В турецкий меджлис могут пройти четверо армян

4 июня, 2015 - 19:13

В воскресенье в Турции состоятся парламентские выборы.

В соседней стране будет сформирован новый состав меджлиса, состоящего из 550-и депутатов, избираемых на пять лет. На депутатские мандаты претендует 31 партия. Примечательно, что три из четырех лидирующих партий, способных делать в Турции погоду, решили включить в свои списки кандидатов армянского происхождения. Тема присутствия армян в избирательных списках партий в последние дни весьма активно обсуждается в западной прессе. Вчера этой теме посвятил большой репортаж телеканал “Euronews”.

Корреспондент “Euronews” в своем комментарии утверждал, что отношение турецкой элиты к представителям этнических меньшинств и, в частности, армян, в последние годы заметно изменилось к лучшему. Подтверждением этого он считает выдвижение в депутаты граждан армянского происхождения. Причем двоим из них он заранее прочит места в меджлисе, имея в виду их проходные места в списках. Если верить прогнозу журналиста, в меджлисе окажутся Маркар Есаян, представляющий правящую Партию справедливости и развития, и Селина Йоззун Доган, выдвинутая оппозиционной Народно-республиканской партией. Но, судя по всему, не все так просто, как представлено в репортаже “Euronews”. Примечательно, что армяне Есаян и Доган будут бороться друг против друга, так как оба выдвинуты в том же самом втором округе Стамбула. Полагаю, это сделано не случайно. Впрочем, это не значит, что ситуация не может сложиться так, что оба они пройдут в парламент. На этот раз и власть, и оппозиция действительно дали нашим соотечественникам места в лидирующей тройке окружных списков. Но важнее понять, что Маркар и Селина будут делать в меджлисе, если им действительно предоставят мандат.

Разберемся прежде всего с кандидатом от партии власти. С 46-летним коллегой Маркаром Есаяном я познакомился в Стамбуле в 2009 году, когда он еще был заместителем редактора радикально оппозиционной газеты “Тараф”. Следует заметить, что за прошедшее с тех пор время в политических воззрениях Есаяна произошли странные перемены. В свое время он на страницах “Тарафа” и “Агоса” жестко критиковал политику правителей. Это в полной мере касалось и Армянского вопроса, в котором взгляды Маркара выглядели весьма прогрессивными. Он активно участвовал в мероприятиях, связанных с защитой прав армян, и не раз в прессе и на телевидении говорил о необходимости политической оценки совершенных младотурками преступлений. Но в последние годы он стал все чаще оказываться в составе групп, сопровождающих президента и премьер-министра в ходе зарубежных поездок. Чаще стал появляться в эфире провластных телеканалов, комментируя события с позиций, близких к официозу. Когда в прошлом году небезызвестный Педрос Ширинголу предложил выдвинуть Эрдогана на Нобелевскую премию, Есаян поддержал инициативу. По всему заметно, что наш соотечественник играет по правилам, которые написаны для него идеологами команды президента. Создается впечатление, что Маркар Есаян готов разделить участь соотечественника и коллеги Этьена Махчупяна, которому накануне столетия геноцида правители доверили весьма недостойную миссию. Махчупян, как известно, был назначен главным советником премьер-министра Ахмеда Давутоглу. Теперь уже ни у кого не возникает сомнений в том, что это его назначение было частью предпринимаемых правительством мер, направленных на противодействие международному признанию совершенных младотурками преступлений. Жаль, если Маркар согласен довольствоваться этой неприглядной ролью...

Меньше информации о нашей соотечественнице, юристке по профессии Селине Йоззун Доган, сумевшей заручиться поддержкой главной оппозиционной силы страны. Впрочем, заручиться поддержкой — громко сказано. В действительности, она ничего для этого не предпринимала. Лидер Народно-республиканской партии Кемаль Киличдароглу (которому, кстати говоря, тоже приписывают армянские корни) лично выбрал ее для выдвижения во втором округе Стамбула. Это решение стало для 38-летней Селине сюрпризом. Несмотря на неармянскую фамилию, кандидат в депутаты неплохо владеет родным языком и интегрирована в структуры армянской общины. Для многих было неожиданным то, что 24 апреля Селине была на стамбульской площади “Таксим”, где местные армяне и прогрессивные представители турецкой интеллигенции отмечали столетие геноцида. Более того, Селине дала интервью телеканалу “Аль Джазира”, в котором призвала дать политическую оценку преступлениям младотурецкого режима. После этого в партии многие обвинили ее в связях с армянским лобби и призвали Кемаля Киличдароглу вычеркнуть ее имя из списков кандидатов в депутаты. Но Киличдароглу знает, что делает. Можно не сомневаться в том, что неожиданно смелые выступления нашей соотечественницы были согласованы с лидером народно-республиканцев, которому в последнее время очень нужно понравиться Западу.

Наиболее лояльной в отношении армян выглядит курдская Партия демократии народов, лидеры которой еще полгода назад заявили о намерении выдвинуть как минимум троих армян. В прессе муссировались разные имена. Первой о своих депутатских амбициях заявила 41-летняя стамбульская армянка Нвард Бакырджыоглу, пообещавшая в случае избрания поднять в меджлисе вопрос признания геноцида. То же самое пообещал сделать и 58-летний Зекериа Сабунджи, являющийся одним из последних армян, проживающих в провинции Мардин. Но ни Нвард, ни Зекерия не получили одобрения. Курдская партия больше склонялась к выдвижению кого-либо из членов семьи Гранта Динка. В ходе прошлых выборов курды предлагали проходное место в своем списке вдове убитого журналиста Ракель, а также брату Хосрову. Оба они отказались. На этот раз предложение было адресовано Динку-младшему. Однако сын Гранта Арат, судя по всему, тоже не пожелал стать депутатом.

В избирательном списке Демократической партии народов аж четверо армян. Это Каро Палян, Дирем Джевахир Шем, Филор Улук Бенли и Мурад Мыхчи. О шансах последних двух кандидатов говорить не приходится, так как их имена далеки от проходных мест. В армянской общине большие надежды связывают с Каро Паляном, который действительно пользуется среди турецких армян большим уважением. Он является директором армянской начальной школы стамбульского района Ешилкей. Во многом именно результатом его усилий стало то, что община сумела отстоять свои права в отношении исторического здания армянского приюта “Кемп Армен”, незаконно отторгнутого властями. Палян не раз открыто призывал турецкую элиту к покаянию за преступления османских правителей. Хорошая репутация в общине и у нашей 31-летней соотечественницы Дирем Джевахир Шем, которая будучи юристом специализируется в вопросах прав женщин и этнических меньшинств. И Дирем, и Каро теоретически могут пройти в меджлис, если только их партия сумеет преодолеть в стамбульских округах десятипроцентный электоральный барьер. Вот только достаточное число голосов курды набирают обычно лишь в восточных провинциях.

Таким образом, единственная серьезная партия, не выдвинувшая кандидатов-армян, это Партия националистического движения. Даже печально знаменитый армянофоб Догу Перинчек и тот решился на показуху, включив в свой партийный список человека с армянской фамилией. С чем же связана такая вот неожиданная вспышка интереса турецкой политической элиты к армянскому электорату? Этот вопрос заинтересовал не только нас, но и идеологов азербайджанской пропаганды. “В Турции сегодня наблюдается конкуренция — какая партия больше выдвинет кандидатов армянского происхождения”, — говорит бывший генеральный консул Азербайджана в Стамбуле Ибрагимом Набиоглу. Его возмущение разделяет обозреватель бакинского пропагандистского портала “Вести.аз” Вугар Гасанов. “Что еще должно произойти, чтобы наши братья-турки поняли, что предательство у армян в крови. Если в отношении этих змей турки будут продолжать ложный либерализм, рано или поздно это обернется для страны новой катастрофой”, — пишет опустившийся ниже некуда махровый расист.

Не знаю, как оппозиционеры, но Эрдоган, выдвигая в парламент армян, хочет прослыть демократом и продемонстрировать Западу, насколько трепетно он относится к живущим в Турции армянам. Но наши стамбульские соотечественники должны осознавать, что армяне, идущие на выборы под флагами партий, в первую очередь будут обслуживать интересы своих политических организаций, а не общины. Большинство функционеров, имеющих армянское происхождение, в действительности являются не чем иным, как шестеренками в механизме государственной или партийной пропаганды. Так имеет ли смысл идти в большую турецкую политику, чтобы стать ее маленьким инструментом? Есть горький опыт того, как люди с армянскими именами избирались в парламент и вели себя там хуже отъявленных националистов. Если верить официальной статистике, за 82 года существования Турецкой Республики депутатами становились 23 немусульманина. Восемь из них евреи, столько же греков, шесть армян и один турок-протестант. Вот только пользы от них их общинам не было практически никакой.

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image