ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ЗАКАВКАЗЬЕ: НЕТИПИЧНОЕ ЕДИНСТВО В КОНФЛИКТНОМ РЕГИОНЕ
У стран постсоветского Закавказья не накоплен значительный опыт собственной «празднично-мемориальной» политики. До того, как стать независимыми образованиями в результате распада СССР Азербайджан, Армения и Грузия пользовались символикой и памятными датами союзных республик (прежде всего они относились к установлению в них советской власти). Опыт же национальной государственности после распада Российской империи у всех трех стран был недолгим (Азербайджанская демократическая республика просуществовала всего 23 месяца, Армения – 30 месяцев, а Грузия – немногим менее трех лет).
Сегодня «празднично-мемориальная» политика трех закавказских республик выстраивается вокруг пяти основных сюжетов:
— идентификация государственного проекта (либо посредством восстановления политико-правовой преемственности с «первыми республиками», либо путем инициирования нового проекта),
- советское и российское имперское наследие,
- первая национальная государственность,
- этнополитические конфликты,
- внешнеполитическое позиционирование.
В трех странах Закавказья, не говоря уже о непризнанных республиках, такая политика не может быть сведена к единому знаменателю. Здесь каждый конкретный случай имеет как общие, так и уникальные черты. У всех стран региона различное символическое оформление отношения к историческому прошлому и к актуальной политике. В наибольшей степени разрыв с российским и советским прошлым демонстрирует Грузия, у Азербайджана и Армении более избирательное отношение к данным сюжетам. При этом даже у конфликтующих стран можно найти примеры парадоксальных сближений праздничных приоритетов. Самый яркий пример такого рода – День победы в Великой Отечественной войне.
В Грузии 9 мая сохраняется в качестве государственного праздника и выходного дня, который отмечается как День победы над фашизмом. Данная традиция сохранялась даже в период президентской легислатуры Михаила Саакашвили (когда отношения между Тбилиси и Москвой достигли наивысшей точки конфронтации), хотя это время было отмечено и «войной с памятниками». Так, в декабре 2009 г. был взорван Мемориал славы во втором по величине городе Грузии Кутаиси, а в феврале 2012 г. демонтирован памятник в Батуми [1].
В Азербайджане День Победы также по-прежнему остается государственным праздником. Однако если в советский период в его основе лежала идея «общего подвига» советского народа, то сегодня официальные лица и историки в прикаспийской республике делают акцент на особый вклад Азербайджана в победу Советского Союза. В этом плане показательна инициатива Полада Бюль-Бюль оглы, азербайджанского посла в Москве и Зияфета Аскерова, вице-спикера республиканского парламента, озвученная в канун 70-летнего юбилея Победы о присвоении Баку звания города-героя. По мнению З. Аскерова, «победа в Великой Отечественной войне была достигнута также благодаря труду азербайджанских нефтяников и бакинской нефти. Мир должен узнать и признать этот исторический факт». В апреле 2015 г. в соответствие с распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева участникам Великой Отечественной войны была оказана единовременная помощь в размере 800 манатов (порядка 760 американских долларов), а работникам тыла, блокадникам Ленинграда – 400 манатов. Получателями первой категории пособия стали 1341 человек, а второй – чуть более 17 тысяч. Эта сумма считается одной из самых высоких на просторах бывшего Советского Союза.
День победы – один из наиболее почитаемых государственных праздников в постсоветской Армении. Следует оговориться, что здесь 9 мая вспоминают не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и годовщину взятия Шуши в 1992 году (некогда азербайджанского форпоста в Нагорном Карабахе, овладение которым позволило через Лачинский коридор установить прямую связь между непризнанной республикой и «большой Арменией»). Однако и вне привязки к современному этнополитическому конфликту в республике значение Великой Отечественной войны остается велико.
Таким образом, несмотря на острые противоречия, конфликты и различия в подходах к историческому прошлому страны Закавказья по-прежнему сохраняют и на государственном, и на общественном уровне уважительное отношение к истории Великой Отечественной войны и памяти о своих земляках, принявших в ней участие. Меняются акценты в оценках событий 1941-1945 гг., происходит неизбежное для новых национальных государств выдвижение собственного нарратива на первый план за счет вытеснения на обочину сюжетов, подчеркивающих общесоветское единство. Профессиональные историки уже без нравоучительного и обличительного пафоса пишут о националистах, выбравших в 1940-х годах путь коллаборационизма с нацистской Германией. Однако эти переоценки не вылились в девятый вал переписывания истории и отрицания значения победы Советского Союза. Сегодня для закавказских республик День победы все еще остается одной из немногих объединяющих дат.
(1) В ходе осуществления взрывных работ в Кутаиси погибли жительница города Эка Джинчарадзе и ее малолетняя дочь Нино.
По материалам: russiancouncil.ru
Добавить комментарий