Армянская мама – знак качества

23 июня, 2015 - 12:15

«Вот Вы назвали меня «ленивым грузином», а между прочим, мать моя – армянка, а армяне, как известно, весьма трудолюбивы», - так или примерно так отвечал на очередной выпад разбушевашегося Станиславского его друг и партнер Немирович-Данченко.

И пусть мне не удалось найти точной цитаты, история эта стала уже своего рода легендой в театральных кругах. В институте на одном курсе со мной учился неземной красоты молодой человек, каторый, при первой же, буквально, встрече подошел ко мне и, широко улыбаясь, объявил: «Знаешь, Зара, а у меня, между прочим, мама – армянка!» - возможно, этим он рассчитывал навсегда обеспечить себе мою симпатию. В ответ я только нашлась: «Ну, так это же прекрасно! Мама – армянка – это как знак качества!» В свои 16 лет я была категорична в суждениях и крайне непримирима в спорах. Сейчас, по прошествии многих лет, хочу заранее оговориться: я признаю и преклоняюсь перед достоинствами матерей всех национальностей, все они прекрасны, каждая на свой лад. Но надеюсь, что к моей пристрастности отнесутся с пониманием, ведь меня растила мама-армянка, сама я уже десять лет – такая же армянская мамаша.... А уже какой «мама-джан» вырастет из моей дочери – тут уж никому, как говорится, «мама не покажется»*...

(*Это не опечатка. Именно так еще в очень юнном возрасте моя дочь использовала оборот «мало не покажется». Такое замещение слов, на мой взгляд, о многом говорит☺)

Мамы всякие

Уже много веков ведутся споры, формирует ли человека окружающая среда, или, все же, он, в большей степени, находится под влиянием замысловатого сочетания генов и передающихся из поколения в поколение признаков наследственности. Не вдаваясь в научный дискурс, признаем право на существование обеих точек зрения, отметив мимоходом, что в обоих случаях ключевой фигурой является мать. Мать, чей голос еще не родившийся малыш учится первым распознавать из общей симфонии звуков, мать, которая кормит и воспитывает, учит ходить и говорить. Я понимаю, что сейчас многие начнут в порыве полемики определять степень влияния отцов, дедов, бабушек и так далее. А я его и не отрицаю. Просто, как некогда Проспер Мериме в «Хронике времен Карла IX» отказался описывать внешность Маргариты Наваррской, с вызовом бросив, что она – не героиня его романа, так и я говорю – эта статья о мамах. А еще точнее – о мамах армянских, о них и пойдет речь.

В Евангелии Христос говорит апостолам, интересующимся, как отличить доброе зерно от порченого: «По плодам их узнаете их», - идеально просто, одновременно – пугающе точно. Помнится друг моего деда, с которым они вместе разрабатывали нефтяные месторождения в Ираке, в ходе дружеской посиделки, где представители принимающей стороны щеголяли традиционными белыми хламидами, в пылу безобидного балагурства предложил выпить за арабских женщин. Ответом ему был грозный блеск глаз, грозивший легко перейти в блеск кинжалов, когда запинающийся переводчик пропищал: «Они хотят знать, что Вы знаете про арабских женщин?» Спасти ситуацию удалось, лишь ловко вывернув ее наизнанку: «Я имею удовольствие общаться с их сыновьями, и могу себе представить, насколько прекрасны матери, вырастившие таких людей!» За столом, естественно, вновь воцарились мир и согласие... В России традиционно большиство анекдотов на семейную тематику крутятся вокруг тонко выстроенных взаимоотношений в вертикали «теща – зять», в Армении, наверное, интереснее исследовать горизонталь «свекровь – невестка». Образ армянской ՚՚майрик՚՚ лично для меня прочно ассоциируется с трогающими до слез стихами Паруйра Севака о «руках матери», или картиной Аршила Горки, где эти самые «руки матери» специально не закончены, и до сих пор ведутся споры о том, что это символизирует.Но что происходит с армянскими женщинами, когда они выходят за пределы своей культуры, меняют фамилии, создают семьи в других странах, а некоторые усыновляют детей или просто воспитуют чужих. Какой отпечаток накладывает «мама армянка» на гражданина мира. Мама-армянка, которая может с неистребимым упрямством хранить и пестовать традиционные для нашей культуры ценности, а может сменить фамилию, поменять вероисповедание, говорить и думать на другом языке – «По плодам их узнаете их», - говорил Спаситель. Остается изучать плоды.

Дебри русской истории. И кто бы мог подумать?

О том, что «Шапка Мономаха» прямо-таки невыносимо «тяжела» знает каждый школьник, причем, что показательно, не зависимо от того, насколько хорошо он знаком с бессмертным произведением Пушкина «Борис Годунов». Не каждый, однако, знает, что русский князь Владимир Мономах по матери был армянином. Мария (Мариам) - дочь византийского императора из Македонской (армянской) династии Константина IX Мономаха, передавшего внуку вместе с прозвищем и знаменитую царскую регалию, восходящую к царьградским императорам, была замужем за Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого - великого князя Киевской Руси. Об отце Владимир писал: «дома седя, изумеяше 5 язык», то есть «сидя дома, знал 5 языков». А «дома» вместе с ним «сидела» жена-армянка, которая помимо греческого, владела армянским языком и знала музыку, литературу и историю Армении, как любой представитель армянской знати. 

Владимир Мономах
Владимир Мономах


Мать проследила за тем, чтобы Владимир получил блестящее образование на уровне высшей константинопольской знати: он не только прекрасно владел рыцарским мечом, но и превосходно знал литературу, обладал незаурядным писательским талантом — качества, показывающие влияние константинопольской просвещенной среды и близкого к императорскому двору университета Магнавра. Не менее прославившегося в истории сына, Юрия, Владимиру Мономаху подарила вторая жена, которую ему выбрала мать. Мариам придирчиво оценивала царевен-армянок византийского императорского дома и остановила свой выбор на представительнице царского рода Багратуни-Еркайнабазук (Долгоруких). Подобно тому как прозвище Мономах перешло от деда к внуку — от Константина IX Мономаха к Владимиру II Мономаху, так и прозвище Долгорукий досталось Юрию Долгорукому от деда Багратуни-Долгорукого. Сам Юрий был женат по крайней мере дважды. В первый раз – на дочери половецкого хана Аепы, во второй – на дочери византийского императора Мануила Комнина. От византийской армянки он имел трех сыновей - Василия, Михаила и Всеволода. Юрия называют основателем Москвы: именно по распоряжению Юрия Долгорукого, в 1147 году, на никому тогда неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, для охраны границ, был основан город и поныне называющийся Москва. При Юрии Долгоруком в летописи впервые (под 4 апреля 1147 года) упоминается Москва, где он принимал своего союзника Святослава Ольговича. 

 Генералиссимус и его мама

Мать генералиссимуса Суворова звалась Авдотьей Федосеевной Мануковой, отец ее служил при Петре I дьяком и описывал Ингерманландию по урочищам. Один из московских переулков в XVIII веке назывался Мануковым по фамилии домовладельца Ф.С. Манукова – деда А.В. Суворова. Замуж Авдотья Федосеевна вышла в конце 20-х годов XVIII века и подарила супругу сына, будущего выдающегося полководца России, и двух дочерей. В томе III Московского некрополя написано: мать генералиссимуса Суворова, Авдотья Федосеевна, рожденная Манукова, умерла до 1760 г. Указывается место захоронения - церковь Федора Студита; у алтаря. Рядом был похоронен в 1775 г. ее муж Василий Иванович Суворов. Историк М.И. Пыляев пишет: «...даже после 1812 года существовали могилы родителей великого полководца. Фамилия Мануков происходит от армянского слова манук, что в переводе означает дитя. Против этого предположения говорят имена и отчества его дочерей явно православного происхождения. При браках лиц разных исповеданий, как правило, новобрачная вместе с фамилией избирает религиозную принадлежность супруга». Николай Николаевич Вильмонт, известный исследователей культуры, приводит следующую запись: «Архирусский Суворов был с материнской стороны армянином, и насмешливый ипохондрик князь Потемкин-Таврический находил, что «солдатские шутки Александра Васильевича явно отзывают кавказским балагурством».

Из-за армянской ли своей половины или по воле обстоятельств Суворов принимал деятельное участие в жизни армянского народа. В 1782-1784 годах он командовал русскими войсками в Крыму и по поручению императрицы Екатерины II организовал переселение армян из Крыма на Дон. Ранее, в 1780 году, по поручению Потемкина Суворов участвовал в совещании вместе с Иваном Лазаревым (Лазаряном) и Осипом Аргутинским (Аргутяном) по выработке проекта восстановления армянской государственности и даже был назначен командующим Астраханской группой русских войск, которые должны были осуществить освобождение Армении.

Шахматная Королева-мать

Как известно, многократный чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров родился в некогда интернациональном городе Баку. Его отец Ким Моисеевич Вайнштейн был по профессии инженером-энергетиком, мать Клара (Аида) Шагеновна Каспарова — инженером, специалистом по автоматике и телемеханике. Супруги частенько коротали вечера за решением шахматных задачек. И вот однажды, пока они ломали голову над очередным вопросом – ответ неожиданно подсказал... пятилетний Гарри. Очевидно сочетание армянской и еврейской крови породило весьма серьезную комбинацию, шахматную и жизненную. Едва ли, проводя свое детство и юность в городе, где основное население составляли армяне, евреи и русские, будущий чемпион мира мог предположить, как он будет покидать место, где родился. В 1990 году, в разгар бакинских погромов, в Москве был создан специальный штаб по спасению Каспарова, руководимый председателем Шахматной федерации СССР.

 

Мать Гарри Каспарова- Клара Шагеновна
Мать Гарри Каспарова- Клара Шагеновна 

Как рассказывали потом в среде беженцев, чудом спасшихся в ту страшную зиму, за Каспаровым был выслан специальный самолет. И, разместив нем собственно семью, родственников и друзей, шахматный король лично спустился в зал ожидания и пригласил на оставшиеся свободными места столько вынужденных беженцев, сколько вместил салон. Поразительно, что теперь, когда, как говорят, следующий чемпионат по шахматам планируют проводить в Баку, в ответ на бойкот армянской команды, организаторы исскренне рассчитывали, что «бакинец» Каспаров убедит своих соотечественников-армян. Но разве можно забыть такой «исход» из родного города.

Когда душа поет и пишет стихи и прозу

«До свиданья, милый, буду ждать тебя, в этот день счастливый, вспоминать тебя...» - Катрин Денев так пронзительно исполняла эту песню в фильме «Шербурские зонтики», что миллионы советских граждан, да и зрителей остального мира, наверное заливались слезами во время сцены трогательного прощания влюбленных. Ну, я в свои пять лет точно заливалась, да так, что не на шутку напугала бабушку. Больше всего трогала музыка Мишеля Леграна, щемящая и проникновенная. Первые уроки музыки Леграну преподали родители: отец - Раймонд Легран - композитор, дирижёр и руководитель одного из оркестров варьете, и мать - Марсель Тер-Микаелян, пианистка, происходившая из армянской буржуазной семьи. Всю жизнь Легран ощущал это влияние, так же как и свои армянские корни. "В начале прошлого века одна часть армян пострадала от османов, другая часть попала под коммунистический режим и подверглась кавказизации. Трагедия армян сопоставима с трагедией еврейского народа", - отмечает Легран в одном из интервью. В результате, одно из своих недавних творений композитор посвятил жертвам Геноцида армян 1915 года, от которого пострадали и его родственники по линии матери. "Это будет непривычное для моего слушателя произведение, - признаётся Легран.  То, что произошло в 1915 году в Османской империи, ужасно", уверен артист.

Мишель Легран

Мать-армянка воспитывала и одного из самых любимых бардов и поэтов ХХ века, Булата Окуджаву. Ашхен Степановна Налбандян, родственница знаменитого поэта Ваана Терьяна, передала сыну, родившемуся в Москве и воспевшему этот город и его улицы, тепло армянского солнца и красоту души. Яркое сочетание армянской и грузинской крови породило настоящего московского интеллигента, исполнявшего тихим голосом под гитару песни, ставшие, во многом, символом своего времени.

Ашхен Степановна Налбандян - мать Булата Окуджа
Ашхен Степановна Налбандян - мать Булата Окуджавы

В неменьшей степени определил свое время и Сергей Довлатов: ведь до сих пор знание его произведений считается неким признаком хорошего вкуса. Рассуждая о своих корнях в интервью Виктору Ерофееву, писатель был предельно откровенен: «... мать у меня армянка, отец еврей... Я знаю, что это кому-то кажется страшным позором, но у меня никогда не было ощущения, что я принадлежу к какой-то национальности. Я не говорю по-армянски. С другой стороны, по-еврейски я тоже не говорю, в еврейской среде не чувствую себя своим. И до последнего времени на беды армян смотрел как на беды в жизни любого другого народа — индийского, китайского... Но вот недавно на одной литературной конференции познакомился с Грантом Матевосяном. Он на меня совсем не похож — он настоящий армянин, с ума сходит от того, что делается у него на родине. Он такой застенчивый, искренний, добрый, абсолютно ангелоподобный человек, что, подружившись с ним, я стал смотреть как бы его глазами. Когда я читаю об армянских событиях, я представляю себе, что сейчас испытывает Матевосян. Вот так, через любовь к нему, у меня появились какие-то армянские чувства. Я долго думал, как можно сформулировать мою национальную принадлежность, и решил, что я русский по профессии».

 

Нора Сергеевна - мама Сергея Довлатова
Нора Сергеевна - мама Сергея Довлатова

 

На футбольном пьедестале

Если папа калмык, а мама – армянка, сын, понятное дело, - француз, то есть Юрий Джоркаефф. "Армянский дух и французская закалка сделали Юрия лучшим полузащитником мира", - сказал однажды Чезаре Мальдини. Откуда знает про армянский дух основатель другой футбольной династии, не совсем понятно, но фраза звучит красиво. "Я прежде всего француз, но чувствую огромную привязанность к армянской истории и культуре, - говорит Джоркаефф. - У нас всегда существовал культ семьи, главой которой был патриарх - мой дед Гаро Оганян. Это в честь него я назвал младшего сына Оганом. А у старшего сына два имени: русское - Саша и армянское - Арам. В армянской семье воспитанием детей занимаются женщины. Моя мать и бабушка прививали нам простые ценности: отдавать, уважать, делиться. На Новый год нам с братьями и кузенами всегда дарили одинаковые подарки. Моя жена - испанка, но, как и старший брат, я венчался в армянской церкви". А вот это – уже совсем по-армянски: "Когда я переезжал в новую страну, я брал телефонный справочник и начинал искать армянские фамилии, - я не говорил, кто я есть на самом деле, а обычно представлялся армянином, приехавшим сюда отдыхать". Вот такой нетривиальный способ заводить друзей на новом месте. А что еще ждать от человека, живущего с девизом – «Воля - это то, что заставляет тебя ПОБЕЖДАТЬ, когда твой рассудок говорит тебе, что ты ПОВЕРЖЕН...»

Юрий Джоркаефф
Юрий Джоркаефф

Не «мачеха», а вторая мама

«У Стива Джобса не было денег, но были идеи, которые претворились в жизнь в гараже. В его успехе значительную роль сыграли два фактора: приемная мать армянка и благоприятная конкурентная среда в США», - так суммировал секрет головокружительного успеха покойного создателя Apple Вильям Ковачич, профессор университета Джорджа Вашингтона (США). Но если с «благопритяной конкурентной средой» все более менее понятно, то первый из приведенных факторов представляется куда интереснее. В книге «Стив Джобс: Биография Уолтера Исааксона» рассказывается, что семья его матери Карлы эмигрировала из Анатолии в 1915 году. Совершенно очевидно, что вырастившая и воспитавшая изобретателя женщина была не единственной армянкой, впустившей его в свое сердце и гордившейсе его успехами: председатель профессионального общества армян Оранж Каунти, Калифорния, рассказал Life News о том, что смерть Стива Джобса стала буквально личной потерей для каждого армянина США.

Стив Джобс
Стив Джобс

 

Мама Женя настояла, чтобы Высоцкий пошел в актеры
В. Высоцкий с отцом и мамой Женей. Мама Женя настояла, чтобы Высоцкий пошел в актеры

А вот Владимир Высоцкий вторую супругу отца называл «мамой Женей», хотя родная его мать никогда от него не отказывалась, а Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова (урожденная Мартиросова) и не пыталась занять чужое место. Просто два года, которые будущий бард провел с отцом и мачехой в Германии навсегда остались в его памяти как радостный период полный открытий. Именно тогда юный Володя научился играть на фортепиано, и именно «мама Женя» привила ему любовь к книгам.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почем,

- Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Слова песни из кинофильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», как всегда личные и исповедные, звучат как своего рода благодарность.

На пути к познанию мира

Даже сведения о дате рождения философа-мистика, оккультиста, композитора и путешественника первой половины ХХ века Гео́ргия Ива́новича Гурджи́ева разнятся на несколько лет. Одни источники называют местом рождения этого сына грека и армянки Александрополь в Российской империи, другие – Карс. Местом его последнего прибежища, как и для многих армян, стала Франция. Гурджиев всегда утверждал, что жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности – цели человеческой жизни, в нем заронили его родной отец и его духовный отец - настоятель собора. Они направили его на изучение саморазвития человека, роста его сознания и бытия в повседневной жизни. Не меньшее внимание Гурджиев уделял физическому развитию, за что был наречен «учителем танцев». Это прозвище так удачно отражало склад его ума и направление учения, которое сам он определял как «эзотерическое христианство», что на закате своих дней он даже представлялся так. По мнению Гурджиева, человек не является завершенным: природа развивает его только до определенного уровня, а дальше он должен развиваться сам, своими собственными усилиями. Главной же задачей учителя явлляется разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке.

 

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев
Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев

Если Русская Православная церковь традиционно остерегает своих прихожан от изучения работГурджиева, причисляя их к оккультным, то отец Павел Флоренский, как раз был служителем и мучеником (правда не канонизированным) этой самой церкви. Он родился в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне территория Азербайджана) в семье русского и армянки. Мать Павла Флоренского - Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарьян) родом была из города Сигнахи, современная Грузия, и происходила из древнего рода карабахских армян. Так по бабушке Флоренский относился к роду Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елисаветпольской губернии, где во время волнений укрывались местные армяне, спасаясь от натиска кавказских татар. Флоренский «постоянно искал какие-то особые корни своей армянской семьи», в частности, он утверждал, что его род происходит не из Персидской Армении, а из Карабаха. Закончив 2-ю Тифлисскую гимназию, будущий священник и ученый поступил на физико-математический факультет Московского университета, где познакомился с Андреем Белым, Брюсовым, Бальмонтом, Дм. Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Ал. Блоком, получив возможность близко познакомиться с деятелями русского «Серебряного века», а во многом и воздейстчвовать на их взгляды. В этот период Флоренский и сам активно печатался в журналах «Новый Путь» и «Весы». Зато после университета он поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой завершил свой труд «Столп и утверждение истины», удостоенный Макариевской премии. В 1911 Павел Флоренский принял священство и уже через год возглявил академический журнал «Богословский вестник». Эпоха радикальных перемен во всех сферах жизни, жить в которую выпало этому разносторонне одаренному человеку, в полной мере отразилась в его биографии и личностных исканиях. Как ученый он, несмотря ни на что, и в ссылке и в лагерях, продолжал ставить эксперименты, двигавшие вперед науку. Как подлинный гражданин - трудился на благо Родины, предпочитавшей держать своего «сына» за решеткой. Как истинный христианин и священник не только по статусу, но и по призванию свыше, он ни на шаг не отступил от своих обетов.

И немного о повседневном

Мой парикмахер, Орен, родился в Одессе, вырос в Натанье (Израиль), а салон открыл в Нью-Йорке. Как большинство «иммигрантских детей» он матом не ругается, а на нем разговаривает, поэтому периодически мне приходится вскидывать брови и наставлять: «А вот за такие обороты в Москве тебя бы уже давно побили!» Он очень переживает, смущается и закрыват рот ладонью. Но есть в нем что-то родное, ведь возможность объяснить стилисту на родном языке, как именно стричь и укладывать переоценить невозможно, а мастер он отличный, да и друг замечательный. Вот только однажды у нас вышло небольшое недопонимание. Вот я и говорю ему как-то раз: Орен, мама считает, что этим кератиновым тритментом ты испортил мне волосы. Они теперь похожи на мочалку, и выгляжу я ужасно.

Орен: Ну что ты говоришь? Скажи маме, что ты, по-прежнему, такая красавица, что даже твой парикмахер хочет пригласить тебя на ужин!

Я: Орен, ну так ведь мама скажет, что ты и на ужин меня приглашаешь, потому что волосы испортил!

Орен: Так. А мама у тебя еврейка, наверное?

Занавес.

Говорила же: «По плодам...»

P.S.

Полукровки ☺

Братья Хьюз

Братья-близнецы Аллен и Альберт Хьюз родились в семье афроамериканца и американки армянского происхождения, предки которой происходили из Ирана. После развода родителей они остались жить с матерью, которая на 12-летие подарила им видеокамеру. С тех пор братья Хьюз всё свое время проводили за съемками коротких фильмов. Первая серьёзная совместнаяработа— полнометражный фильм «Угроза обществу», снятый в 1993 году. В ней Аллен и Альберт выступили не только в качестве режиссёров, но и помощников сценариста. Лента была представлена на Каннском кинофестивале. Триллер «Из ада» — вышел на экраны в 2001 году. Это мрачная экранизация романа Алана Мура, повествующего о кровавых похождениях Джека Потрошителя в викторианской Англии. В картине снялись такие «звёзды» кинематографа, как Джонни Депп и Хизер Грэм.

Тина Канделаки

Отец — Гиви Шалвович Канделаки (1942 — 1 мая 2009), из рода Канделаки — дворянского грузинского рода греческого происхождения. По профессии — экономист, работал директоромовощной базы в Тбилиси, после выхода на пенсию жил с супругой в Москве. Мать Тины — Эльвира Георгиевна Канделаки (д. Алахвердова) — армянка или наполовину армянка, наполовину турчанка, бывший тбилисский врач-нарколог.

Ева Ривас

Популярная певица...Бизнес-План проекта «Ева Ривас» прописан на несколько лет вперед и однозначно выходит за пределы Армении и даже Европы.

Франсис Вебер 

Французский режиссер, сценарист. Отец Вебера — еврей, а мать — армянка. Мать режиссера, Екатерина Агаджанян, родилась в Армавире. Позже она с семьей переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. В разных интервью Вебер называет свою маму армянкой, русской или русской армянкой, а о себе говорит, что он наполовину русский и у него наполовину славянская душа. Первый сценарий написал в 1970 году к фильму "Жил-был полицейский". Снял множество изящных комедий. Снялся в эпизодической роли в фильме «Дублёр». Первые свои работы снимал во Франции. В середине 90-х годов XX века переехал на постоянное место жительства в Америку.

 Зара Мигранян

 

Комментарии

Знал и раньше но не о Всех

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image