Попытка номер семь

20 марта, 2015 - 12:37

Конгресс США вновь рассмотрит вопрос признания геноцида армян

Вчера в секретариат Палаты представителей Конгресса США поступил проект новой резолюции, касающейся признания факта геноцида армян. Это уже седьмая по счету попытка добиться от Капитолия политической оценки событий 1915 года. И хотя шансы инициативы на успех выглядят сомнительными, процесс сам по себе уже играет немаловажную роль. Благодаря неослабевающему нажиму армянских лоббистских структур и их партнеров в американском Конгрессе правители Турции начинают постепенно осознавать, что не будут иметь покоя до тех пор, пока Анкара сама не осудит преступления младотурецкого режима.

Накануне официального представления проекта резолюции Армянский национальный комитет Америки начал сбор подписей с призывом признать и осудить злодеяния 1915 года. Обращение адресовано как Капитолию, так и Белому дому. “Мы призываем президента и членов Конгресса противостоять угрозам и политическому давлению Турции и содействовать установлению исторической справедливости. Мы должны присоединиться к тем 22-м странам, которые уже признали геноцид армян”, — говорится в петиции. Соединенные Штаты станут 23-м государством, осудившим преступления младотурок, если Конгресс одобрит представленный вчера проект резолюции под названием “О правде и справедливости в вопросе геноцида армян”. Авторы документа — сопредседатели армянской группы Конгресса Роберт Долд и Фрэнк Паллоне. Вместе с ними над текстом работали республиканец Дэвид Валадао и демократ Адам Шифф. Под проектом подписались еще несколько законодателей, представляющих обе партии. Парламентарии призывают президента США “работать в направлении достижения честных, конструктивных и прочных отношений между Арменией и Турцией на основе полного признания Турцией факта и последствий геноцида армян”. Текст документа мало чем отличается по своему содержанию от проектов резолюций номер 252 и 106, которые так и не были утверждены Конгрессом.

Согласно регламенту, первую реакцию на поступивший проект должен дать профильный комитет. В данном случае это — Комитет по международным делам. Важно заметить, что этот орган возглавляет республиканец Эд Ройс, известный своей давней и последовательной деятельностью, направленной на защиту прав и интересов своих избирателей армянского происхождения. Ройс не раз высказывался за признание факта геноцида и голосовал “за” в пользу принятия “армянских резолюций”. В начале февраля президент Серж Саргсян наградил Эда Ройса медалью “Благодарность” за “значительный вклад в дело международного признания геноцида армян”. Смею предположить, что председатель комитета действительно сделает все возможное для того, чтобы проект резолюции был вынесен на голосование до 24 апреля. Но для окончательного успеха резолюции его усилий, конечно же, недостаточно. Оппоненты Ройса слишком влиятельны. Как известно, в результате состоявшихся в ноябре прошлого года промежуточных выборов в обоих палатах изменился расклад. Позиции армянского лобби слегка пошатнулись, поскольку проармянски настроенные демократы сдали несколько ключевых позиций. Как известно, прежнее демократическое руководство Палаты представителей было настроено в Армянском вопросе куда более благосклонно, чем теперешнее. Нынешний спикер нижней палаты Джон Бонэр, в отличие от предшественницы Нэнси Пелоси, не является сторонником признания геноцида. В ходе визита в Анкару он заявил, что “американские законодатели должны воздержаться от оценок событий столетней давности”. Нежелательные для нас изменения произошли и в верхней палате Конгресса. Проармянский сенатор Гарри Гид уже не является лидером парламентского большинства. А наш надежный партнер Боб Менендес больше не председательствует в Комитете по международным делам Сената. Его заменил республиканец Роберт Коркер, который дважды голосовал против принятия резолюции о геноциде армян.

Тем не менее на успех резолюции в Палате представителей рассчитывать можно. Но что будет после этого? Комитет по международным делам три раза одобрял проекты подобного содержания. (В 2004-м, 2007-м и 2010-м.) Но они так ни разу и не были вынесены на обсуждение пленарного заседания. Перспективы документа представляются туманными из-за позиции, занятой по данному вопросу руководством Государственного департамента. Последние выступления госсекретаря по Армянскому вопросу позволяют заметить странное изменение в его подходах. Как известно, будучи сенатором Джон Керри отчетливо и однозначно высказывался за признание факта армянского геноцида. То же самое делал и Барак Обама вплоть до того дня, когда занял кресло президента. Сейчас же руководители демократической администрации в своих официальных выступлениях в лучшем случае избегают политической оценки событий 1915 года, а в худшем случае оказывают поддержку турецкой позиции, сводящейся к тому, что этим вопросом должны заниматься академические, а не политические круги.

Ясно, что политическое руководство Соединенных Штатов будет руководствоваться собственными интересами, а вовсе не стремлением добиться торжества справедливости. У Вашингтона с Анкарой достаточно спорных вопросов. И новая “армянская резолюция” станет для Обамы удобным инструментом для воздействия на Эрдогана, с тем чтобы склонить его к нужным Америке решениям. В связи с этим весьма показательной была атмосфера последнего слушания “армянской резолюции” в Комитете по международным делам. Когда в марте 2010 года проект резолюции о признании геноцида армян был вынесен на рассмотрение профильного комитета, администрация этому не препятствовала. (Если не считать состоявшийся всего за несколько часов до начала заседания телефонный звонок тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон председателю комитета Говарду Берману.) Судя по всему, санкция на принятие резолюции Бараком Обамой все-таки была дана. И тем не менее Белый дом решил не сжигать мосты для отхода назад. Были созданы условия, при которых в любой момент можно было развернуть ситуацию на 180 градусов. Во время перерыва в кулуарах происходил самый настоящий торг. Известно, что Реджеп Тайип Эрдоган смотрел телевизионную трансляцию обсуждений в прямом эфире. Уместно предположить, что в процессе продолжались его телефонные переговоры с американской стороной. Судя по всему, переговоры эти продвигались нелегко. Именно этим и было обусловлено затягивание оглашения результатов голосования.

После объявленного председателем комитета перерыва, 20 присутствовавших тогда на заседании конгрессменов проголосовали за принятие резолюции, 22 — против. Четверо куда-то исчезли. Через полчаса появились двое из “блудных” конгрессменов и заявили, что поддержат проект. Голоса выровнялись — 22:22. И лишь за считанные минуты до истечения срока, отведенного для голосования, появился еще один из пропавших членов комитета. Он и принес сторонникам принятия резолюции решающий голос. По всему было заметно, что драматургия этого спектакля корректировалась по ходу. “Режиссеры”, координировавшие процесс то ли из Госдепартамента, то ли из Белого дома, по-видимому, изначально разработали два варианта развития сюжета. Окончательный выбор между этими вариантами делался исходя из поведения турецких партнеров. О том, что именно было ценой вопроса, можно только догадываться. С переходом вопроса в повестку пленарного заседания Палаты представителей началась новая серия фильма. Сценарий этой серии нас тогда разочаровал, так как резолюция так и не была вынесена на голосование. Какой будет “развязка сюжета” на этот раз, знают пока разве что только сами “сценаристы”.

На снимках: конгрессмены; Адам Шифф; здание Конгресса США.

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image