Таинственный остров армян

22 апреля, 2015 - 12:21

Официальный визит в Италию президента Сержа Саргсяна, месса, посвященная 100-летию геноцида в Соборе Святого Петра в Ватикане, и слово Понтифика, провозглашение богослова, поэта и мыслителя Григора Нарекаци Архимандритом Вселенской Церкви вызвали немалый информационный взрыв и волну интереса к Армении в масс-медиа многих стран и, в частности, самой Италии. Так, 20-минутную передачу “Армения.

100 лет спустя” о геноциде и об армянах Италии подготовил второй канал Общественного ТВ Италии RAI2. 
Передачу RAI2 вел профессор Альберто Ператюнер. Касаясь событий 1915 года, их причин, он был краток: “Армяне были трудолюбивые и зажиточные христиане, турки — ленивые и бедные. Это и стало причиной геноцида. Шла Первая мировая и никто не поднял голоса в защиту армян. Туркам осталась историческая Армения, которая составляет половину Турции”. Также он рассказал об армянском острове Сурб Казар — Сан-Ладзаро: “Нет в мире армянина, добравшегося до Венеции и не посетившего Сан-Ладзаро”. Случайно или нет, именно в это время появилась статья в блоге euromag.ru, написанная журналистом-культурологом, корреспондентом агентства ИТАР-ТАСС в Италии Верой ЩЕРБАКОВОЙ (фото справа).
Загадочный остров Сан-Ладзаро дельи Армени, то есть “Армянский остров” — один из 40 островов венецианской лагуны, который расположен в непосредственной близости от Лидо, где традиционно проходит кинофестиваль. Попасть на Сан-Ладзаро не так-то просто. Идущий с Лидо в Венецию “водный трамвайчик”-вапорето делает остановку на острове раз в день, точнее два — чтобы доставить и забрать посетителей. Время прибытия соответствует расписанию единственной в сопровождении гида экскурсии (ежедневно ровно в 15:25), которая предлагается на нескольких языках. Самостоятельно гулять по острову нельзя. Это — действующий мужской монастырь. Его постояльцев, разумеется, не видно.
Средневековая история Сан-Ладзаро — типичная для периферийных островов лагуны, служивших карантинными станциями, на которых останавливались все прибывающие в Серениссиму, чтобы не допустить проникновения в Венецию завезенных из-за моря болезней и распространения эпидемий.
Потом Сан-Ладзаро превратился в лазарет для прокаженных, которых туда свозили со всей лагуны. Отсюда остров и получил свое название — в честь святого Лазаря, покровителя и врачевателя пораженных проказой.
Разумеется, там была церковь. А по некоторым данным, первый храм возвели еще в IX веке бенедиктинцы. После скитаний, спасаясь от гонений на христиан со стороны турецких властей, в начале XVIII века в Венецию прибыл Мхитар Севастийский (Себастаци. — “НВ”), просвещенный армянский католический монах-проповедник.
Надо напомнить, что христианство в Армении было принято еще раньше, чем в Риме — в 301 году, что небезосновательно дает армянам чувство превосходства даже над Ватиканом. С Папой Римским у армянских иерархов отношения складывались не всегда гладко, вплоть до того, что Армянская церковь, оставаясь ортодоксальной, не приняла ряда обновлений ритуала и догм.
Как пояснила экскурсовод на Сан-Ладзаро, во многом в корне наметившегося конфликта лежало недопонимание и расстояние. Видным представителям Армянской церкви было сложно добраться до Рима, чтобы присутствовать на соборах, а принятые на них решения до них часто доходили в искаженном виде.
Мхитар был одним из сторонников сближения с Папой, и поэтому подвергался обструкции и со стороны армянских иерархов. Через Морею (полуостров Пелопоннес), находившуюся под владычеством Венецианской республики (и отвоеванную потом Османской империей), Мхитар перебрался в саму Венецию, где и получил в дар к тому времени (1717 год) уже заброшенный и пустынный Сан-Ладзаро. Там и было суждено родиться его монашескому ордену мхитаристов, а основанный ими монастырь со временем превратился в настоящий научный просветительский центр.
Армянские монахи занимались переводом и переписыванием книг, на Сан-Ладзаро была своя типография, печатавшая книги на 36 (!) языках. Сейчас в библиотеке острова хранится более 170 тысяч томов. Среди них тысячи названий армянских старопечатных книг, а также великолепное собрание армянских рукописей. Среди них есть редкие, уникальные экземпляры — мини-Евангелие 1065 года, книги на иврите XII века. И, разумеется, мхитаристы собирали в первую очередь все, что касалось армянской культуры и письменности. Экзотические предметы в коллекции монастыря, привезенные из далеких земель путешественниками, указывают на открытость монахов другим культурам.
Мхитаристов отличает научный подход, который проповедовал сам Мхитар. Поэтому не так удивительно, что в католическом монастыре хранится одна из лучше всех сохранившихся в Европе египетских мумий. Усопший был, скорее всего, жрецом. Католические монахи бережно сохранили не только саму мумию, но и саркофаг, датируемые 1069-525 годами до н.э.
Собственно, именно то, что Сан-Ладзаро стал сокровищницей знаний, спасло мхитаристов и их монастырь от разорения в период наполеоновского вторжения. Император, как известно, повелел разрушить все монастыри в Венеции. Но армянская обитель была квалифицирована как академия, а науку Наполеон весьма чтил.
Два года на Сан-Ладзаро провел английский поэт-романтик лорд Байрон, который стал изучать армянский язык и даже начал работу над словарем. Комната, в которой жил поэт, также привлекает внимание всех посетителей Сан-Ладзаро.
В монастырь иностранцев не допускают — на данный момент здесь 24 армянских монаха, приехавших на Сан-Ладзаро из разных уголков мира, где есть армянская община.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image