ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

14 апреля, 2015 - 19:25

Руководитель офиса Всемирного банка в Армении Лора Бейли заявила о пересмотре прогноза роста ВВП страны на 2015 г. Согласно новому прогнозу, ожидается рост ВВП всего на 0,8%. Напомним, что ранее этот показатель в текущем году должен был составить, по подсчётам ВБ, 3,5%. Столь пессимистичная оценка роста экономики Армении связана с экономической ситуацией в России, против которой ведущие страны западного блока ввели экономические санкции.

Согласно сведениям Всемирного банка за 2014 г., Армения входит в первую десятку стран мира, экономика которых зависит от частных денежных трансфертов. Их объем составляет 21% от уровня ВВП. Больше, чем у Армении, в этом рейтинге зависимость у Таджикистана (47,5% от ВВП), Кыргызстана (31,5%), Непала (28,8%), Молдовы (24,9%) и Того (23,8%). Для сравнения: зависимость соседней Грузии от этого фактора значительно ниже – 12%, у Азербайджана – всего 2,9%.

По данным ЦБ Армении, объемы частных денежных трансфертов сократились в феврале 2015 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2,5 раза, а объемы трансфертов из России – в 3 раза.

По сведениям Национальной статистической службы, по итогам первых двух месяцев доходы бюджета Армении составили 158,8 млрд драмов (при среднем курсе 1 доллар США = 477 драмов). Это на 1 млрд меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Согласно закону о бюджете 2015 г., доходы бюджета должны были превысить прошлогодний показатель на 5%, составив порядка 168 млрд драмов. Таким образом, доходы бюджета оказались недовыполненными на более чем 9 млрд драмов, или 6%. Такого уровня недовыполнения бюджета не было начиная с кризисного 2009 г.

Ряд экспертов напоминают о том, что весь прошлый год различные высокопоставленные лица убеждали общественное мнение страны: после вступления в ЕАЭС перед Арменией откроются широкие возможности для экономического развития. Это предполагало увеличение и бюджетных поступлений. Итоги первых двух месяцев свидетельствуют о том, что ситуация достаточно неоднозначная, и вполне понятно, что на это обстоятельство обращают внимание критики членства страны в ЕАЭС.

Как ни странно, снижение бюджетных доходов обусловлено и тем, что начиная со середины 2014 г. тогда еще только назначенный премьер-министр Овик Абрамян начал борьбу с теневой экономикой. Подобная политика, если она, конечно, проводится эффективно, предполагает повышение уровня бюджетных доходов. Однако пока результат борьбы с теневой экономикой получается, как ни странно, прямо противоположным.

Согласно тому же официальному статистическому источнику, экономическая активность в Армении за первые два месяца текущего года по сравнению с тем же периодом 2014 г. возросла на 2,5%. В связи с этим возникает вполне естественный вопрос: насколько соответствуют реалиям сведения о повышении уровня экономической активности, если бюджетные доходы сокращаются?

Повышение цен в первые два месяца с.г. по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 5%. Это показатель также должен был повысить уровень бюджетных доходов (например, от оборота розничной торговли).

Совершенно очевидно, что бюджетные доходы зависят от обменного курса драма. Чем больше обесцениваются армянские деньги по отношению к доллару или бивалютной корзине, тем больше должны быть бюджетные доходы. В частности, речь идет о сумме таможенных пошлин, либо налоге на добавленную стоимость, который в Армении взимается на границе. Эти суммы прямо связаны с обменным курсом драма. В первые два месяца прошлого года средний обменный курс доллара составлял 410 драмов, а за тот же период 2015 г. – 477 драмов. Фактически речь идет о том, что только за счет обесценивая драма доходы бюджета по ряду пунктов должны были повысится на 13%.

Если бы доходы бюджета подсчитывали в долларах, как это делают международные финансовые организации, то выяснилось бы, что они сократились не на 6% (как при подсчете в драмах), а на 14,5%, или 57 млн долларов. Если эти темпы недобора доходов в бюджет сохранятся, то в годовом исчислении казна недополучит не менее 300 млн долларов. Но эта цифра является оптимистическим прогнозом, в то время как реалии могут быть значительно хуже.

В сложившейся ситуации возникает вполне логичный вопрос: есть ли шанс у армянского бюджета до конца текущего года нарастить доходы и если да, то за счет чего? В первом приближении, если статус-кво в финансово-экономической системе страны сохранится, а вероятность этого довольно высока, так как ждать от правительства О. Абрамяна каких-то эффективных реформ было бы наивно, среди возможных источников пополнения доходов казны выделим пока два.

Первый – повышение доходов от экспорта меди. Прогнозы цены на этот металл на мировом рынке менялись с начала года уже несколько раз. В феврале медь подорожала по отношению к январю на 8%, однако предполагалось, что её профицит на мировом рынке высок. Ожидалось повышение цены в апреле до 5728-5771 доллара за тонну. Выход цены на декабрьские позиции (6248-6485 долларов за тонну) представлялся маловероятным.

Однако в конце марта появились прогнозы на медь от Barclays. Её эксперты предвидят рост цен на медь в этом году на фоне перебоев в поставках и хорошего спроса благодаря восстановлению экономик США, Европы и Японии. В среднем промышленный металл будет стоить 6313 $ за тонну в 2015 г., а наиболее заметный рост произойдет во втором квартале, когда средняя цена вырастет до 6300 $ за тонну. В третьем квартале прогнозируются 6600 $ за тонну, в четвертом – 6500 $ за тонну.

«Цены на медь упали на 9% за последние полгода, что вызвало вопрос, станет ли медь следующей нефтью или железной рудой в 2015 году? Мы уверены, что нет», – отмечается в исследовании Barclays. Дело в том, что существуют некоторые перебои в поставках металла на мировой рынок, причем производители пока не в состоянии заметно нарастить предложение. Главным потребителем меди является Китай (46% мирового рынка). На Европу, Северную Америку и Японию приходится меньше одной трети рынка – 32%. Как полагают эксперты, экономический рост в Китае будет оставаться сильным – 6,8% в 2015 г.

В этом контексте, по прогнозу Barclays, мировой рынок меди завершит 2015 г. с умеренным профицитом, при этом потребление металла увеличится на 3,3% и спрос – на 3,5%. В случае реализации этих прогнозов у бюджета Армении появится шанс на повышение уровня доходов во 2-м, 3-м и 4-м кварталах за счет роста доходов от продажи меди.

Второй – возможность роста доходов от экспорта абрикосов в Россию. Правда, ситуация тут во многом зависит от погодных условий, наиболее кризисным моментом будут вторая и третья декады апреля. Если не будет форс-мажорных обстоятельств (резкие похолодания, град и пр.), то, по прогнозам армянских чиновников и экспертов, в стране может быть собран неплохой урожай абрикосов. Вследствие прошлогодних заморозков было собрано лишь 12 тыс. тонн абрикосов, в то время как в 2012 г. – 74 тыс., а в 2013 г. – 86 тыс. тонн (самый высокий урожай за последние 10 лет). В 2012 г. экспорт абрикоса составил 16 тыс. тонн, в 2013 г. – 25 тыс. тонн, а в 2014 г. – всего 600 тонн.

Следует особо подчеркнуть, что две вышеупомянутые возможности даже при благоприятном развитии событий могут лишь в определенной степени смягчить общую ситуацию с растущим недобором бюджетных доходов. В сложившейся ситуации этого явно недостаточно. Поэтому нельзя исключать секвестр бюджета, который скорее всего, будет скрытым. Подобный опыт у правительства Армении был в 2013 г.

В целом ситуация в финансово-экономической сфере Армении остается достаточно сложной и напряженной. При этом очевидно, что сложность сложившейся ситуации, если и связана с членством в ЕАЭС, то только частично. Реальные результаты пребывания страны в ЕАЭС проявятся не ранее чем через два года, поэтому делать поспешные выводы было бы явно некорректно.

Главные проблемы экономики Армении – внутренние, а не внешние: низкий уровень бюджетной дисциплины, высокий уровень монополизации и теневого сектора, коррупция, неблагоприятный инвестиционный климат, тесная связь бизнеса с властью, протекционизм, растущий уровень внешнего долга (перевалил за 50% от ВВП) и прочее. На эти обстоятельства постоянно обращают внимание независимые эксперты и оппозиционные депутаты, но все это пока остается «гласом вопиющего в пустыне». Таковы реалии складывающейся ситуации и, к сожалению, к ним ещё неоднократно придётся возвращаться.

Саркис МАРТИРОСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image