“Ты где, Майя джан, учила наши армянские танцы?”

5 мая, 2015 - 14:55

“Ты где, Майя джан, учила наши армянские танцы?”

На 90-м году жизни от сердечного приступа скончалась великая Майя Плисецкая. Бесподобная лебедь — ведь именно этот сен-сансовский образ и стал ее визитной карточкой. Вместе с супругом композитором Родионом Щедриным Плисецкая часто бывала в Армении: они дружили с нашими известными композиторами, художниками, режиссерами, приезжали отдохнуть в дилижанский Дом творчества композиторов.
Последний раз Плисецкая с мужем приезжала в Ереван в 2008 году. Тогда в рамках фестиваля “Ереванские перспективы” проходили дни музыки Родиона Щедрина. Супруги говорили, что готовились к поездке с особым трепетом, а композитор, вспоминая былое, прослезился. “И для меня, и для Майи Армения очень важная часть жизни”, — сказал он, не преминув заметить, что первое свое признание в качестве композитора он получил от Арама Хачатуряна. Щедрину тогда исполнилось 23 года, но это не стало помехой для большой дружбы с Арамом Ильичом. Узы дружбы и творчества связывали с Хачатуряном и балерину, которая, как известно, блистала в “Спартаке”. Хачатуряны и Щедрины были соседями по даче и часто вместе гуляли. А когда Арам Ильич умер, Щедрину выпала печальная миссия: в Большом зале Московской консерватории именно он произнес траурную речь.
В 1964 году балерина вместе с супругом, Шостаковичем и его женой отдыхали в Доме отдыха композиторов в Дилижане, очень подружились с Арно Бабаджаняном, Эдвардом Мирзояном, Александром Арутюняном. Мужчины часто играли в футбол: Шостакович стоял в воротах, а Щедрин забивал голы. Тогда Бабаджанян стал для них гидом по Армении. “Мы были влюблены в ее пейзажи и достопримечательности. И эту влюбленность вложил в нас именно Арно”. Тогда же они все вместе побывали и на Севане, о чем рассказывает в своих мемуарах Плисецкая.
“В придорожной закусочной возле озера Севан шофер перегруженного МАЗа, промочивший пересохшее горло бутылкой пива, начал выводить узоры народного армянского танца возле нашего столика. Мы перекусывали там с Щедриным и его другом Арно Бабаджаняном. Я была одна женщина в прокуренном зале закусочной, затерянной в скалах горного перевала. Делать нечего. Я встала, внимательно посмотрела на все движения моего внезапного кавалера и начала свой ответный танец. Гомон трапезников, звон посуды, вилок прекратился. Кто-то уже затянул печальную армянскую мелодию. Танец, неведомо откуда, у меня получился. Мой маленький дорожный триумф!.. Арно, недоумевая, спрашивает: “Ты где, Майя джан, учила наши армянские танцы?”

А вот выдержка из удивительно теплого письма Р.Щедрина и М.Плисецкой композитору Эдварду Мирзояну и его сыну Аршаку. “Дорогой и любимый наш Эдик джан! Я и Майя поздравляем всех вас — тебя, Лялю, Зару и, конечно, Аршака с Новым годом. Чтоб был он счастливым, удачливым и принес нам встречу с твоим новым сочинением, которое ты задолжал после замечательной струнной (с Timpani) симфонии. Спасибо за поздравление Аршаку! Кстати, скажи ему, что тогда в Дилижане наша (футбольная) команда все же выиграла. Был на днях у Арноши. Вид у него неплохой, и он веселый и беззаботный, как всегда, но хорошего, как ты знаешь, к сожалению, мало. Вчера (хочу тебе похвастать и отчитаться) в Большом зале я играл с БСО (с Генрихом Рождественским) свой новый (II) фортепианный концерт. Вроде прошло хорошо. Теперь твоя очередь. Я очень искренно жду новое твое сочинение. Крепко целую. Твой Робик.
...Аринька, дорогой, спасибо тебе большое за поздравление! Будь здоров и счастлив в Новом году и поцелуй Зарочку, маму и папу. Твоя подружка Майя Плисецкая”.
...Плисецкая и Щедрин всегда с особой теплотой вспоминали и талантливого режиссера Генриха Оганесяна, и выдающегося ученого-физика Артема Алиханяна, и кинорежиссера-документалиста Василия Катаняна, и композитора Микаэла Таривердиева, и художника Арутюна Галенца, который написал три портрета Майи. Два из них висят дома у балерины, а другой — у Аркадия Райкина. И еще. Когда супруги вспоминали о своем знакомстве и свадьбе, не забывали напомнить, что и тут не обошлось без армян: “Свадьбы как таковой, собственно, и не было. Но после того как расписались, по дороге купили бутылочку, закуску и пошли отмечать это событие к Лиле Брик и Василию Катаняну”...

Подготовила Анна САТЯН


Прах Майи Плисецкой развеют над Россией
Прощание с величайшей балериной XX века Майей Плисецкой пройдет в Германии, а ее прах, по завещанию, будет развеян над Россией, сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин.
“Родион Константинович Щедрин ознакомил меня с той часть их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которая касается порядка прощания и ритуала захоронения, — рассказал Урин. — Последняя воля такова: “Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией””. По его словам, прощание с Майей Плисецкой состоится в Германии в кругу только родных и близких.

Анна САТЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image