ОДУХОТВОРЕННАЯ ЗЕМЛЯ АРЦАХА

22 апреля, 2015 - 13:06

Материалы представляют вниманию читателя впечатления о поездке в Нагорно-Карабахскую республику и Армению в августе 2013 года. Текст посвящается всему светлому прошлому, которое состоялось во времена Советского Союза.

В конце августа 2013 года состоялась поездка в Армению и Нагорный Карабах. Мероприятие инициировал Юрий Навоян, руководитель организации «Русско-армянское содружество». Цель поездки состояла в знакомстве с обстоятельствами жизни, культуры и истории Нагорно-Карабахской республики. Напомню, что НКР во времена советского союза территориально входила в состав республики Азербайджан, но второго сентября 1991 года жители Нагорного Карабаха, преимущественно армяне, на всеобщем референдуме выразили желание быть независимыми, и уже в октябре-ноябре того же года начался военный конфликт между соседствующими государствами – Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном. Открытые военные действия прекратились только в 1994 году подписанием бессрочного перемирия при посредничестве России, но конфликт до сих пор окончательно не разрешен.

…Путь в Нагорный Карабах был долгим. Мы прилетели в Ереван, пообедали в кругу друзей Юрия Навояна, бессменного куратора нашей поездки, и на микроавтобусе отправились в сторону границы с Нагорным Карабахом. Дорога длилась шесть часов и была крайне изматывающей, но автомобильное путешествие позволяет наблюдать всю красоту, которая сопровождает серпантинную дорогу на территории Нагорного Карабаха.

Если на территории Армении дорога проложена через серо-коричневые мертвые горы, не покрытые никакой растительностью, то горы Нагорного Карабаха совершено зеленые и цветущие. Вдоль дороги встречаются редкие гостиницы и рестораны. Асфальтовое покрытие дороги Ереван – Степанакерт равномерно качественное. Уже на территории Карабаха каждый километр асфальтированной дороги в Степанакерт проложен благодаря представителям армянской диаспоры, которые пожелали вложить личные средства в инфраструктуру непризнанной республики.

Стоит отметить, что на протяжении уже многих лет, а точнее с конца 1991 года, воздушное сообщение между Ереваном и Степанакертом не осуществляется. В качестве исключения между столицами Армении и Нагорного Карабаха курсируют вертолеты, на которых иногда прилетают иностранные делегации, перевозятся больные. Новый аэропорт Степанакерта готов принимать самолеты, но из-за неурегулированного противостояния с Азербайджаном, его эксплуатация невозможна. Перелет на самолете из Еревана в Степанакерт длится менее часа, тогда как автомобильное путешествие занимает более пяти часов.

Приехали мы в Степанакерт поздним вечером. Новая гостиница «Армения», в которой мы поселились, расположена в центре города рядом со зданиями Национального собрания, Правительства и резиденцией Президента НКР. Также на центральной площади разместился национальный банк – «Арцах банк». На следующий день мы обнаружили, что Степанакерт наполнен мирной, комфортной атмосферой. Здания отстроены, клумбы засажены. На центральной площади вечерами прогуливаются местные жители в своих лучших нарядах, некоторые с детскими колясками и маленькими детьми. Центральный сквер украшен поющими фонтанами. Вокруг него размещены скамейки, на которых вечером совсем нет свободных мест – так много отдыхающих. В этом городе все друг друга знают, можно сказать, в лицо, так как численность жителей составляет около пятидесяти тысяч человек, а численность жителей всего Нагорного Карабаха – около ста пятидесяти тысяч человек. Большинство из них – армяне.

Программа поездки в Нагорный Карабах предполагала встречу с русской общиной НКР, мою открытую лекцию в Арцахском Государственном Университете, выезд на границу с Азербайджаном, а также знакомство с культурой и достопримечательностями Армении и Арцаха. В ходе встречи с представителями русской общины выяснилось, что в настоящее время в Нагорном Карабахе проживает более двухсот человек, которые считают себя русскими. Среди них выходцы не только из России, но и Украины, Белоруссии, которые приехали в Закавказье, как во времена Советского Союза, так и значительно позже. Они представляют русскую общину, которая функционирует в Арцахе на протяжении уже многих лет.

По словам Галины Сомовой, главы русской общины, и в настоящее время русские приезжают жить в Арцах. Преимущественно это молодые девушки, которые выходят замуж за местных армян. Но зачастую такие молодые семьи не задерживаются в Нагорном Карабахе, так как русские жены сталкиваются с языковым барьером и последующей безработицей. Хотя русский язык изучают уже в начальной школе, по мнению представителей общины, количество занятий недостаточное – два академических часа в неделю, один из которых посвящен русской литературе.

Представители власти Нагорного Карабаха оказывает ежегодную финансовую поддержку организации. Русская община регулярно проводит общественные мероприятия, поддерживающие русский язык и русскую культуру. Единственной существенной проблемой общины в Арцахе, не считая недостатка финансирования, является отсутствие православного храма. Здание храма до сих пор остается только в планах, как представителей российской власти, так и благотворителей армянской диаспоры. Уже определено место в центре карабахской столицы, освещен православный крест, но строительство откладывается. Тем не менее, оптимизм в решении этого вопроса не утерян, и, надеясь на скорое его разрешение, руководитель организации «Русско-Армянское содружество» в завершение встречи преподнес русской общине в подарок икону Божьей Матери.

В Арцахском Государственном Университете, в котором состоялась моя лекция, посвященная освещению особенностей взаимодействия бизнеса с органами государственной власти в России, расположился кабинет, посвященный содружеству Арцаха и России. Стоит отметить, что в кабинете вдоль стены под потолком тянется цитата из произведения Хачатура Абовяна «Раны Армении», написанного в 1841 году: «Могучая рука Руси да будет нам опорой». На книжных полках расположены издания, описывающие историю взаимоотношений России и Арцаха. Несмотря на летние каникулы, число слушателей было значительным. Студентов и преподавателей интересовали не только институт лоббизма в России и книга «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», но и мое видение современных взаимоотношений России и Армении.

Перспектива поездки на линию соприкосновения огня, границу Нагорного Карабаха с Азербайджаном, вызывала трепет еще в России задолго до вылета в Армению. Коллеги рекомендовали воздержаться, напоминая, что на границе «постреливают». Тем не менее, согласно программе поездки, мы прибыли на границу. По дороге проехали сквозь целиком разрушенный во время войны населенный пункт, который местные жители покинули полностью.

Границу охраняют военнослужащие Нагорного Карабаха. Нас попросили не фотографировать общий план территории и не высовываться из окопа, предупредив о риске получить снайперскую пулю в лоб. На границе постоянно стреляют. Существует статистика Министерства обороны НКР, согласно которой в 2012 году в месяц в среднем было произведено более тысячи выстрелов с применением снайперского и крупнокалиберного оружия. Военный быт на границе, где ежедневно происходит перестрелка, поражает своей простотой и полным отсутствием привычных для городского жителя удобств. Туалет и умывальник расположен на улице. Военнослужащие зимуют в помещениях, которые не обогреваются. У них есть только самое необходимое – кров и оружие. Думается, что жизнь в условия неудобства и постоянной перестрелки ожесточает, но в глазах солдат читается только открытость и доброта.

Посещение культурных достопримечательностей Арцаха началось с прибытия в действующий мужской монастырь Армянской апостольской церкви Гандзасар, расположенный на вершине горы вблизи села Ванк Мартакерского района НКР. «Гора сокровищ», так переводится название монастыря, впервые упоминается в середине X века. Строительство храма велось в период с 1216 по 1238 гг. Для сравнения, храм Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве, строился в период с 1555 по 1561 год. Согласно легенде, в усыпальнице храма Гандзасар захоронена голова Иоанна Крестителя, принесенная сюда из Иерусалима во время одного из паломничеств в XIII веке. Таким образом, уже в X веке на территории Арцаха была жизнь и процветала армянская культура, и монастырь Гандзасар является тому свидетельством.

Удивляет местоположение шестиконечной звезды Давида, символа современного иудейства на надгробии основателя Гандзасара Асан Джалаляна. Внутри звезды круглый символ бесконечности. Множество восковых свечей освещают гавит, пристроенный к храму спустя несколько десятилетий после его основания. Священнослужитель разговаривает неспешно с немногочисленными посетителями. Во дворе на каменной земле растет раскидистое дерево и зеленеет аккуратно стриженая лужайка.

Это удивительное место привлекает уникальной атмосферой, особенно непривычной для жителя мегаполиса. Монастырь, расположенный в горах, утопающих в сочной зелени, на фоне светло-голубого неба, является экзальтацией всего пространства Арцаха. Чистый воздух и редкий турист дополняют благостную картину. Отдельные впечатления создаются уже непосредственно на территории монастыря, вблизи храма, который наполнен живой, но многовековой энергией. «Намоленное место», «место силы», -- так в России говорят о подобных местах. Одним словом, сложно описать те ощущения, которые возникают в пределах Гандзасара. Их необходимо испытать, с предварительным осознанием того, что захочется вернуться и повторить.

Стоит отметить, что в Нагорном Карабахе строятся школы и гостиницы, и вообще всячески благоустраивается территория. Все это, по большей части, происходит на средства армянской диаспоры или же отдельных армян, выходцев из Арцаха. Вблизи монастыря Гандзасар встречается село Ванк, в котором на средства армянского благотворителя Левона Айрапетяна построена современная общеобразовательная школа имени его отца Гургена Айрапетяна. На территории школы установлена стена, на которой вылиты армянский и русский алфавит, и расположены скульптуры детей. Чуть дальше расположена современная комфортабельная гостиница Цови Кар, что переводится как морской камень. Достопримечательностью является рычащий лев, вытесанный из скалы, рядом с которой выстроена гостиница, а также вольер с уже привыкшим к львиному рыку спокойным семейством горных козлов. Напротив гостиницы течет горная речка, на берегу которой строится ресторан «Ноев ковчег» или «Титаник» в виде большого корабля. Скорее всего, строители еще не определились с названием. Кроме «корабля» и животных территорию гостиницы украшают скульптуры – креативные русалки и железный упрямый ишак, символ Арцаха. В двух шагах располагается ресторан, в котором предлагают блюда традиционной кухни, приготовление которых можно наблюдать собственными глазами.

Несмотря на удаленность гостиницы от центра НКР, работает WiFi, и социальные сети фиксируют расположение на территории Азербайджана. Во время наслаждения окружающим пространством природы и красоты это единственное напоминание о том, что мы находимся в «зоне конфликта». В текущей горной речке не получится искупаться, но помочить ноги вполне возможно. Река чистая, мелководная, бурливая и прохладная.

В городе Шуши мы были проездом. В его окрестностях расположен горный каньон, в который, согласно преданию, во время геноцида сбрасывали армян. Кажется, что город менее благоустроен, чем Степанакерт, но не так давно, буквально в мае 2013 года был открыт музей Изобразительных искусств, в котором собрана коллекция картин современных художников со всего мира. Каждая картина была подарена музею представителями армянской диаспоры. Картины не всемирно известных художников, но в большинстве своем они наполнены светом и позитивом. После просмотра выставки фиксируется убеждение, которое укреплялось на протяжении всей поездки в Нагорный Карабах: «Местные жители хотят жить в мире и красоте».

Еще одной достопримечательностью города Шуши является армянский собор Христа Спасителя, известный также как Казанчецоц, и колокольня постройки середины XIX века. Собор полностью восстановлен и функционирует с 1998 года. Во время Карабахской войны конца прошлого века в соборе находился азербайджанский склад с оружием. Сейчас внутри собора светло, как и снаружи. Собор весь светлый, и настроение у него отличное от настроения храма Гандзасар.

В Гандзасаре присутствует уединенность, концентрация, плотность. В Казанчецоц атмосфера легче, больше воздуха, света. По всей видимости, на впечатление о святынях Арцаха накладывает расположение и время – храм Гандзасар стоит высоко в горах, в отдалении от населенных пунктов, и построен задолго до строительства собора Казанчецоц, который находится в городе, среди жилых домов. Сложно отдать предпочтение, выбрать «мертвую» или «живую» воду, когда они действуют исключительно в совокупности. В каждом из них необходимо побывать в разные моменты жизни: Гандзасар очищает и наполняет, а Казанчецоц осветляет и дает надежду.

Армянская культура и традиции предполагают чрезвычайно уважительное отношение к гостям. Обычно, когда принимают гостей, накрывают широкий изобильный стол. «Здесь все крутится вокруг стола», – так объяснили мне еще в Ереване. Действительно, за столом все было настолько красиво и вкусно, что каждый раз приходилось раздумывать о том, что вот в следующий обед или ужин точно себя необходимо ограничить, чтобы не потерять фигуру, над которой приходится годами работать в российских столичных фитнес-центрах. Тем не менее, каждый раз я срывала диетическую программу. Совершенно невозможно было устоять перед мацони, баклажанами, зеленью, свежими помидорами и огурцами, блюдами из рыбы, приготовленными на открытом огне или в тандыре. Моим фаворитом за столом круглосуточно было национальное блюдо жингялав ац (зеленью, запеченная в тонком, практически прозрачном слое теста). Мясоеды налегали на нежную, по их словам, баранину. На десерт нам предлагали все, что успело созреть к нашему приезду: грецкий орех, фундук, дикорастущая ежевика, инжир, персики, абрикосы, дыни, арбузы, мед. Ситуация для фигуры усложнялась тем, что все было не только вкусное, но и экологически чистое. Кроме того, каждый раз за ужином нам предлагали попробовать горькую тутовую, кизиловую водку и сладкое домашнее вино. Местная водка – крепкий напиток, со своеобразным вкусом. Кизиловая водка прозрачная, а тутовая – слегка с желтым оттенком. Считается, что они обладают лечебным эффектом, если принимать их в умеренных дозах.

Возвращение в Армению было долгим, но в отличие от переезда в Нагорный Карабах, пришлось на дневное время суток. Поэтому мы могли наблюдать всю красоту еще цветущей летней природы, горы, утопающие в зелени, желтое солнце в голубом небе, а также испытывать захватывающие чувства от очередного витка крутой серпантинной дороги. Думалось исключительно о высоком: о любви, о международной политике, о духовности и мире во всем мире.

По дороге в Армению встречаются магазинчики, в которых можно купить воду, мороженое и другие мелкие, но необходимые в дороге продукты и вещи. Проезжая мимо селений, можно приобрести фрукты, выращенные через дорогу, и вино, приготовленное местными жителями. Они выставляют свою продукцию вдоль дороги, и проехать мимо, не заметив горы персиков и канистры с красным вином, невозможно. По пути встречаются доверчивые стада коров, неспешно идущие по автомобильной дороге.

С приближением к Армении и Еревану очень незаметно, постепенно изменяется окружающее пространство. Горы становятся «лысыми», превращаясь в скалы. Дорога перестает быть крутой, но еще пролегает сквозь горы. Ближе к Еревану все меньше гор и больше кустарников вдоль дороги. Растет виноградник, абрикос, гранат.

В Армении и Ереване тоже было красиво и комфортно. В один из вечеров мы были приглашены на семейный праздник, который оказался торжеством с участием около трехсот гостей, большинство из которых были кровными родственниками. В празднике участвовали представители всех возможных возрастов: младенцы с удовольствием и спокойствием расположились на руках своих матерей, дети постарше играли между собой и принимали участие в активности взрослых, пожилые люди танцевали и радовались. Особенно контрастно смотрелись танцующий дедушка возраста свыше восьмидесяти лет и танцующая полугодовалая малышка на руках у молодой мамы. Все присутствующие были одной семьей. На этот вечер они съехались со всего мира. Кто-то живет в Армении, кто-то уехал в Россию и другие страны, но в тот день они были объединены общим делом – памятью о уже умершем родственнике, который и сейчас остается для них примером. Много лет назад во время Великой Отечественной Войны Бениамин Мкртчян попал в плен, чудом избежал смерти, создал семью, состоялся как профессионал, и написал книгу о пережитом. Инициатором мероприятия выступил его сын Ашот Мкртчян.

Нам, гостям семейного торжества, традиционно предложили лучшее место рядом с устроителем праздника, уделяли много внимания. Так мы смогли в полной мере осознать и почувствовать, как армяне из рода в род на своем примере передают ценности семьи, почтительного отношения к детям и старикам. Примечательно, что завершающий ослепительный банкет торт был изготовлен в форме большой книги в знак непреходящего уважения к знанию и образованности.

Большое впечатление произвело посещение Цицернакаберда, мемориального комплекса и музея в Ереване, посвященного жертвам Геноцида армян 1915 года в Турции. Расположенный на возвышенности, устремленный в небо, каменный комплекс поражает своей монументальностью и гармоничностью: стела и созданный из двенадцати каменных плит постамент в виде конуса, внутри которого горит вечный огонь. Кажется, как будто внутри постамента концентрируется энергия вековой печали армянского народа, очищается огнем и направляется в небо, растворяясь в пространстве мироздания.

В музее, размещенном под землей, полумрак. Экспозиция освещается лампами, свет от которых рассеивается по всему пространству музея. Прекрасная сотрудница музея с грустными красивыми глазами обозначает основные вехи истории армянского народа, обращает внимание на фотографии, на которых запечатлены жертвы геноцида. Все это в целом передает посетителям состояние трагедии, которую пережили армяне, и память о которой до сих пор сохраняется в их сердцах.

Познакомились в Армении с интересными людьми, среди которых был представитель среднего бизнеса, владелец теплиц Гамлет Сандоян. В своих теплицах он выращивает голландские розы по голландской технологии, пригласив на работу специалистов из Голландии, и продает их в Россию, а в Голландию привозит на выставки достижений. При надлежащем уходе новый бутон вызревает в течение полутора месяцев. В теплицах, благодаря сложным технологическим процессам, поддерживается постоянная температура и влажность. Розы, подаренные Гамлетом, украсили пятнадцать дней нашей жизни в России.

По дороге на легендарное озеро Севан мы разговорились с молчаливым Гамлетом Сандояном, владельцем теплиц. История его жизни не менее примечательна, чем история голландских роз в Армении. Он родился и вырос в Ереване. Высшее образование получил заочно в Ростовском институте. После обучения строил в родном крае железные дороги. После распада советского союза ушел в сельскохозяйственный бизнес. Но значительно раньше, в первом классе, он познакомился со своей будущей женой. Они сели за одну школьную парту, и с тех пор вместе. Уже почти шестьдесят лет. В семье были воспитаны два сына, которые сейчас управляют тепличным бизнесом. Несмотря на большой кредит, взятый на развитие цветочного производства, у семьи в настоящее время в проектах установка новых теплиц для выращивания томатов. По мнению преуспевающего предпринимателя, которое он высказал накануне встречи президента Армении Сержа Саргсяна с президентом России Владимиром Путиным, Армения не нужна Евросоюзу, и все, что делается сейчас для ее привлечения в Евросоюз, направлено на ослабление России. Он считает, что европейский рынок закрыт для армянских товаров и никогда не откроется, а вот для России было бы правильно приобретать армянскую сельскохозяйственную продукцию. Его мнение было настолько категоричным, что в какой-то момент он отказался слушать европейские музыкальные композиции, которые звучали в автомагнитоле, и всю дорогу на Севан мы слушали творчество российских исполнителей.

Озеро Севан – крупнейший на всем Кавказе и сопредельных регионах естественный резервуар пресной воды. Озеро голубое и чистое, обрамленное горами, с которых дует холодный ветер в контрасте с ослепительными лучами горячего солнца. На горе, расположенной на берегу озера много веков назад была выстроена армянская церковь -- Севанаванк. Она до сих пор не тронута временем. У подножия этой горы расположилась ярмарка с сувенирами, преимущественно украшениями из полудрагоценных камней -- лунного камня, оникса, агата, добытых на территории Армении. Еще одна ярмарка встретилась нам вблизи языческого храма, где была представлена консервированная продукция – варенья и соленья домашнего изготовления, национальный сладкий пирог гата, меха, изделия из камней и разные сувениры.

Стоит отметить, что те храмы, которые мы посетили в Армении, значительно отличаются от храмов Нагорного Карабаха состоянием духа, который присутствует в них. В Нагорном Карабахе содержание более насыщено. К примеру, языческий храм, разрушенный во время землетрясения, но восстановленного впоследствии, даже по его устройству, не идет ни в какое сравнение с христианскими храмами. Внутри все совершенно скудно. Обращает на себя внимание постамент, на котором располагались языческие божества, и яма, в которую сбрасывались жертвоприношения. Особенная энергия не чувствуется, скорее потому, что храм восстановлен, а не потому, что он языческий, а не христианский. Понятно, что это точка туристического маршрута, расположенная в одном из красивых мест в Армении.

Армения и Нагорный Карабах оставили исключительно позитивные воспоминания. На собственном опыте я выяснила, что сложность политической и экономической ситуации, которая на протяжении многих лет складывается вокруг Нагорного Карабаха, не формирует настроение уныния, разрухи и опасности. Напротив, в Нагорный Карабах хочется вернуться. Арцах – необычный край. Его земля одухотворена многовековой насыщенной и сложной историей, аутентичной древней культурой и пассионарностью, которая сохраняется и преумножается, несмотря на все невзгоды. Все это является важным элементом в устройстве жизни мирного Арцаха, который привлекателен туристическими маршрутами, самобытностью местных жителей, традиционной армянской кухней, чистым воздухом и единством с первозданной природой Закавказья.

Сентябрь 2013 года, Степанакерт – Ереван – Москва

Об авторе: Толмачёва Ирина Васильевна - российский психолог, экономист, политолог, общественный деятель, эксперт в сфере взаимодействия власти и бизнеса, автор книги «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image