Монастырь братьев-армян на озере Иссык-Куль

2 апреля, 2015 - 12:41

На берегу озера Иссык-Куль археологами найден пещерный комплекс, предположительно являющийся руинами средневекового армянского монастыря, в котором, возможно, находились или находятся мощи святого апостола Матфея. Об этом статья кандидата исторических наук, доцента Кыргызско-Российского Славянского университета Е.Озмитель, написанная специально для проекта AllKyrgyzstan.com.

Недавно побывавшие в Ереване киргизские историки вновь обсудили этот интереснейший вопрос с армянскими коллегами.
В 2005 году во время археологической экспедиции доцент КРСУ А.Камышев обнаружил пещеры в районе села Курменты на самом берегу озера Иссык-Куль, которые вызывали очень много вопросов. На данном этапе исследования кыргызские археологи курментинский пещерный комплекс видят как узкий лаз, постепенно расширяющийся, с выходящими в него с разных сторон небольшими комнатами, напоминающими монашеские кельи. Насколько можно сейчас судить, таких келий около тридцати. Археологи предполагают существование нижних ярусов, сейчас засыпанных землей.
Эта местность не оставалась без внимания со стороны историков и археологов (среди них Семенов-Тяншанский, Бартольд, Винник и др.). Но пещеры на оконечности одного из небольших полуостровов никогда не попадали в поле зрения ученых, хотя известны были жителям окрестных сел с начала 20 века. Этот странный факт можно объяснить просто: пещеры были вырыты в конце 19 — начале 20 веков и не представляли для российских и советских исследователей научного интереса как лишенные архитектурной и исторической ценности, поэтому они о них умалчивали. Однако против такого “легкого” объяснения есть несколько возражений, и главное из них — зачем и кому нужно было рыть сложное многокамерное, возможно даже двухъярусное арочное сооружение на рубеже 19-20 вв.? Чтобы ответить на это возражение, перечислим всех субъектов истории, действующих в это время в этой местности. Это: во-первых, кыргызы, кочевавшие к северу от побережья в долине реки Курменты ближе к горам, во-вторых, русские крестьяне-переселенцы из сел Алексеевка (Уй-тал), Озерно-Фольбаумовка (Озерное) и редких хуторов, раскиданных по побережью, в-третьих, обитатели Свято-Троицкого монастыря, угодья которого простирались в округе на 530 гектаров по всему Светлому Мысу и за его пределами.
Любой памятник культуры создается людьми в соответствии с их духовными или хозяйственными потребностями. Очевидно, что материальная культура кыргызов не предполагает строительства подземных сооружений, духовная же, а именно не местные традиционные культы, а ислам, вполне могла вызвать к жизни пещеры. В “народном” исламе, который распространялся в Средней Азии, существует культ “святых мест”. Иногда таким местом паломничества и жертвоприношения становились могилы духовных наставников, вырытые в пещерах, или пещерные мечети. Но все “святые места” на территории Кыргызстана, кроме гумбезов и Сулайман горы, связаны с языческой традицией: камни, тополя, горы, среди них нет ни одной пещеры. Исламская составляющая в духовной культуре кыргызов не слишком активно себя проявляла. Культовые погребальные постройки кыргызов этого времени — не пещеры, а мазары. Кроме того, пребывание кыргызов в этой местности никогда не пресекалось. Если бы в 19 веке пещеры считались “святым местом”, то народная память сохранила бы и доныне благоговейное к ним отношение. Рядом с курментинскими пещерами нет никаких столбов для привязи лошадей, следов жертвоприношений, стоянок, обычных для среднеазиатских пещерных мусульманских сооружений. Катакомбы выглядят так, будто их хотели сделать незаметными, похоже, что и в конце 19 — начале 20 вв. они выглядели так же, тем более что тогда уровень воды был выше и доступ к полуострову (острову) был затруднен.
Двух других субъектов истории курментинского пещерного комплекса — русский переселенец и русский монах, рассмотрим одновременно. Хозяйственная культура русских предполагает сооружение погребов, подземных складов для продуктов и укрытий. Духовная культура, православие, — так же допускает существование пещерных храмов, молелен, подземных часовен и захоронений в катакомбах. В источнике начала 20 века есть указание на то, что местный крестьянин, которому принадлежали значительные угодья в округе с Курменты, Кирилл Колотилин, выкопал на своем острове пещеру-молельню. Монахи так же в хозяйственных или иных целях могли выкопать подземные сооружения — в православии существовали, и сейчас существуют, пещерные скиты, подземные храмы. Какие аргументы против этих гипотетических “строителей”? Пещера не похожа на погреб, совсем не похожа она и на подземный склад. Кроме того, такие хозяйственные постройки сооружались в непосредственной близости от жилища, а не на труднодоступных островах. Остается предположить, что эта пещера могла служить молельней. В пользу этого — многое: устные рассказы старожилов упорно связывают эти катакомбы с именами монахов Иссык-кульского Свято-Троицкого монастыря с именем Прохора Русина, в частности, называют их “норой монаха”, “пещерой деда Мазая”. Но в этих историях речь не идет об авторстве, а скорее об использовании пещеры в качестве укрытия от киргизского мятежа, от большевистских репрессий или от любопытных глаз для уединенной молитвы.
Но архитектура курментинских пещер не соответствует принципам строительства русских православных пещерных молелен 19 века. Во-первых, это немалый, даже в таком полузасыпанном виде, комплекс. А пещеры, которые выкапывали себе монахи 19 века, состояли, как правило, из одной-двух камер, обшитых изнутри тесом, и предназначались для молитвы и богослужения, а не для жилья. В начале 20 века такие пещерные молельни, связанные с именем преподобномученников Серафима и Феогноста, существовали на Медео и в Аксайском ущелье. В них никогда не жило больше двух-трех человек, они были очень просто оформлены и совсем непохожи на курментинские, по мнению авторитетного археолога Б.Желязнякова.
Во-вторых, следует учесть и тот факт, что в конце 19 — начале 20 вв. у русских православных монахов не было никакой надобности строить себе такие обширные подземные монастыри. Времена пещерных храмов для России прошли, традиции строительства были утрачены, православие — государственная религия, которой, как казалось тогда, незачем было прятаться в подземных катакомбах и незачем было их копать. А с приходом большевиков монахам приходилось скрываться по нескольку человек или поодиночке, такое большое мероприятие, как строительство пещерного комплекса, в условиях репрессий уже не представлялось осуществимым.
Итак, рассмотрев всех трех субъектов, действовавших на исторической арене в конце 19 — начале 20 вв., можно прийти к выводу, что никто из них не выкапывал пещер. Из этого следует, что курментинские катакомбы были вырыты раньше, в другой исторический период, когда был другой расклад сил.
Обратимся к средневековью. Трудно перечислить все народы, проживавшие в этом регионе. Курментинское городище еще не раскопано, но находки разнообразных крестов позволяют предположить, что здесь проживали христиане. Это могли быть согдийцы, сирийцы и армяне. Из них — сирийцы и армяне, особенно последние, владели прекрасной техникой сооружения подземных сооружений, высекали их в скальной породе или вырезали арочные и купольные конструкции прямо из камня, лесса или глины.
Средневековая история объединяет армянских монахов и озеро Иссык-Куль на знаменитом Каталанском атласе, большой, составленной из нескольких пергаментных листов карте мира, хранящейся в Национальной библиотеке Парижа. Эта карта была создана в 1375 году мануфактурой Крескусов по изготовлению карт и атласов придворным картографом. Атлас этот, как и все средневековые карты, изображает и реальные, и легендарные объекты. Однако ни у кого из исследователей не вызывает сомнения тот факт, что ее не только можно соотнести с действительными географическими и политическими реалиями, но и использовать в качестве средства навигации. На карте показаны очертания гор и морей, схематично изображены крупнейшие реки, условно обозначены средневековые царства.
Среди архитектурных сооружений заметно выделяются несколько храмов. Один из самых крупных — храм в стиле романской базилики, но с пирамидальным завершением, расположен в той части атласа, которая соответствует современной Центральной Азии. Он изображен на берегу озера, продолговатыми очертаниями отдаленно напоминающего Иссык-Куль. Подписано это изображение так: “Место, называемое Иссикол. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста”.
Здесь сразу же возникает много вопросов: Почему католики именуют армян братьями, несмотря на то, что всех нехалкидонитов было принято именовать в средневековой Западной Европе “злыми еретиками”? Почему вообще в Каталанском атласе, изготовленном в Испании, появилось изображение армянского монастыря? Для того чтобы ответить на эти вопросы и отчетливее представить себе гипотетического строителя курментинских пещер, обратимся к истории взаимоотношений армян и католиков. Дружба между ними началась во время крестовых походов. Армяне принимали у себя крестоносцев, снабжали их по договоренности оружием и продовольствием и даже принимали участие в спасении христианских реликвий. С этого времени большая община армян оказалась в Палестине и расселилась по многим другим азиатским городам. Появились армяне и в Семиречье, и на Иссык-Куле, о чем свидетельствуют находки нательных крестиков, по очертаниям напоминающих армянские хачкары, и намогильных памятников с надписями на армянском языке. В Чуйской долине обнаружена даже могила армянского епископа.
Тогда же, в 13 веке, начинаются дипломатические переговоры с Ватиканом о взаимной помощи. Для армян — это очень трудный период. Границы Великой Армении с трудом удерживают турецкие и иранские войска, она теряет область за областью и к концу средневековья реальной становится угроза полного уничтожения армян. Именно поэтому часть армянского народа идет на соглашение с Ватиканом и принимает унию. Папа Римский формально становится главой армян-католиков. Именно их испанские картографы именовали “армянскими братьями”, чтобы отличить от тех, которые унию не приняли.
Иссык-кульские армяне могли быть именно униатами. Это объясняет интерес составителей Каталанского атласа к их монастырю и хранящимся в нем мощам апостола и евангелиста Матфея. И они вполне могли быть создателями курментинского пещерного комплекса, плавные правильные арки которых выдают руку очень умелых строителей. Здесь, в окружении разноплеменных народов, исповедующих разнообразные религии, в условиях наступления ислама, который как раз во второй половине 13 — начале 14 вв. начинает ужесточать свою миссионерскую политику, была реальная необходимость прятать свои монашеские труды и свои святыни, так же, как это было принято и в самой вечно воюющей Армении.
Итак, перед нами прошли все известные на сегодняшний момент исторические субъекты, которые могли иметь отношение к пещерному комплексу, расположенному на полуострове в районе с.Курменты. Из них только “армянские братья” имели цель, средства, достаточные возможности и причину для строительства подземного монастыря. Наши гипотезы могут подтвердить или опровергнуть масштабные археологические раскопки как самого пещерного комплекса, так и расположенного неподалеку Курментинского городища.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image