Геноцид армян: правда и ложь. Ответ профессору Мейеру

20 июня, 2013 - 18:52

Несколько дней назад (13 июня 2013 г.) на телеканале Культура прошла очередная передача из серии «Власть факта», которая была посвящена Турции. Она называлась «Турецкий марш». Гостями в студии были приглашены специалисты: М.С. Мейер – президент ИСАА; Н.Ю. Ульченко – доцент МГУ, заведующая сектором Института востоковедения.

Появление подобной передачи на федеральном канале именно сейчас вполне объясним. Конечно, интерес в настоящее время у российских телезрителей к Турции большой, особенно если учесть события, которые там происходят вот уже несколько недель. Да и не только у телезрителей, газетные статьи, публикации в Интернете привлекают внимание многих россиян. Многим общеизвестно и то соперничество между Россией и Турцией, которое было в прошлом, и которое остается до сегодняшнего дня. Участники передачи говорили о постоянных русско-турецких войнах, которые на протяжении нескольких веков оставались постоянным фактором противоборства двух империй, о которых существует большая литература, не только сугубо научная, но и романтическая. Но огромное количество вопросов осталось за кадром передачи.

Многие естественно, имеют представление о борьбе между Россией и Турцией за проливы, продолжавшейся даже после окончания Второй мировой войны. Но вот кто знает, что взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки – это была не борьба с Японией, которая уже к тому времени полностью сдалась? Это был устрашающий ответ Запада Советскому Союзу, и конкретно Сталину, который хотел возвращения Западной Армении и присоединения ее к Советской Армении, и требовал советского контроля над проливами. Запад, чтобы не допустить этого и решил показать свою силу. Ядерную силу, которой СССР еще не обладал.

Мы мало говорим о борьбе с французскими и английскими шпионами, которые, благодаря Турции, активно работали на Северном Кавказе в XIX веке, подстрекая горцев против России. А чего стоили лживые турецкие уверения в своей любви к горцам, когда заканчивалась Кавказская война и приглашения на переселение их в «любвеобильный» край? Сколько тысяч переселенцев погибло по дороге, никто не считал, а судьбы тысяч молодых людей, которых тут же, по прибытии на турецкий берег забирали в турецкую армию и отправляли в неспокойные приграничные территории на многочисленные театры военных действий – включая те же Балканы. Никто об этом сейчас не вспоминает. И в то же время имеет место нынешняя активная поддержка потомков мухаджиров, устраивающих постоянные демонстрации у стен российских учреждений в Турции, требующих признания никогда не существовавшего «геноцида черкесов».

Почему участники этой передачи не затронули животрепещущий «черкесский вопрос», который активно разрабатывается в той же Турции? Ведь он находится в нашей стране в подвешенном состоянии, а его поддержка Западом и в частности Турцией лишь льет воду на мельницу тех сил, которые хотят сорвать Сочинскую Олимпиаду 2014 года?  Недоработка телеканада «Культура»?.. Создаётся впечатление, что и в руководстве России не все в должной мере осознают важность данного вопроса.

Обо всем этом мало говорили или почти не говорили приглашенные специалисты-туркологи. Да, они вспоминали кое-какие исторические факты, говорили о том, о сем, хорошо, что вспомнили прекрасного турецкого писателя черкесского происхождения Охрана Памука, известного своей гражданской позицией в отношении Геноцида армян 1915 года и дискриминации курдов в Турции, не совпадающей с мнением официальных турецких властей. Он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, и только это спасло его от тюрьмы.

Как было заявлено в анонсе передачи, слушатели должны были узнать и понять, что такое Турция для России: извечный соперник в борьбе за Кавказ, Черное море, Балканы? Что связывает Россию и современную Турцию? С XVIII века две евразийские державы вели бесконечные войны, а в первой половине XX века – стали союзниками. (союзниками ли? Не лучше ли убрать?) Современные исследователи находят параллелизм в истории двух стран – многие века Европа отгораживалась от России и Турции (двух «осколков» Византийской империи).

В программу были включены сюжеты: «Борьба Турции и России за проливы Босфор и Дарданеллы», «Турки в Европе: история и перспективы», «Орхан Памук – первый турок, ставший лауреатом Нобелевской премии по литературе».

В редакционных комментариях, которые сопровождались показом документальных кадров, сообщалось, в частности о турецком писателе:

«Беспочвенная клевета на турецкую нацию, турецкие вооруженные силы и Турцию в целом. Такое обвинение фигурировало в судебном иске поданном против турецкого писателя Орхана Памука. Поводом стало его высказывание о событиях 1915 года в Османской Империи.

«На этой земле были убиты 30 тысяч курдов и миллион армян, но никто кроме меня не осмеливается говорить об этом», – сказал Орхан Памук. В феврале 2005 года слова писателя были опубликованы в швейцарской газете. После того как Памук затронул жестко табуированную для Турции тему газеты перестали называть его «гордостью турецкой нации». За свои слова он мог поплатиться тремя годами тюрьмы. Но накануне предварительных слушаний по делу Памука высказался чиновник из Евросоюза: суд над романистом бросает тень на переговоры о присоединении Турции к ЕС. Создает впечатление, что новый уголовный кодекс Турции не предполагает должного соблюдения свободы слова. Обвинения против Памука были сняты, и уже в следующем году он получил подтверждение высшего признания в западном мире – он стал лауреатом Нобелевской премии».

А вот дальше произошло то, что я, например, меньше всего ожидал услышать от такого знаменитого и прославленного специалиста по Турции, которым является профессор Мейер.

После вышеприведенных слов ведущий спросил своих гостей: почему такой мощной, мощно табуированной является тема геноцида армян?

На это господин Мейер ответил буквально следующее:

«Я думаю, что она связана с тем, что она, эта тема очень хорошо пыталась разыграть Антанта, ну европейское так сказать присутствие в Османской Империи в последний период уже в республиканский период. Они эту тему разыграли очень сильно. Как вина мусульман, а невинные это армяне – христиане.

Хотя на самом деле, конечно там было побоище с обоих сторон». Да! – подтвердила Н.Ю. Ульченко. (подтвердила ли? – нужно будет точно узнать – и в связи с этим хотелось бы, конечно, иметь представление о полной записи беседы, а не только о её общедоступной на сайте «Культуры» версии).

– А насколько оправданы цифры, которые приходится слышать – спросил ведущий? На что господин Мейер ответил:

– Это наша общая такая проблема. Там всего-то по учетам было полтора миллиона армян, в Турции и поскольку какая-то часть сохранилась, нельзя говорить что это полтора миллиона я думаю даже, что в конце концов здесь всякие потери из-за того что стреляли, убивали и т.д. были не такие велики, но очень многие умерли с голоду, от болезней, потому что их вывезли, ну как сталинские депортации…

После этих слов Мейера, как говорится, можно только руками разводить…

Профессор Мейер, доктор исторических наук, Вы не знакомы с литературой по вопросу, о котором говорите? Опубликовано большое количество сборников документов о геноциде из немецких, французских и др. архивов, Или же такие свидетельства очевидцев, как например, посла США в Турции Генри Моргентау (вышедшие кстати уже и в Москве), лорда Брайса, И. Лепсиуса,  А. Мандельштама, Г. Гиббонса, и многих иных? (1)   Или же вышедшая в Москве книга венесуэльского писателя и «солдата удачи» Рафаэля де Ногалеса Мендеса «Четыре года под полумесяцем».  Да и сотни других книг и статей. Места не хватит, чтобы их перечислить.

Многие, с кем я разговаривал после этой передачи, в один голос говорили: да что его слушать, его просто купили, заплатили или турки или азербайджанцы, вот и несет он такую околесицу. Ему ли не знать всю правду о геноциде? Ведь он далеко не мальчик в исторической науке. Мне не хочется верить в эти слова, но вопросов ко всеми признанному туркологу возникает немало.

Мне стыдно за Вас, господин Мейер, нельзя же до такой степени искажать исторические факты, или Вы думаете, что никто в России не знает правду? Не знают, что до сих пор в Турции ненавидят армян. Я это слышал не раз от официальных государственных чиновников, с которыми встречался в Турции в разные годы.

Придется напомнить исторические факты и восстановить истину. Я специально оговариваю, что делаю это для того, чтобы Вам было стыдно, теперь уже вовсе не уважаемый господин Мейер. Вот что известно из открытых источников, неоднократно опубликованных в разных государствах мира. Я специально минимизирую ссылки на армянские источники, чтобы никто не обвинил меня в предвзятости. Ну, раз передача на телеканале называется «власть факта», обратимся не к эмоциям, обратимся непосредственно к фактам. Вот что говорят исторические факты.

Общеизвестно, что население Османской империи в конце XIX века было этнически разнообразным. В него входило несколько мусульманских этносов: турки, курды, арабы. Потом появились черкесы и прочие выходцы с Северного Кавказа и других государств. Среди христианских этносов выделялись армяне, греки, болгары и др. Не следует также забывать, что в Османской империи проживали евреи и представители некоторых других народов. В рядах османского офицерского корпуса служили, в том числе, арабы, также занимавшие высокие правительственные должности, особенно во время правления султана Абдул-Хамида II (1876—1909).

Конечно, Вы господин Мейер могли сказать, что одним из наиболее спорных вопросов является количество жертв, поскольку ответ на этот вопрос зависит от политических предпочтений. Но даже если и так – то разве это меняет сути происходящего? Конечно, турецкая пропаганда стремится всячески минимизировать количество погибших армян. И вполне понятно с какой целью. Путем этого нехитрого приемы игры с цифрами, получится некое среднее арифметическое, которое потом «подошьют» к тезису о «взаимных столкновениях, или взаимном уничтожении». Но все дело в том и состоит – что не было взаимного уничтожения. А было – запланированное, целенаправленное и масштабное уничтожение армян турками (Геноцид) с одной стороны, и отдельные случаи отчаянной самообороны – с другой. И то, что погромщики в некоторых местах понесли ощутимые потери – нельзя конечно же в вину поставить прибегнувшим с целью защиты своей жизни, чести и достоинства к оружию (да и «оружием» то, чем они оборонялись, в ряде случаев можно окрестить его весьма условно) армянам. Так было при самообороне Вана, так было при самообороне Муса-дага, так было и в ряде иных мест.

Естественно, что точный подсчёт числа жертв невозможен, и оценка может базироваться лишь на косвенных признаках, на свидетельских показаниях, на тех архивных документах, которые не сокрыты от исследователей. Одним из таких признаков является численность армянского населения Османской империи.

Армяне жили на территории, которая потом стала называться Османской империей, издревле. Это была их земля (ее больше знают под названием – Западная Армения). Ведь армянский этнос возник около VI века до н.э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Вот сведения из энциклопедий. Ко II веку до н.э. армяне объединились под властью царя Арташеса I. Наибольшую территорию Великая Армения, так она тогда называлась, имела в период правления царя Тиграна II Великого (140 г. до н.э. – 55 г. до н.э.), когда границы его империи раздвинулись от Евфрата и Средиземного моря до Каспийского моря. В начале IV в. н.э., в 301 году Армения стала первой страной, официально принявшей христианство как государственную религию. Европа, Римская Империя приняли христианство позже.

Уже в 405 году святым Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит, а в 414 г. на армянский язык была переведена Библия. Принятие христианства стало определяющим фактором, объединившим армянский этнос после утраты государственности, а Армянская Апостольская Церковь стала важнейшим институтом национальной жизни. В 428 году Великая Армения прекращает своё существование, и до VII века Западной Арменией правят византийцы, а Восточной – персы. Несколько императоров Византии были по национальности – армяне и армяне занимали ведущие посты в господствующем классе Византийской империи, о чем подробно писал известный российский византинист Александр Петрович Каждан (2). С середины VII в. большая часть территории Армении находилась под властью арабов. В 860-х годах Армянское царство восстанавливает свою независимость под властью династии Багратидов. В 1045 году византийцы захватывают столицу Армении, Ани. В 1080 году князь Рубен I основывает Киликийское армянское государство, в 1198 году князь Левон II принимает титул царя. Спустя три века, в 1375 году египетские мамлюки захватывают Киликию. Независимое армянское государство прекращает своё существование. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков) на территорию исторической Армении, опустошительные войны и массовые переселения привели к уменьшению численности армянского населения на этой территории. И эта точка зрения европейских ученых (3).

Почему я привел вышеприведенные данные? Они вовсе не по поводу высказывания профессора Мейера, а, пользуясь случаем, делаю это для того, чтобы поставить крест (или вбить осиновый кол) на точке зрения современных азербайджанских авторов – фантазеров от науки, пишущих, что армяне пришли на Кавказ с Балкан… В их книгах, усиленно распространяемых в России, нет правды ни на грош, зато выдумок полным полно. Грустно, что находятся русскоязычные авторы в той же Москве, которые не только повторяют их вымыслы, но и работают на них вполне небескорыстно. Азербайджанское посольство не только содержит их материально, но и оплачивает все дополнительные расходы по изданию и выплате гонораров такой же антинаучной литературы. Вот одним из главных таких центров, я подчеркиваю – проазербайджанских центров и является группа доцента МГУ Алексея Власова (4).

И вот сейчас господина Власова активно использует руководство ОДКБ, и даже возит этого агента азербайджанского влияния в Армению. Куда смотрит служба безопасности ОДКБ – непонятно.

Все разговоры о пришлости армян на Кавказ – выдумки политически ангажированных тюрков, которые действительно являются пришлым населением. Когда читаешь такие вот откровения азербайджанский авторов, как, например это, в котором автор даже не поставил своей фамилии: «Появление армян на Кавказе – дело рук царской России. Однако идея переселения армян Турции и Ирана в Азербайджан появилась не на пустом месте. Главную роль в появлении этой идеи играла армяно-григорианская церковь и ее служители. Связи григорианской церкви с Российской империей и европейскими государствами начались еще в 17 веке. Армяне старались убедить европейцев в том, что мусульмане якобы «угнетают армянский народ, который связан с Европой одной верой» (5).

О каком Азербайджане в XVII–XVIII, да хоть в XIX вв. говорит этот безумец? Я понимаю, что он не малограмотный, а просто политически ангажированный писака, который выполняет задачу, поставленную перед азербайджанской исторической наукой их президентом, шовинистом – Ильхамом Алиевым. Все знают, что Азербайджан (а это название появилось только в 1918 г.) приписывает себе историю всех соседних государств. И что великие персидские писатели и поэты – это оказывается азербайджанские герои.

Иранский телеканал «TV Iran Aryaee» в передаче «Талыши под давлением шовинистического режима Баку» обратился к проблеме талышей в Азербайджане. Как отмечает ведущий Хосро Фравахар, талыши живут не только в Иране, «а в стране Низами Гянджеви – по ту сторону реки Аракс, на территориях, которые ныне не принадлежат Ирану, и господствует там предательский, пантюркистский, шовинистический клан убийц Алиевых. Диктаторский режим Ильхама Алиева финансирует действующий в США телеканал Gunaz TV, который фальсифицирует историю Ирана» (6).

Общеизвестно, что тюркские пришельцы (особенно с XI-XIII вв.). захватили и армянские земли и самих армян, которые продолжали еще многие века жить на своей исконно родной территории. А в конце XIX – начале XX вв. возникает целый комплекс проблем, связанных с армянским населением Османской империи, который получает название Армянского вопроса.

Еще с момента возникновения армянского вопроса, демографический вес армян стал в Турции вопросом политическим, призванным показать, что армяне составляли лишь незначительное меньшинство среди мусульманского населения. Вот почему истинное положение армянского населения постоянно принижалось. Так, под прикрытием реформ в 1864–1866 гг. Эрзерумский вилайет, бывшее губернаторство Эрменистан, был разделён на семь частей управляемых муташерифами. Часть территорий Эрзерумского вилайета были переданы провинции Диарбакир. Тем не менее, армяне составляли значительную долю населения вилайета, и в 1878 году Эрзерумский вилайет путём удаления целых районов от него и добавления других был разделён на четыре вилайета: Эрзерум, Ван, Хаккяри и Муш.

В 1886 году Порта разделила (добавить – подконтрольную ей часть) Армянского нагорья, на этот раз на более мелкие административные единицы. Последняя перекройка районов произошла в 1895 г., восемь вилайетов были объединены в шесть новых административных единиц. При демографических подсчётах османское правительство отделяло армян-григориан от армян католиков и протестантов, от греков и сирийцев, в то время как турки, туркоманы, курды, кызылбаши, езиды и пр. считались совместно (7).

Первая перепись населения в Османской империи, проводившаяся в 1844 г. показала численность армян в Азиатской Турции около 2 миллионов человек. В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже руководство империи заявило о 2 000 000 армян в Малой Азии и 400 000 в европейской Турции.

Но вот согласно данным армянского патриархата, в 1878 г. количество армян в Османской империи составляло 3 миллиона человек: 400 000 в европейской Турции, 600 000 в западной Малой Азии, 670 000 в вилайетах Сивас, Трапезунд, Кайсери и Диарбакир и 1 330 000 на Армянском нагорье. В официальной переписи 1881–1893 гг. число армян резко падает до 1 048 143 человек. Даже с учётом того, что Турция потеряла после русско-турецкой войны в 1878 г. Карс и Ардаган такое уменьшение количества армян можно объяснить только манипуляциями с цифрами (8).

Ежегодником османского правительства за 1882 год налог, выплачиваемый немусульманскими мужчинами, был рассчитан в размере 462 870 турецких фунтов, однако согласно тому же ежегоднику совет министров Турции ожидал поступлений от этого налога в два раза больше, что косвенно подтверждает занижение численности немусульманского населения в два раза. Официальная перепись показывала отсутствие армян в некоторых городах Турции, в то время как существуют достоверные сведения об их проживании в этих населенных пунктах.

Османская перепись 1907–1908 гг. вызывает те же вопросы, что и предыдущая. Согласно этой переписи, армянское население Эрзерума, Битлиса и Вана осталось тем же, несмотря на резню 1894–1896 гг. Раймонд Кеворкян, подробно анализируя демографические данные, полагал, что эта перепись не имела отношения к реальному подсчёту армянского населения и только повторила данные предыдущей переписи, которые, в свою очередь, были занижены в два раза (9).

В 1912 г. армянская патриархия оценила количество армян в вилайетах Ван, Битлис, Мамурет уль-Азиз, Диарбекир, и Эрзерум в 804 500 человек. В 1914 году патриархия провела более точные подсчёты, количество проживавших армян на территории империи составило 1 845 450 человек. Уменьшение армянского населения более чем на миллион можно объяснить резнёй, устроенной турками в 1894–1896 гг., бегством армян из Турции и насильственным обращением в ислам. Кроме того, перепись не была полной, так как переписчики патриархии не имели доступа ко всем армяно-населённым пунктам, особенно если они контролировались курдскими племенами. Наиболее показательно это для вилайета Диарбакир, армянское население которого, согласно официальным данным, составляло 73 226 человек, согласно подсчётам патриархии – 106 867, а весной 1915 года из вилайета, согласно турецким данным, было депортировано 120 000 армян. Официальная османская статистика оценивала армянское население империи в 1915 году в 1 295 000 человек (10).

Итак, количество проживавших на территории Турции армян, по иностранным источникам, я это подчеркиваю, по иностранным, определяется: так, согласно «Британнике», от 1 млн. до более 3,5 млн. (11) По другим источникам они колеблются между 1 500 000 (12) и 2 500 000 (13) человек. Думаю, трудно заподозрить этих европейских историков в стремлении хоть в какой-то мере сфальсифицировать приведенные ими данные.

А вот что отмечал академик Е. В. Тарле, обращаясь к численности армянского населения до Геноцида и его потерям, во время его осуществления:

«По подсчетам комитета, работавшего под председательством лорда Брайса, наиболее достоверными являются следующие цифры, характеризующие общий результат усилий Талаат-паши и Энвер-паши.  Всего армян в Турции числилось до начала избиений 1915 года 2 100 000 человек (цифра, установленная армянским патриархатом). Лорд Брайс нарочно берет минимальную цифру 1 600 000 человек, чтобы тем неотразимее оттенить смысл происшедшего, и настойчиво прибавляет, что считает верною не эту цифру, а ту, которая приближается к 2 миллионам. Итак, примем даже 1 600 000. Из них успело бежать на русский Кавказ 182000 человек, в английский Египет — 4200 человек; сравнительно меньше пострадало армянское население в Константинополе и Смирне; наконец, спаслись перешедшие в ислам и попавшие в турецкие гаремы некоторые армянские женщины. По подсчетам комитета Брайса, в Константинополе, Смирне и бежавших, как сказано, на Кавказ и в Египет в общей сложности уцелело 350 000 человек. Уцелело, кроме того, кое-где около 250 000 человек армян-протестантов, католиков, обращенных в ислам (до избиения 1915 г.). Итого армян уцелело не больше 600 000 человек, погибло же (беря самую малую первоначальную цифру, нарочно принятую лордом Брайсом, т. е. 1 600 000) около одного миллиона человек, но Брайс снова прибавляет, что он считает эту цифру слишком малой и что перебито и было сослано, вероятно, даже больше 1 200 000 человек. Брайс силился установить, сколько спаслось женщин и детей из высылаемых. Но тут ничего ни разыскать в точности, ни добиться общих цифр нельзя. «В некоторых вилайетах, как, например, в Ване и Битлисе, не было никаких высылок, но были непосредственные избиения; в других, как в Эрзерумском и Трапезундском, высылки и избиения были равнозначащи, так же, как в Ангоре». В Киликии их не убивали непосредственно, а они гибли или избивались лишь в пути.

Впрочем, все, о чем писал лорд Брайс, бледнеет перед официальными актами, показаниями, сообщениями, изданными в 1919 году немцем Иоганнесом Лепсиусом, на основании данных берлинского архива иностранных дел. Он столь же категорически, как и Брайс, говорит о планомерном, принципиально решенном истреблении армянской нации Талаат-пашой и Энвер-пашой. Выдуманный предлог, мнимый «бунт» армян в Ване (20 апреля 1915 г.), был лишь случайным поводом к началу избиений и высылок (равносильных истреблению). Длилось это до декабря 1915 года. А с декабря 1915 г. началась насильственная исламизация уцелевших, тоже сопровождавшаяся неистовыми избиениями, и продолжалась до разгрома и капитуляции Турции, т. е. до конца октября 1918 года. Нехотя, сдержанно (ведь Турция была важной союзницей) германские консулы, миссионеры, военные и штатские доносили своему правительству о неслыханных и бесчисленных, планомерно совершаемых массовых убийствах, но ни Вильгельм, ни Бетман-Гольвег не считали нужным вступиться» (14).

Так что, не нужно играть с цифрами. А если выяснится, что было не 1,5 млн. убиенных, а, скажем, на 13 тыс. больше, или на 20 тыс. меньше? Разве это меняет смысл происшедшего, который, подчеркнем еще раз – вовсе не являлся «взаимным уничтожением», а продуманным Геноцидом армянского народа?

Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами – зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде, были и многие другие ограничения в их правах (15).

Несмотря на то, что 70 % армянского населения составляли бедные крестьяне, среди мусульманского населения был распространён стереотип хитрого и успешного армянина с большим коммерческим талантом. Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Эти процессы осложнялись притоком мухаджиров – мусульманских беженцев с Кавказа. Притязания армян на личную и коллективную безопасность и одновременное ухудшение их положения в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса» как части более общего восточного вопроса.

Можно много писать о причинах, повлекших за собой трагические события 1915 года, направленные на уничтожение армянского населения. Но уже давно известно, что идейными и практическими вдохновителями резни была группа солоникийских масонов, принадлежавших к той категории населения, которое в Турции называлось дёнме (16) и создавшие партию младотурков. Это они захватили власть в Турции, это они развязали неприкрытую агрессию против мирного, ни в чем неповинного армянского населения (17).

Вот что говорил послу Америки в Турции Г. Моргентау Мехмет Талаат-паша – государственный деятель, министр внутренних дел Османской империи (1913–1917), Великий визирь Османской империи (1917–1918), один из главных организаторов массовой депортации и геноцида армян, впоследствии осужденный как военный преступник:

«У нас есть три основные причины выражать недовольство армянами. Во-первых, они обогатились за счет турок. Во-вторых, они хотят господствовать над нами и создать отдельное государство. В-третьих, они открыто поощряют наших врагов. Они помогали русским на Кавказе, и наши неудачи там по большей части объясняются их действиями. Поэтому мы пришли к твердому решению лишить их силы еще до того, как окончится война» (18).

До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки») (19). В начале XX века, с приходом к власти младотурок, политика турецкого национализма стала более заметной, пантюркизм стал официальной идеологией, которой, как это не прискорбно, остается и до сих пор, а прежний этноним «турок» потерял отрицательную коннотацию. Тем не менее, многие арабы продолжали считать себя «османами» до конца существования империи (20).

Как писал Ричард Ованисян, в феврале 1915 г. против османских армян были предприняты чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, разрешённое им еще с 1908 г. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьём (21).

Посол США в Турции, Генри Моргентау, охарактеризовал это разоружение как прелюдию к уничтожению армян (22). Он много рассказал в своей книге о тех кошмарах, которые вытворяли турки с армянским населением, о своих разговорах с лидерами партии младотурок. В некоторых городах власти угрожали массовыми репрессиями, а также удерживали в заложниках в тюрьмах сотни человек, пока армяне не соберут определённое властями количество оружия. Кампания по разоружению армян сопровождалась жестокими пытками. Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Стамбул в качестве доказательства «предательства», что стало предлогом для общего преследования армян.

И что, профессор Мейер, все это Вам неизвестно? Не поверю. Существуют свидетельства тысяч людей, сотни тысяч листов документов, в которых подробно изложены события тех дней, месяцев, когда воды рек краснели от крови замученных армян, брошенных в воду, как по всем городам, по дорогам лежали обезображенные трупы. Как можно говорить: «Хотя на самом деле, конечно там было побоище с обоих сторон».

Повторюсь – в тех редких случаях, где погромщики нарвались на отчаянную самооборону, они действительно понесли не совсем малые потери… Но разве это было побоище с обеих сторон? Разве, например, самооборона армян Урфы была «побоищем с обеих сторон»? Мирные жители долго оборонялись, чем могли против регулярных сил, когда оголтелые добровольцы-погромщики не смогли с ходу вырезать армянский квартал. И только после того, как огнем артиллерии был разрушен весь квартал, погромщики смогли вырезать уцелевших… И ставить знак равенства между редкими случаями самообороны (далеко не всегда удачной) и чуть ли не внутренней войной – это, по меньшей мере – некорректно.

И это странное и совершенно позорное для мадам Н.Ю. Ульченко слово «Да!» – подтверждающее утверждение Мейера. Я понимаю, что Вы не историк, но, что разве и Вам ничего не известно о Геноциде армян?

А как же быть тогда с печатавшимися в прессе того времени материалами судебного процесса, начавшегося в 1919 г. в самой Турции? Тогда в Стамбуле были созданы чрезвычайные военные трибуналы Первой, Второй и Третьей инстанций. На судебных заседаниях была рассмотрена деятельность руководителей младотурецкого правительства, центрального комитета партии «Единение и Прогресс», ответственных областных секретарей и официальных лиц, осуществлявших резню и депортацию.

8 марта 1919г. по специальному указу султана Мехмеда VI Вахидеддина (1918–1922 гг.) судебное дело лидеров партии младотурок и министров было передано на рассмотрение чрезвычайного военного трибунала Стамбула. В 1919г. везирь Дамад Ферид паша также осудил исполненную преступную программу, реализованную младотурецким правительством. Судебный процесс над лидерами партии младотурок и министров начался 27 апреля 1919 года в Стамбуле и с перерывами продолжился до 26 июня (13 заседаний). В течение судебных следствий были осуждены заочно 11, и присутствующих 20 государственных и партийных высокопоставленных лиц.

Приговор осужденных по делу младотурок был опубликован 5 июля 1919 г. 4 преступника –  министр внутренних дел, председатель центрального комитета партии младотурок и великий везирь (1917-1918) Талаат паша, военный министр Энвер паша, главнокомандующий 4-ой армией в Сирии в годы Первой мировой войны Джемаль паша, член «Тешкилатэ Махсусэ», министр образования доктор Назим – были заочно приговорены к смерти. Большинство из остальных 27 обвиняемых были приговорены к лишению свободы (23).

Конечно, турецкая историография о них забыла, но Вы то не могли о них не знать?

Несколько десятков стран мира, на основе этих и многих иных неопровержимых фактов признало происшедшее Геноцидом – преступлением спланированным и организованным – а Вы толкуете о «взаимных побоищах»? Не верю и в то, что Вам не известно о постановлении Госдумы Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. Ну не верю. Так, в постановлении было сказано: «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915 — 1922 гг.». Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, основываясь на неопровержимых исторических фактах, свидетельствующих об истреблении армян на территории Западной Армении в 1915—1922 гг., следуя духу и букве принятых Организацией Объединенных Наций Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (26 ноября 1968 г.), стремясь к возрождению гуманистических традиций Российского государства, напоминая, что по инициативе России великие европейские державы еще в 1915 г. квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как «преступление против человечества», отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено в целях создания условий для разрушения России, осуждает организаторов уничтожения армян в 1915 — 1922 гг., выражает свое сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида» (24).

А Вам не кажется господа, что Вы перешли границу дозволенного? И я предупреждаю Вас, что с Вами, именно с Вами будут судиться у престола Божия те миллионы невинноубиенных, кого Вы так безразлично, походя обвиняете в убийстве турок. И это не важно – верующие ли Вы во Христа люди, или атеисты, или принадлежите к представителям иной религии. Ответ на том свете все равно придется нести за оговор.

И тут вспоминаются слова директора Института холокоста и геноцида в Иерусалиме, главного редактора «Энциклопедии геноцида», профессора Израэля Чарни, который сказал незабываемые слова о событиях в Турции в 1915 году: «Геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как „репетицию“ Холокоста» (25).

…Я только что вернулся из командировки в Турцию, где встречался с весьма высокими правительственными чиновниками. Один из них, в присутствии своих коллег обратился ко мне с вопросом:

– Господин Захаров, мы знаем Вас как известного аналитика и политолога, скажите свое мнение об армяно-турецких переговорах.

На что я ответил, что переговоры могут возобновиться, и они крайне нужны и Армении и Турции, но только после признания Турцией того, что называется геноцидом армян в Османской Империи. На что мой визави заерзал и выпалил, но это было сто лет назад. Уже никто этого не помнит. Как можно об этом говорить?

– Я ответил: «Да, не Вы лично, ни Ваши родители не виновны в этих событиях, но они были. И если Вы не знаете, то я должен Вам сказать, что опубликованы тысячи страниц документов, рассказывающих об этих трагических событиях во многих европейских государствах. Существуют документальные кинофильмы снятые в 1915 году немцами, есть и документальные свидетельства лиц самых разных национальностей, даже венесуэльцев, и все это издано! Такие документы хранят и Ваши архивы, но Вы не разрешаете с ними никому работать».

– Но армяне потребуют репараций за свое имущество.

– Да, сказал, я, ведь выплачивает Германия до сих пор деньги евреям и потомкам тех, кто был уничтожен в фашистской Германии. Я понимаю, что Вы не откроете архивы, но у многих армян, которым удалось бежать, сохранились документы, по которым они могут предъявить счет турецкому правительству. И пока Вы этого не сделаете, Европейский Союз не примет Вас в свои ряды.

– Он стал опять доказывать мне, что если и погибло, то армян было очень мало. Что сейчас в Турции их живет больше и их никто не трогает.

На что я ответил: «Знаете, я уже не молодой человек, но так случилось, что моими соседями в моем родном городе Армавире были артвинские армяне – «франги», т.е. католики. И уже в раннем моем юношеском возрасте, в середине 50-х годов прошлого века, старая армянская бабушка Агнесса рассказывала мне, что они пережили, как жители города спасались в храме, где люди стояли на плечах нижнего ряда, в три яруса, что делали с армянами в Турции, как их убивали, мучили. Я был поражен этим рассказам. Они спаслись только благодаря тому, что брат ее мужа был главой Католической Артвинской епархии и все католики были как бы под прикрытием Ватикана. Она рассказывала, как им удалось вывести сотни своих сородичей в Россию».

Количество жертв геноцида превысило полтора миллиона человек. Как можно оправдать уничтожение такого огромного количества мужчин, женщин, стариков и детей, какую бы веру они не исповедовали, к какой бы национальности не принадлежали?..

И что бы ни говорили противники трагедии армянского народа, какие бы высокие посты не занимали – их совесть нечиста, а их имена будут помнить только с отрицательным знаком.

В.А. Захаров – кандидат исторических наук, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, член Общероссийской комиссии по организации мероприятий к 100-летию Геноцида армян

Примечания

(1) Morgenthau Henry. Ambassador Morgenthau’s Story. Garden City, New Age Pub. (reprt) Doubleday, Page Co., 1918, 1919; Bryce, Viscount. The Treatment of Armenians in the Ottoman Empire, 1915-1916.

London, Sir Joseph Causton and Sons, 1916; Lepsius, Johannes. Archives du genocide des Armeniens: recueil de documents diplomatiques allemands, extraits de Deutschland und Armenien (1914-1918) [Archives of the Armenian Genocide: .. German Diplomatic Documents, extracts from Deutschland und Armenien (1914-1918). Paris: Fayard, 1986; Lepsius, Johannes. Bericht uber die Lage des armenischen Volkes in der Turkei [Report on the Situation of the Armenian People in Turkey]. Potsdam: Tempelverlag, 1916; Lepsius, Johannes. Der Todesgang des armenischen Volkes: Bericht uber das Schicksal des armenischen Volkes in der Turkei wahrend des Weltkrieges [The Death of the Armenian People: Report on the Fate of the Armenian People in Turkey during the World War]. Potsdam: Tempelverlag, 1919; Lepsius, Johannes. Deutschland und Armenien, 1914-1918: Sammlung diplomatischer aktenstucke [Germany and Armenia, 1914-1918: A Collection of Diplomatic Documents]. Potsdam: Tempelverlag, 1919; Lepsius, Johannes. Le rapport secret du Dr. Johannes Lepsius, president de la Deutsche Orient mission et de la Societe germano-armenienne, sur les massacres d’Armenie. Paris: Payot et cie., 1918/19/66/87;  Mandelstam, Andre N. La Societe des Nations et les Puissances Devant Le Probleme Armenien. Paris, France: Librarie de la Cour D’Appel et de L’Ordre des Avocats, 1926; Gibbons, Herbert Adams. The Blackest Page of Modern History; Events in Armenia in 1915; The Facts and the Responsibilities. New York and London: G. P. Putnam’s Sons, 1916.

(2) См.: Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI—XII вв. – Ереван, 1975.

(3) Vahakn N. Dadrian. Armenians in Ottoman Turkey and the Armenian Genocide // Dinah L. Shelton. Encyclopedia of Genocide and Crimes Against Humanity. Macmillan Reference, 2005.

(4) Кем он только не является… Приведём лишь небольшой перечень его титулов: Генеральный директор Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства. Главный редактор сайтов «Информационно-аналитический центр», «Центр по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ», «Вестник Кавказа». Председатель Экспертного совета Евразийской академии телевидения и радио. Соучредитель Международного института региональных исследований (республика Казахстан). Сопредседатель российско-казахстанского экспертного Форума. Член экспертного Совета РИА Новости. Постоянный автор и участник проектов «АПН Казахстан», «Контур», «Республика», kginfo.ru. Ответственный редактор изданий, посвященных парламентским и президентским выборам в Азербайджане, Армении, Казахстане, Украине, Молдове. Один из авторов учебного пособия по проблемам евразийской интеграции. Постоянный участник и организатор российских и международных научных конференций и круглых столов. Вот только категорически отказывается присутствовать там, где нахожусь и я. Боится скандала, боится, что я не буду молчать о его небескорыстной работе на Азербайджан, а скорее всего на азербайджанские спецслужбы. О Власове см.: URL: http://www.hist.msu.ru/Departments/CIS/Staff/Vlasov.htm

(5) Историческая ложь или как армяне появились на Кавказе. URL: http://open.az/index.php?newsid=6791

(6) Азербайджано-армянские отношения. URL: http://novost-abc.ru/2012/06/08/azerbajdzhano-armjanskie-otnoshenija/

(7) Raymond Kévorkian. The Armenian Genocide: A Complete History. – I.B.Tauris, 2011. – P. 265—267

(8) См.: Потто В. Карское торжество и четыре штурма на Карс. – Тифлис, 1911; Хельмицкий П.Л. Карская область. Военно-статистический и географический обзор. Т. I – II. Тифлис, 1892–1893.

(9) Raymond vorkian. The Armenian Genocide: A Complete History… – P. 275.

(10) Ibid. – P.267–278. См. также: статью в Википедии «Геноцид армян». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%ED%EE%F6%E8%E4_%E0%F0%EC%FF%ED – cite_note-K.C3.A9vorkian:The_Armenian_Genocide-267-278-82.

(11) Britannica. Armenian massacres. URL: http://global.britannica.com/EBchecked/topic/35323/Armenian-massacres

(12) Zürcher Erik. Turkey: A Modern History. London, 1993. – P.114.

(13) Noël Lise. Intolerance: A General Survey. – Montreal: McGill-Queen’s Univeristy Press, 1994. – P. 101.

(14) Тарле  Е. В. Европа в эпоху империализма.1871—1919 гг., М.-Л., – 1928, С. 387—393.

(15) Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood: the fifteenth century to the twentieth century. Palgrave Macmillan. – New York, 2004. – P. 53–79.

(16) Каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо.

(17) Palao J., Hutin S., Wirth O., Ledre C., Yazici A. Tarihtte ve Günümüzde Masonluk. – Örgün Yayinevi, 2010.

(18) Моргентау Г. Трагедия армянского народа. История посла Моргентау. – М., 2010. – С. 264.

(19) Akçam. From Empire to Republic: Turkish Nationalism and the Armenian Genocide. — P. 68.

(20) Ibid. – P 103/

(21) Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times. –  Palgrave Macmillan, 1997.Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century. – P. 245–249.

(22) Моргентау Г. Трагедия армянского народа…

(23) URL: http://www.genocide-museum.am/rus/online_exhibition_9.php

(24) Собрание законодательства РФ. М., 1995. № 17. С. 1497; Ведомости Федерального Собрания РФ. М., 1995. № 14. С. 1024.

(25) Барсегов Ю.Г. Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества. Т. 1, Раздел IV. – М., 2002.  Док. 623. – С. 788.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image