“В мировом кинематографе — евреи, а у нас — армяне. Ну и слава Богу!”

24 мая, 2015 - 12:10

“Великое горе, страшная трагедия. Весь мир никогда не забудет этого. Армения — великая страна! Мир вам, дорогие армяне!” — такую надпись оставил в журнале для посетителей после посещения Музея-института геноцида армян приехавший почтить память жертв геноцида известный российский кинорежиссер и сценарист, худрук детского киножурнала “Ералаш” Борис ГРАЧЕВСКИЙ.

—В жизни имеющего многовековую историю армянского народа нанесенный геноцидом ущерб несравним ни с чем, и на свете подобных зверских явлений было мало. Геноцид армян является великим несчастьем не только для армянского народа, но и для всего мира. Трудно сравнивать его с другими явлениями. И это невозможно забыть, так как прошло 100 лет, а людей, которые могли бы многое сделать, больше нет на земле, однако вечна память о них. Мы должны сделать все, чтобы не только подобные явления не повторялись, но и ничего похожего этому не было, чтобы люди жили в мирных условиях 

— Борис Юрьевич, вы привезли в Армению свой новый фильм “Между нот, или Тантрическая симфония”. Правда ли, что сюжет взят из вашей жизни? 
— Отнюдь, задумка снять фильм о любви людей с большой разницей в возрасте появилась у меня около десяти лет назад, и никак руки не доходили всерьез ею заняться. Хотя, конечно, схожесть с настоящей жизнью есть... Фильм, думаю, получился, и я очень рад, что как первый фильм “Крыша”, так и этот одним из первых оценит ереванский зритель. Очень хочу, чтобы он пережил вместе с героями эту историю и был поражен финалом. 

— Ваш визит организован Армянским фондом развития детско-юношеского кино и телевидения Фонда имени Ролана Быкова, в прошлый раз в рамках фестиваля вы представили свой проект “Крыша” — фильм рассказывал об отношениях подростков с родителями. Это казалось вполне логичным, учитывая большой опыт создания киножурнала “Ералаш”. Как родилась идея снять фильм, далекий от этой тематики — про отношения взрослых людей, любовь? 
— Для меня было важно показать взаимоотношения двух разновозрастных людей, когда каждый получает колоссальный интерес от встречи с другим, ибо возраст — это интеллект, знание, возможность передать то, что знаешь. Поэтому мне было важно показать, что человек, который знает все о любви, не просто пользуется молодым здоровьем, а хочет как-то еще и обогатить этого человечка. А этот человечек воспринимает все тепло и радостно, наивно и смешно, и все ее истории, очень простые, но она обогащает его этими милыми дурацкими историями, которые одна смешнее другой. И даже во всех тех трогательных глупостях, которые она говорит, есть свое очарование. 

— Как считаете, ваш первый метр — “Крыша” — был удачным? 
— Кое-что я бы исправил. Грешен, не дал зрителям вздохнуть, настолько фильм насыщен событиями. Это картина о трех подружках, у каждой проблемы в семье. Всем наплевать на этих девочек, и они в конце фильма на краю крыши прощаются с жизнью. Фильм основан на реальных событиях. Но мои героини остались живы в отличие от их прототипов. Помните, была такая страшная балашихинская история, когда три девочки прыгнули с крыши и разбились, но в моем кино я их оставил жить. Буквально за две недели до съемки я сказал себе, что не смогу убить своих героинь. В прокате этот фильм прогорел, никто не хочет смотреть серьезное кино. Но я много ездил с этой картиной по стране, видел, как плакали зрители, выходя из зала. 

— “Симфония” пронизана и смешными сценами, и грустными, и даже эротическими... 
— Да, это абсолютно взрослое кино и выходит с пометкой “18+”. Все эротические сцены мы старались сделать очень красиво. А еще в фильме звучит музыка великого Глюка. 
...Кстати, в “Ералаше” ведь тоже были “эротические” сцены. Лет десять пролежал на полке сюжет, где мальчик списывает со шпаргалки, которая на коленке у его соседки. Но это псевдоэротизм, который смешно заканчивается. К таким сюжетам мы подходили очень аккуратно и интеллигентно. Кстати, девочка, играющая одну из главных ролей, категорически отказалась писать шпаргалку на своей ноге. Позвали дублершу лет 23-х. А мальчику, ее партнеру по площадке, было 13 лет. 

— Интересное название фильма — “Между нот, или Тантрическая симфония” — кто придумал? 
— Да я и придумал. И даже эмблему фильма нарисовал. Кому показалось “между ног”, пусть так и думает. Дело, конечно, между нот. Главный герой нашего фильма — великий композитор класса Шнитке, Губайдулиной, его все знают, все уважают, его музыка, может, не всем понятна, она сложна и непроста. Так вот он, закрывшись ото всех, оставил музыку, оставил все ради любви, ради Нее. И это очень важно. У него есть секретная комната, про которую никто никогда не мог понять, а он открыл ее только Ей... 

— Борис Юрьевич, вы считаетесь одним из главных экспертов по детскому кино. Как вам кажется, ситуация с детским кино все-таки в ближайшее время изменится? 
— Я все время говорю: ну ребята, что мы снимаем, ну нельзя за три копейки снять кино, которое увлечет детей! На все, что сейчас представлено в отечественном кино, детям, откровенно говоря, глубоко наплевать. Это, конечно, отдельный разговор. Трагический разговор... Мы теряем поколение, оно американизируется, для них наш родной Чебурашка становится менее дорог, чем всякие жуткие твари. 

— А как поживает “Ералаш”? Что изменилось? Что нового? 
— Ну, во-первых, как я сказал, дети глобально поумнели — просто фантастически! Помню, когда мы запускали “Ералаш”, нижний возрастной ценз был установлен от 10 лет. ...Ну как тех детей можно вообще пытаться сравнивать с сегодняшними? Мой трехлетний внук собственноручно включает I-Phone, находит там у меня “Ералаш”, ничего, правда, еще не соображает, но смотрит. Современных детей, насмотревшихся красочных голливудских фильмов, “звездных войн” и т.д., удивить чем-то в наше время ой как не легко!.. 

— Борис Юрьевич, вы далеко не в первый раз в Армении, и я знаю, в вашей съемочной группе также есть армяне... 
— Армяне появились в нашей группе давно. Когда мы только-только начинали “Ералаш”, первые сценарии для нас писал Армен Ватьян. Это действительно было давно — еще когда Михаил Боярский ходил без шляпы. Именно тогда Миша и снялся в одном из первых ватьяновских сюжетов под названием “Давай меняться”. Потом я был очень рад узнать, что у “Ералаша” появился младший армянский братишка по имени “Гжук”, а родитель его все так же он — Армен Ватьян. Я регулярно смотрю армянские сюжеты и искренне радуюсь новым творческим взлетам коллег. 
Ну а что до армян в сегодняшней группе... Помню, в 2001 году на показе “Ералаша” в Гюмри мы сорвали первые аплодисменты в самом конце исключительно за счет армянской фамилии в титрах. Продюсером “Ералаша”, как и последней картины, является наш добрый друг Аркадий Григорян. Кроме того, оператор-постановщик фильма — Арто Хачатурян, не говоря уже о том, что практически большая часть ассистентской группы состояла из армян... 
В мировом кинематографе — евреи, и никто с ними не связывается, а у нас — армяне. Ну и слава Богу!

Рубен Пашинян

Комментарии

Без "все таки" Борис Юрьевич Грачевский - абсолютно молодцом

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image