В Петербурге появится первый в России памятник композитору Комитасу.
На Васильевском острове в непосредственной близости от армянского Смоленского кладбища (рядом с армянским сектором находятся православное – где похоронена Ксения Петербургская (блаженная) и лютеранское) будет установлен памятник армянскому композитору Комитасу, выполненной скульптором Левоном Бейбутяном.
Такое решение было принято 12 марта на выездном заседании Рабочей группы Градостроительного совета при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам монументально-декоративного, художественного и информационно-рекламного оформления, комплексного благоустройства городской среды Санкт-Петербурга. По замыслу автора фигура знаменитого армянского композитора высотой три метра будет высечена из дымовского гранита.
Памятник предлагается разместить в Василеостровском районе в непосредственной близости от старого армянского кладбища по адресу: пересечение 14-й линии, Камской улицы и реки Смоленки. Архитектором благоустройства прилегающей территории к памятнику выступит Максим Атоянц.
Инициатором установки памятника композитору Комитасу является Представительство мэрии Еревана в Санкт-Петербурге при поддержке администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга.
После получения всей необходимой разрешительной документации памятник композитору Комитасу планируется установить в июле 2015 года.
КОМИТАС – композитор, дирижер, фольклорист, педагог
Комитас - Согомон Геворкович Согомонян, (1869, Кютахья, Историческая Армения/Османская империя —1935, Вильжюив, Франция) — армянский композитор, фольклорист, певец и хоровой дирижёр.
Отец, Геворк Согомонян — любил музыку, сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора — Тагуи, которая была ковровщицей.
Согомон потерял мать, когда ему не было года, отца – в 11лет. Заботу о ребёнке взяла на себя бабушка. Услышав его восхитительный голос, Католикос всех армян Геворк IV определил его на учёбу в Эчмиадзинскую духовную семинарию.
В 1890 - Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 - он завершает обучение в духовной семинарии Геворгян (Эчмиадзин), В семинарии он назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием создает хор, оркестр народных инструментов, занимается обработкой народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1883г. он завершает обучение в семинарии, - где он специализировался в изучении армянской церковной музыки, собирал образцы крестьянского фольклора различных этнографических поясов Армении - затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов (песня, цикл песнопений). В семинарии Комитас параллельно с преподаванием создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895г. Комитас принимает духовный сан архимандрита - вардапет. Встретившись с композитором Макаром Екмаляном, выпусником Петербургской консерватории, Комитас изучает у последнего курс гармонии, овладевая европейской техникой композиции.
Далее по протекции Католикоса Геворк IV, при материальной поддержке крупнейшего русско-армянского нефтепромышленника и благотворителя Александра Манташьяна (Манташев), Комитас продолжает учебу в Берлине. Поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта, параллельно посещает императорский университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. По приглашению Международного музыкального общества он проводит лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899г. Комитас возвращается в Св. Эчмиадзин и сразу разворачивает обширную музыкальную деятельность - создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает их обработки. Серьезно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов (нотопись), над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. В 1910 Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь, где организовывает смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан» - пользовавшийся большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр, превосходно владел флейтой и фортепиано. В этих поездках особо проявился его дар – особого духовно-эстетического и эмоционального воздействия на аудиторию.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: "Армянская народная музыка" и "О старой и новой нотописи армянской духовной музыки", которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в программе доклад на тему: "О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки".
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси, коленопреклоненно поцеловав руку, взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!». Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. К этой сфере принадлежит его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.
Став очевидцем чудовищных актов Геноцида Армян младотурками в 1915г. Комитас заболел и был помещен в психиатрическую клинику. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки провел 20 лет в лечебнице городка Вильжюив под Парижем, где и скончался 22.10.1935г. Весной 1936 года его прах был перевезён в Ереван, в Национальный Пантеон деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру. «Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, свое духовное „я“. Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда». (Католикос всех армян Вазген Первый).
Перед Святейшим мальчик пел.
И чистый голос возносился
Через невидимый предел —
И с неба прямо в сердце лился.
Так, может, ангелы поют
В свой самый тихий час вечерний
Про неба ласковый приют,
Даря надежду и прощенье…
А вот он — выросший, немой —
Бредёт, от ужаса шатаясь,
Струятся по земле родной
Ручьи кровавые, сплетаясь.
И бьётся крик в его ушах,
Привыкших к музыке небесной —
Еще один, последний шаг
Ко дну разверзнувшейся бездны…
В больничном платье у окна
Стоит безмолвная фигура.
И плачет тонкая струна,
Читая мрака партитуру…
Перед Святейшим мальчик пел.
Стозвонный голос возносился
Через невидимый предел —
И с неба прямо в сердце лился…
Анна Полетаева
ПАМЯТЬ: имя Комитаса носят
- центральная площадь города Эчмиадзина;
- один из лучших концертных залов Еревана - Национальный Центр Камерной музыки. Памятник и одна из улиц Еревана; специализированное музыкальное издательство в Ереване.
В 2015 г. в Ереване открылся Музей-институт Вардапета (архимандрита) Комитаса
В 1969 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Комитасу.
В 2000 г. была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Комитасу.
Памятник Комитасу в центре Дейтрота, гранит и бронза (США) – 1981г. Автор, известный канадский скульптор Арто Чахмахчян;
Сквер имени Комитаса и Памятник в Париже;
2008 г. был установлен монумент Комитасу в городе Квебек, посвящённый всем жертвам Геноцида Армян.
В 1959г. известным поэтом Арсением Тарковским написано стихотворение «Комитас»:
Ничего душа не хочет
И, не открывая глаз,
В небо смотрит и бормочет,
Как безумный, Комитас.
Медленно идут светила
По спирали в вышине,
Будто их заговорила
Сила, спящая во мне.
Вся в крови моя рубаха,
Потому что и меня
Обдувает ветром страха
Стародавняя резня.
И опять Айя-Софии
Камень ходит предо мной,
И земля ступни босые
Обжигает мне золой.
Лазарь вышел из гробницы,
А ему и дела нет,
Что летит в его глазницы
Белый яблоневый цвет.
До утра в гортани воздух
Шелушится как слюда,
И стоит в багровых звёздах
Кривда Страшного суда.
Одно из самых значительных явлений современного исполнительского искусства - заслуженный ансамбль Армении, государственный струнный квартет имени Комитаса. Немногим камерным ансамблям удается так долго существовать и, тем более, сохранять художественную индивидуальность. Одним из редких является квартет имени Комитаса, который в 2014 году отпраздновал свое 90-летие. Квартет "родился" в конце 1924 г. по инициативе армянских студентов Московской консерватории: Авета Габриеляна (I скрипка), Левона Оганджаняна (II скрипка) Михаила Терьяна (альт) и Сергея Асламазяна (виолончель), руководитель - Е.Гузиков. С первых же месяцев создания "квартет выдвиженцев Московской консерватории" оказался в центре внимания не только публики, но и специалистов. "Этот молодой квартет в недалеком будущем завоюет одно из первых мест". Немного времени понадобилось, чтобы эти слова известного русского композитора М.Ипполитова-Иванова стали реальностью.
§ Документальный фильм. Голос Комитаса. 1969г., Кинообъединение "Ереван" Ер.СТ, 29мин. (800м), цвет. Авт.сцен./реж. Р.Марухян, опер. С.Мартиросян [О творчестве выдающегося композитора Комитаса]
§ Документальный фильм. Комитас (Песнь вечности). 1970г., ЕСХДФ, 10мин. (277м), ч/б. Авт.сцен./реж. Л.Исаакян, опер.: Г.Санамян, О.Есаян [Фильм посвящен великому армянскому композитору, этнографу-исследователю]
§ Документальный фильм. Комитас. 1982г., ТОДФ “Арменфильм”, 19мин. (540м), ч/б. Авт.сцен. Ю.Арутюнян, реж./опер. Б.Овсепян [О великом армянском композиторе Комитасе, о его жизни и творчестве]
В фильме о Геноциде Армян снимаются Ален Делон, Эдриан Броуди и Дастин Хоффман http://lifenews.ru/news/131962
Гендиректор Armenia Production Валерий Саарян снимает Алена Делона одним из героев своего нового фильма под названием "Пациент". Действие картины происходит в начале XX века и показывает события связанные с Геноцидом Армян, композитором Комитасом и психиатрической клиникой под Парижем, немецкими банками и присваиванием денег убитых армян… Музыку к фильму напишет американский рок-певец армянского происхождения, лидер группы System Of А Down и обладатель "Грэмми" Серж Танкян.
Уникальная запись 6 песен в исполнении Комитаса - сделана в Париже в 1912 г. http://classic-online.ru/ru/performer/3747
«Международная гуманитарная Сеть «Диалог и Дело» и "ПАРМО-1975г.", Петербург, Аракелян Антуан Гургенович: aarak@mail.ru
Добавить комментарий