Эдуард Петрович Грикуров
Эдуард Петрович Грикуров (Тифлис 11.04.1907 — 13.12.1982 Ленинград) — советский оперный дирижёр, профессор консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Э. П. Грикуров учился в Тбилисской консерватории по классам фортепиано у А. И. Тулашвили, теории музыки и композиции ― у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна.
Совершенствовался в консерватории, — сначала в классе А. Гаука (1929—1933), а затем в аспирантуре под руководством Ф. Штидри (1933—1636). Полезной школой была для него и практическая работа на киностудии «Ленфильм» (1931 —1936).
В 1935-1936 гг. возглавлял Оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева. Выступал пропагандистом оперного творчества советских композиторов.
В 1934-1935, 1946-1953 и с 1960 преподаёт дирижирование в Ленинградской консерватории (с 1971 профессор); среди его учеников, в частности, Александр Алексеев, Вахтанг Жордания, Дмитрий Китаенко, Д. В. Смирнов.
С 1937 дирижёр, в 1944-1956 и 1964-1969 гл. дирижёр Ленинградского Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, где осуществил постановки балетных, оперных спектаклей.
Э. П. Грикуров поставил более тридцати спектаклей, в том числе: «Фальстаф» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Сельская честь» П. Масканьи, «Лакме» Л. Делиба, «Богема» Дж. Пуччини, 1950 — «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, 1955 — «Война и мир» С. С. Прокофьева, «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Виринея» С. М. Слонимского, «Антоний и Клеопатра» С. Барбера.
Балеты: «Семь красавиц» Караева (1953), «Кармен» (1956), «Мать» Хренникова (1957).
Особое внимание привлекла работа Грикурова в возобновлении в 1965 г. оперы «Катерина Измайлова», как отмечала Софья Хентова: «Музыкальная сторона на должной высоте, прежде всего, благодаря тщательной, тонкой работе Э. Грикурова. По существу, он создал свою исполнительскую редакцию оперы. Найдены гибкие темпы, соответствующие стремительной динамике действия. <…> Оркестр, управляемый Грикуровым, — вот кто, собственно, стал едва ли не главным «героем» спектакля. Оркестр ведёт, направляет действие, создаёт эмоциональную атмосферу, увлекает певцов. Нет ни одного оркестрового штриха, который вызывал бы споры или возражения»[
Характеризуя исполнительский почерк Грикурова, ленинградский музыковед В. Богданов-Березовский писал: «Его привлекают контрастная динамика, многообразие средств художественной выразительности, конкретно-образное содержание музыки. Лучше всего удаются ему при этом виртуозные партитуры с отчетливо выявленным характерным элементом... Одним из наиболее показательных спектаклей Грикурова является в этом отношении вердиевский «Фальстаф»... Такие спектакли, как «Иоланта» и «Вертер», раскрывают другие стороны художественной индивидуальности Грикурова — его склонность к искренней и сердечной лирике и к сгущенному драматическому элементу».
Э. П. Грикуров много гастролировал по Советскому Союзу, в 1966г. вместе с балетом Малого театра выезжал в Латинскую Америку. Э. П. Грикуров умер 13 декабря 1982 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
«Международная гуманитарная Сеть «Диалог и Дело», "ПАРМО-1975г.", Петербург, Аракелян Антуан Гургенович: aarak@mail.ru
Добавить комментарий