Перемирие, которое должно превратиться в мир

15 мая, 2015 - 14:14

Однако для этого Баку нужно забыть о своей сумасшедшей политике милитаризма

5 мая 1994 года в киргизской столице стороны карабахского противостояния — НКР, Азербайджан и Армения — подписали протокол, получивший название Бишкекского. Этот документ, принятый при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, положил конец бушевавшей вот уже два года полномасштабной войне.

Перемирие стало следствием целого ряда тяжелых поражений Азербайджана в боях с Армией обороны Арцаха. Для азербайджанской армии сложилась критическая ситуация. Был потерян ряд районов вокруг НКР, разведывательные разъезды Армии обороны были замечены в районе слияния Куры и Аракса, то есть в 150 километрах от Баку. Непосредственная опасность нависла над Кировабадом (Гянджа). Чтобы избежать катастрофы, Баку был вынужден просить Москву о посредничестве. В результате именно в столице России 12 мая спикеры парламентов Азербайджана — Расул Гулиев, Нагорного Карабаха — Карен Бабурян и Армении — Бабкен Араркцян утвердили принятый в Бишкеке протокол. Сразу после этого о своем согласии соблюдать прекращение огня заявили министры обороны трех сторон. Соглашение о бессрочном перемирии в зоне карабахского конфликта официально вступило в силу. Одним из важнейших аспектов перемирия явился тот факт, что, подписав бишкекский документ, Азербайджан признал Арцах непосредственной стороной конфликта. С того времени миновал 21 год. Перемирие сохраняется, однако иначе как “хрупким” его давно уже никто не называет. Все усилия посредников Минской группы ОБСЕ, все встречи президентов Армении и Азербайджана пока не привели к заключению полноценного мира. И вины армянской стороны в этом нет. Колоссальные нефтяные доходы последних лет позволили Азербайджану перевооружить свою армию. В умах бакинских политиков возникли фантастические идеи военного реванша. Из года в год стала нарастать милитаристская риторика, все чаще на линии фронта (а затем и на армяно-азербайджанской границе) перемирие стало нарушаться. Обстрелы, проникновения диверсионных групп, захват заложников из числа мирного неселения — это, увы, суровая реальность. Наращивая давление, не соглашаясь ни с какими посредническими предложениями (укрепление мер доверия, отвод снайперов с линии огня, а главное — возвращение НКР за стол переговоров), тоталитарный апшеронский режим пытается запугать армян Карабаха, усилить транспортно-энергетическую блокаду Армении и полностью пересмотреть результаты победоносной борьбы карабахцев за свободу и самоопределение. Они делают вид, что поражения не было, и вот это-то, по существу, и завело переговорный процесс в тупик. И не случайно в последнее время многие эксперты стали допускать возобновление в регионе полномасштабной войны.

Однако подобные прогнозы представляются в общем-то умозрительными. При всей своей шапкозакидательской риторике в Баку все же понимают, что война — если она пойдет не по планам, начертанным их генштабом, может стать концом азербайджанской государственности. А дать гарантию, что все планы удастся осуществить, не может никто. И в любом случае хозяйству Азербайджана, всем его транспортно-энергетическим инфраструктурам и объектам нефтегазодобычи будет нанесен невосполнимый урон. Нечего при этом и говорить, какая ужасающая ситуация возникнет в таком варианте в регионе в целом. Поэтому уже сегодня там начинают постепенно осознавать, что политика запугивания и экономического удушения армян себя не только не оправдывает, а напротив — работает против интересов самого Азербайджана. Вступление Еревана в Евразийский экономический союз уже само по себе обесценивает политику блокады. Указания России на то, что Москва “и в страшном сне” не представляет возобновления войны в Карабахе, превращает соответствующие намерения азербайджанских военных в абсолютную авантюру.

Поэтому даже сегодня — на фоне сумасшедшей политики милитаризма, которую демонстрирует Баку, на фоне отрицания сложившихся реалий, все равно есть основания считать, что войны не случится. А это уже само по себе означает, что рано или поздно начатый 21 год назад в Бишкеке и в Москве миротворческий процесс будет продолжен. Несомненно, он будет очень непрост и нелегок. Несомненно, Азербайджан отнюдь не сразу откажется от поигрывания мускулами и возьмется за ум. Однако это неизбежно. Ведь только продолжение переговоров, поэтапное достижение прогресса, выход из возникшего тупика могут привести к тому, что перемирие превратится в мир. Иного, как говорится, просто не дано. Народы давно уже заслужили мир. Бакинские бонзы должны понимать, что только продвижение к миру способно в перспективе спасти правящий на Апшероне режим от сильнейших социальных и политических потрясений.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image