Геноцид: Между признанием и не признанием

21 апреля, 2015 - 13:31

24 апреля армянский народ и вместе с ним все прогрессивное человечество отметило 100-летие геноцида армян в Османской империи.  Особенностью нынешнего печального юбилея стало то, что смело можно констатировать, что пришел конец длительному периоду замалчивания первого преступления против человечества. Папа римский в соборе святого Петра  в присутствии армянских политических лидеров и духовных пастырей провел мессу по душам невинно убиенных и назвал геноцид величайшей трагедией  в 20 веке, пережитом человечеством. Правда, вместе с геноцидом армян величайшими трагедиями он назвал  нацизм и сталинизм,что вызывает споры и несогласие многих экспертов и политологов. Ставить на одну полку геноцид армян нацизм и сталинизм можно для неискушенных прихожан, для специалистов и политиков здесь поле для споров и научных дуэлей. Важно, что так или иначе огромная христианская  католическая конфессия, насчитывающая 2 миллиарда паствы,  в лице папы римского наконец-то  однозначно  и громогласно осудила геноцид армян в Османской империи. Это огромная победа армянского народа, блестящий итог многолетней лоббистской и идеологической работы армянских общественных и духовных организаций. Отметим, что вопрос  о признании геноцида со стороны Ватикана ожидал своего решения еще в середине 50 годов прошлого века, когда кандидатом на пост папы римского был, выдвинут армянин, выходец из Джавахка епископ Агаджанян, пережившего геницид. Однако, не стоит впадать в эйфорию и потирать от удовольствия руки. Дело признания геноцида еще очень и очень далеко от окончательного решения.  Реакция на решение Папы римского провести молебен по жертвам невинно убиенных со стороны турецкого руководства поступила незамедлительно, из Ватикана был отозван посол Турции, которая этими действиями показала, что не согласна с папой и продолжает не признавать геноцид.  Что это: не желание или не готовность к решительным шагам в этом болезненном вопросе?  А вдруг папа римский захочет  следующую свою мессу провести в храме святой Софии, превращенной в свое время в самую большую мечеть Стамбула, а Стамбул,как в добрые старые времена назвать Константинополем?   Ведь изначально она была христианским храмом!  А теперь посмотрим на проблему с несколько иной стороны. В чем причины того, что Турция упорно отказывается признавать геноцид армян? Во первых, очевидно потому, что кроме армянского вопроса, она уже долге годы не может решить вопрос с курдами, которые составляют самую большую общину и претендуют сегодня ни много ни мало на создание собственного государства, которое  будет находиться на   части территории Сирии, Ирака и большей - Турции. Признание геноцида армян автоматически поднимет вопрос о характеризации борьбы с курдскими повстанцами как геноцида. Свои претензии захотят озвучить понтийские греки, ассирийцы, болгары, сербы и другие народы, пострадавшие от турецкого ятагана.  Скорее всего,  сегодня Турции удобнее всего отрицать геноцид, чем создавать себе новые проблемы. В психологии есть такой феномен - при твердой позиции и постоянном отрицании очевидного факта супружеской измены, если даже вас застали во время преступления, муж добивается того, что вопрос теряет остроту, появляется сомнение у родных и близких в том, что был ли в действительности адьюлтер. Примерно так действует нынешнее руководство Турции. Но  психологии есть и другое - человеку свойственно стойко ненавидеть и недолюбливать тех, кому когда-то сделали плохо и больно, кто был свидетелем вашего нравственного падения до уровня животного. А здесь надо покаяться и признать, что нынешнее поколение турков является потомками детоубийц, грабителей и палачей. Сделать это не очень-то и приятно. В турецком бытовом фольклоре слово "армянин" синоним негодяя, подлеца и предателя, образ который, кстати внедряли в сознание специально, чтобы при убийстве армян меньше подвергались терзаниям совести.   В свою очередь, в армянском турок - исчадие ада, коварный, жадный злодей, хуже которого нету на белом свете. Но образ этот взят из реальной жизни.

Для того, чтобы подобные стереотипы стерлись с памяти человека, народов, как турецкого, так и армянского нужны долгие и долгие годы. 

Если еще недавно в отношении геноцида с армянской стороны действовал один контекст -  не дать забыть о страшном преступлении, упор делался на слово "помним", то сегодня уже набирает силу несколько отредактированный  девиз - "Помним и требуем". Речь уже идет не о простом признании, а о выплате компенсации, передаче территорий западной Армении, восстановлении прав собственности... Зная, как турки ценят деньги  и пресмыкаются перед богатством, можно представить какой ужас наводит на них хоть и туманная перспектива что-то отдать, чего-то лишиться. Так что каких-либо иллюзий о том, что Турецкая сторона хоть что-то отдаст, питать не следует.  Возможно, в Армении надеются на то, что когда наступит час истины международные организации принудят Турцию к выплате компенсаций хотя бы семьям пострадавших. На сегодняшний день такой ход развития событий вряд ли возможен, поскольку здесь хотим мы того или нет, но решающее слово будет иметь позиция США, ее желания помогать армянам восстанавливать историческую справедливость. Однако это тоже вряд ли возможно, поскольку уже со стороны Турции звучали угрозы, что если США официально признают геноцид армян, то Турция будет добиваться признания геноцида индейцев в северо-американских штатах. А ведь истоки геноцидального поведения действительно идут из Америки, где кроме геноцида индейцев через сотни лет восстановили рабство...

Такая вот сложная и противоречивая картина с признанием геноцида армян.  И, тем не менее, надежда на благоприятный исход имеется.  Если в армянских генах пережитый ужас прежних поколений сидит как пережитый в детстве стресс и отражается на здоровье нации, то и турки страдают от сознания собственной исторической неполноценности, болеют комплексом "исторической неполноценности". Это особенно ярко проявляется в сегодняшнем Азербайджане, младшем брате Турции. Искажение истории там дошло до таких абсурдных пределов, что случаются анектдотические курьезы. Не так давно дочь президента Ильхама Алиева побывала в Эрмитаже в отделении Восточного искусства, где увидела ряд экспонатов из Армении, артефактов Урарту. И удивленно спросила о том,  почему нет азербайджанских экспонатов. Ей пришлось деликтно объяснять, что такого народа и страны тогда не существовало, что государство под названием иранской провинции Азербайджан появилось в советское время. Можно себе представить, какой стресс пережила дочь президента. Но то ли склад ума у них другой, то ли мышление другое, но вопрос о том, что армяне присвоили себе их историю, что они чинят им препятствия во всем, не обсуждается. Здесь мы сталкиваемся с несколько наивной и романтической верой армян в то, что если турки признают геноцид, покаются, вопрос можно считать частично решенным. Наука о человеке, психология, философия, религия говорят о том, покаяние, умение признавать свои ошибки и заблуждения, брать на себя ответственность - свойство и качество состоявшихся, сильных, неординарных личностей. А в сегодняшней Турциии таких людей преследуют. Писатель Архан Памук, к примеру. Акрам Айлисли в Азербайджане.  И пока царствуют маленькие люди со своим меркантильным мышлением в соседних странах, большим делам не бывать. Единственной и наиболее перспективной линией в деле признания геноцида, созвучной идеей является то обстоятельсто, что мир, мировое сообщество устало от двойных стандартов, пытается выйти на нравственные и порядочные взаимоотношения, когда черное это черное, белое - белое.  Уже есть отдельные проекты по созданию "нравственного государства", нравственного мира.  И в этих поисках очень кстати будет идея признания геноцида армян в Османской империи. Проще говоря, армянам, борцам за признание геноцида выпадает редкая возможность стать миссией по оздоровлению общечеловеческой морали и нравственности.  Не зря Папа римский  в своей проповеди сравнил судьбу армянского народа с судьбой Иисуса Христа, через тернии вознесшегося к звездам.  Наверное, кто-то должен взять на себя миссию очищения в мировом масштабе.  Пока делать это некому.

Эдвард Сахинов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.