Ашуг Шерам

20 марта, 2015 - 12:48

Выдающийся армянский ашуг Шерам (Григор Тальян) родился в г. Александрополь (ныне Гюмри) 20 марта 1857 года.

В 10-летнем возрасте он лишился отца, был учеником плотника, торговца, столяра. Юный Григор Талян сам изготовил свой первый саз, а потом и тар, самостоятельно научился играть на этих инструментах, а в 13 лет уже стал известен как хороший тарист и певец.

Будущий ашуг с детства рос в среде ашугских собраний и с юных лет приобщался к игре на народных инструментах и ашугскому мастерству. Получив ашугское посвящение под именем Шерам, что переводится как «шелкопряд»  (так назвал его поэт О. Ованнисян, имея в виду мягкое, «шёлковое» пение гусана), Шерам прославился на всю Армению как один из лучших армянских ашугов.

Яркий представитель сазандарской школы. Сазандари или хананда появились в ХIХ столетии. Обычный состав ансамбля сазандаров представляет собою трио, куда входят исполнители на таре (струнный музыкальный инструмент лютневого типа), кяманче (струнный смычковый инструмент) и певец, играющий одновременно на дапп (бубен-дайра).

В составе трио выдающегося кямачиста Чунгура Аго (Акоп Манукян) Шерам гастролировал, затем организовал свою группу музыкантов и ездил с концертами по армянским городам и селам.

Шерам отказался от следования устаревшим каноническим правилам стихосложения, характерным для ашугского творчества, поскольку они сковывали свободу художественного выражения; унаследовав лучшие традиции армянского ашугского искусства, он в то же время опирался на богатства армянской народной песенности (крестьянской и городской). Создавал яркие поэтические тексты и задушевные мелодии, пел свои песни, аккомпанируя на таре. Мастер лирических миниатюр, Шерам сочинял в основном любовно-лирические песни (самая популярная — «В саду раскрылись розы» — ныне входит в обряд армянской свадьбы), в них большое место занимают красочные картины природы. Создавал также песни, наполненные пафосом социальной и народно-освободительной борьбы; одна из них (сочинена в 1905) посвящена Карлу Марксу.

Исполнял свои произведения в Ереване, Эчмиадзине, Карсе, Тбилиси, Баку, Астрахани и др.  Издал сборникики текстов своих песен: «Лира» (1902), «Молнии протестов» (1905), «Любовь и борьба» (1907), «Неорошаемый сад» (1913), «Стремительный поход» (1915).

После установления Советской власти в Армении деятельность Шерама активизировалась; часто организовывались его творческие вечера (записи ряда песен Шерама в его исполнении хранятся в фондах Санкт-Петербургского Пушкинского дома).

Песни Шерама и ныне включаются в репертуар профессиональных и самодеятельных певцов и коллективов, некоторые бытуют как народные. Шерам положил начало новому этапу развития армянского народно-профессионального песенного искуства, его принцип «каждой новой песне — новую мелодию» стал ведущим в творчестве  гусанов.

Великий ашуг скончался в 1938 году.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image