуации в стране, оказалась в политическом плане опытнее других претендентов. Во-вторых, видимо, Н.Зограбян менее подвержена давлению со стороны властей: у нее нет бизнеса. И наконец, ее можно охарактеризовать именно как человека Царукяна.

Наиболее важным итогом как съезда, так и всех недавних внутриполитических развитий, явилось то, что вопреки заявлениям представителей власти о необходимости отделения предпринимательской деятельности от политической и несмотря на почти открытый призыв президента Сержа Саргсяна к началу процесса по лишению Гагика Царукяна депутатского мандата, бывший лидер остался депутатом парламента и членом ППА. Скорее всего, он ушел из политики де-юре, но на деле он остался в политике и более того, видимо будет оказывать опосредованное влияние на процессы, происходящие в ППА и на политическом поле. При внимательном анализе происходящего можно сделать вывод, что реальные события по сути не соответствуют заявлениям представителей правящей Республиканской партии Армении (РПА) и провластных СМИ, весьма вдохновленных возможностью ухода Царукяна из политики и планами по лишению его депутатского мандата. А это наводит на мысль о том, что все происходящее – это лишь вершина айсберга, большая часть которого на настоящий момент скрыта под водой.

Если вспомнить хронологию всех важных событий, начиная с известного выступления президента Сержа Саргсяна 12 февраля, то получается, что невидимую часть айсберга нужно искать в итогах встречи между президентом и Царукяном. Напомним, встреча состоялась 17 февраля при посредничестве премьер-министра Овика Абрамяна и крупного российского предпринимателя, уроженца Армении Самвела Карапетяна. Последний сегодня является самым богатым армянином в России и пользуется большим уважением как на родине, так и в России. Самвел Карапетян был крестным на свадьбе дочери Царукяна и сына премьер-министра. Какую роль сыграло на этой встрече посредничество Карапетяна, имеющего хорошие отношения как с Сержем Саргсяном, так и с Гагиком Царукяном, сказать очень сложно, так как о деталях вышеупомянутой встречи информации практически нет. Но с другой стороны, очевидно, что после встречи начали выполняться определенные договоренности. Очевидно и то, что, несмотря на все ликование властного лагеря (насколько оно оправдано – покажут дальнейшие события), «красные флажки» расставлены не только вокруг Гагика Царукяна, но и вокруг Сержа Саргсяна.

Второй очень важный итог съезда состоит в том, что, несмотря на прогнозы ряда провластных экспертов и СМИ, ППА не раскололась. Безусловно, в настоящее время имеет место отток кадров как из партии, так и из её парламентской фракции. Между тем, ППА покидают люди, связанные с бизнесом и занимающие ряд выборных должностей, например, градоначальников Гюмри, Абовяна, Сисиана, Бюрегавана, глав сельских общин и пр. Из ППА уходят в определенной степени уязвимые для властей люди, которые могли быть подвергнуты давлению. Более чем очевидно, что численность партии сократится, равно как и количество представляющих её депутатов, однако в целом она может стать менее уязвимой. Сегодня в ППА идут процессы трансформации, и при правильном ими управлении партия может выиграть, а не потерять.

В этом контексте особого интереса заслуживает заявление нового руководителя ППА Наиры Зограбян о том, что по итогам состоявшегося на съезде обсуждения принято заявление о том, что партия «Процветающая Армения» отныне является оппозицией: «У ППА появится новая стратегия, которая будет оставаться в рамках предвыборной программы».

Заметим, что ППА до этого всегда называла себя альтернативой власти, таким образом, имеет место первый случай, когда представитель партии назвал ее оппозиционной. На фоне происходящих внутри ППА процессов, в частности, выхода из неё людей, на которых власть могла бы найти рычаги давления, несколько странно выглядят доводы ряда экспертов и СМИ, согласно которым, после 12 февраля и съезда ППА Серж Саргсян взял ППА под полный контроль. Интересно и то, что бывшие представители фракции ППА заявили о своем намерении стать внефракционными депутатами.

Продолжая тему оттока из ППА, заметим, что наибольшее внимание наблюдатели уделили выходу из неё бывшего министра иностранных дел Вардана Осканяна, который, однако, остался во фракции. В.Осканян объяснил свой уход из ППА тем, что партия не смогла претворить в жизнь желание абсолютного большинства населения – а именно реализовать  радикальные изменения и поставить страну на правильный путь развития: «Я прекращаю членство в партии, осознавая свою долю ответственности за ее неудачу». Причина столь пристального внимания заключается в том, что уход Осканяна из ППА является показателем степени влияния на неё экс-президента Роберта Кочаряна, а конкретнее в данном случае – заметного сокращения этого влияния. Как известно, автором проекта «партия «Процветающая Армения» являлся именно Роберт Кочарян. Согласно первоначальному замыслу, эта сила должна была оказать Кочаряну политеческую поддержку в его стремлении вернуться во власть (после окончания президентского срока в 2008 году) на должность премьера. Однако вследствие того, что второму презиленту так и не удалось реализовать свои планы, он постепенно начал терять свое влияние на ППА. После последних процессов внутри и вокруг ППА, опосредованное влияние на неё непопулярного в армянском обществе бывшего президента приблизилось к нулю. И именно это  обстоятельство можно считать третьим важным итогом недавних событий.

Что касается будущего самого Осканяна, то оно пока представляется туманным: часть наблюдателей полагает, что у экс-министра могут быть планы, связанные с выборами в парламент в 2017 году, в то время как другие полагают, что политическая карьера Осканяна закончилась и он вернётся обратно в США.

Единственным важным вопросом, который остается неясным на данный момент, является вопрос финансирования ППА. Сегодня подконтрольные властям СМИ распространяют сведения о том, что партия закрывает ряд территориальных офисов. Новый председатель ППА Наира Зограбян не опровергла, но и не подтвердила эти сведения. Однако судя по ее словам о том, что «создание новых территориальных структур партии – это не строительство Вавилонской башни», можно предположить, что вопрос финансирования получит свое решение.

…Возвращаясь к итогам съезда, необходимо указать на такой важный момент, как отношение ППА к планируемым властью конституционным изменениям, благодаря которым Серж Саргсян надеется воспроизвести свою власть. По словам Н.Зограбян, в этом отношении ничего не изменилось, и ППА по-прежнему будет выступать против конституционных изменений. Это – весьма важное заявление в контексте происходящих в настоящее время процессов. Конституционные реформы являются своеобразным индикатором оппозицинности политических сил, именно здесь проходит линия, разделяющая власть и поддерживающие ее силы от оппозиции. Несмотря на многочисленные заверения подконтрольных властям аналитиков и СМИ о том, что сегодня Сержу Саргсяну уже ничего не мешает осуществить свой проект по воспроизводству власти, тем не менее, президент вновь решил отложить этот процесс. Во всяком случае, на днях спикер парламента Галуст Саакян заявил о том, что концепция конституционных реформ будет готова либо этой осенью, либо весной 2016 года. Здесь возникает резонный вопрос – если у властей все так благополучно и над «царукяновцами» одержана полная победа, то почему обсуждение концепции вновь откладывается?

Речь президента на заседании исполнительного органа РПА от 12 февраля и начавшиеся по отношению к ППА действия (в числе которых, напомним, задержание полицией в течение 1-2 дней около пятиста активистов, распоряжение властей о снятии охраны с объектов Гагика Царукяна, обыски в домах и на объектах некоторых членов ППА и прочее), свидетельствуют о намерении властей разгромить оппозиционную партию. Свое недоумение действиями властей выразил даже посол США Ричард Миллз. По его словам, для развития демократии просто необходима оппозиция, которая обеспечивает подотчетность правительства. «Одной из сильных сторон Армении является активная политическая оппозиция. Я воздерживаюсь комментировать внутренние доводы отдельных партий. Однако мы озабочены последними событиями, во время которых правительство выбрало в качестве мишени оппозицию и применяет государственные ресурсы для достижения политических целей. Результатом кажется стал один шаг назад в деле развития демократии», – заявил посол США в Армении.

Однако несмотря на предпринятые жёсткие меры и поднятый большой шум, ожидаемого разгрома ППА не случилось. Выходит что-то помешало правящему режиму реализовать свои угрозы и расправиться с неугодной политической силой? Ведь совершенно очевидно, что режиму ничего не стоило разгромить начавшую проявлять строптивость и ставшую опасной структуру. А неспособность (пусть дале и частичная) властей реализовать свои угрозы – это не выигрыш, а скорее проигрыш. Несмотря на все фантазии правящего режима и подконтрольных ему политологов и СМИ типа «ППА умерла», «появилась ППА-2» и тому подобных, факт остается фактом: Царукян мандат не сдал, из партии не вышел, ППА не развалилась. Более того, объявила себя оппозицией, а оппозиция пока не отказывалась от требования о внеочередных выборах. По словам политтехнолога Армена Бадаляна, на настоящий момент на политическом поле Армении произошло только одно изменение – поменялся руководитель ППА.

Учитывая реальные акценты в сложившемся раскладе, нельзя исключать, что произошедшее может негативно сказаться на ситуации в лагере власти. Ведь фантазии это одно, а факты – совсем другое, а РПА, как бы не ней не относиться – это, конечно, партия реалистов. На этом фоне не стоит исключать и начало в Армении новых политических процессов. Пока трудно что-либо прогнозировать, но вполне очевидно одно: ИГРА НЕ ОКОНЧЕНА.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image