РОССИЯ И АРМЕНИЯ. ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ СОДРУЖЕСТВО В ЛИЦАХ. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ (1730-1800)

24 июня, 2015 - 23:33

                                                                                                                                               "…армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда".

                                                                                 Из Указа Петра Великого от 2 марта 1711 г.

 

Теперь уже в прошлом веке, в прошлом тысячелетии, один известный рос­сийский политический деятель всего на один день полетел в Ереван на перего­воры.

Высокий гость Армении дважды в своих публичных выступлениях, кстати, показанных по российскому телевидению, говорил о том, что великий русский полководец генералиссимус Александр Суворов олицетворяет многовековую близость русского и армянского народов, что в жилах полководца течёт и армян­ская кровь, ибо матушка Суворова – армянка по происхождению.

Этим гостем Армении был мэр Москвы Ю.М.  Лужков, и состоялся его визит в феврале 1999 г.

Я задумался, откуда Юрий Михайлович мог знать об этом, и…появилась эта публикация.

Вначале я хочу познакомить читателей со статьёй из газеты, регулярным чте­нием которой теперь не многие могут похвастаться.

 

НАРОДНАЯ АРМИЯ № 39

к 200-летию со дня смерти А.В. Суворова,

«Советская Россия», № 56, 18.05.2000 г.

«В недостойных современных спорах о том, быть ли России великой держа­вой, наше историческое прошлое вспоминают исключительно в конъюнктурных целях – для вящей убедительности отрицательного ответа. Между тем россий­ская история – единственная беспристрастная свидетельница великих побед и торжества русского духа на протяжении как минимум тысячелетия. Наша исто­рия увенчана именами таких деятелей, память о которых прекращает все анти­российские диспуты. В свете нашей славы меркнут любые ослепляющие нас идеи превосходства других цивилизаций, западных по преимуществу. У нас есть на это свой ответ.

18 мая 1800 года в Санкт-Петербурге на семидесятом году жизни скончался ве­ликий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Его военные дос­тижения были столь значительны (побеждал во всех битвах!), что император Павел, не любивший Суворова в отличие от своей матери Екатерины Второй, вынужден был присвоить ему наивысший воинский титул – генералиссимус. Беспримерная полководческая практика подкреплялась победоносной теорией, поэтому Суворова справедливо ставят в ряд выдающихся теоретиков военного дела. А ещё он именовался графом Рымникским и князем Италийским – за са­мые громкие победы, потрясавшие воображение европейцев и устрашавшие врагов России. Соотечественники, особенно простой люд, и, прежде всего сол­даты, любили Александра Васильевича как отца родного, и он отвечал им вза­имностью.

Вопреки расхожему утверждению о том, что солдатами не рождаются, А.В. Суворов родился солдатом. А кем ещё мог быть сын Василия Ивановича Суворова, знаменитого генерала, сподвижника Петра Первого? (Исторической истины ради заметим, что предки полководца по материнской линии – армяне также доблестно служили России.)».

На этом месте, кульминационном для нас, расстанемся с этой статьёй и перей­дём к замечательному исследованию А.П. Базиянца.

 

М А Т Ь   С У В О Р О В А [1]

Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец, 

один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус.

Военный энциклопедический словарь.

Москва, 1984, С.716.

Сто лет назад, в июльском номере журнала «Исторический вестник» за 1891 г. была опубликована статья М.И. Пыляева под названием «Отец Суворова». Ав­тор статьи больше известен серьезными и убедительными исследованиями о драгоценных и исторических камнях. Но и небольшая, всего в 7 страниц, жур­нальная публикация М.И. Пыляева содержит немало биографических сведений об отце знаменитого полководца.

Автор данной публикации поставил своей целью – дополнить статью М.И. Пыляева доступным ему материалом о матери А.В. Суворова.

Отец генералиссимуса Суворова – генерал-аншеф и сенатор Василий Ивано­вич Суворов родился в 1705 году в Москве. «Родовой его дом находился на Ца­рицынской улице, нынешняя Большая Никитская» [2,3]3 . Он знал несколько языков, и, как пишет М.И. Пыляев, перевёл известное сочинение Вобана (французского военного инженера – А.Б.) «Основание крепостей» [4].

«Женат был В.И. Суворов на Авдотье Федосеевне Мануковой; отец ея служил при Петре I дьяком[5] и описывал Ингерманландию по урочищам» [6].

Что мы еще знаем о Ф.Манукове, отце А.Ф. Мануковой?

Один из московских переулков в XVIII в. назывался Мануковым по фамилии домовладельца Ф.С. Манукова – деда А.В. Суворова[7].

А.Ф. Манукова вышла «замуж в конце 20-х годов» [8]. В приданое она принесла дом в Москве и имение в орловском уезде. В.И. Суворов имел сына, будущего выдающегося полководца России, и двух дочерей. Старшая дочь, Анна Василь­евна была замужем за генерал-поручиком князем И.Р. Горчаковым, а младшая – за действительным статским советником А.В. Олешевым. В 1760 году Авдотьи Федоровны в живых уже не было» [9]. В томе III Московского некрополя напи­сано: мать генералиссимуса Суворова, Евдокия Федосеевна, рождённая Ману­кова, умерла до 1760 г. Указывается место захоронения – церковь Фёдора Сту­дита; у алтаря[10]. Рядом был похоронен в 1775 г. ее муж Василий Иванович Суво­ров.

М.И. Пыляев пишет: «…даже после 1812 года существовали могилы родите­лей великого полководца.

По рассказам старожилов-прихожан, фельдмаршал, когда бывал в Москве, всегда служил панихиду, а в церкви за обедню читал Апостол и раздавал мило­стыню нищим за упокой родителей своих. Теперь уже нет никакого признака могил родителей Суворова; оне сравнены с землёй» [11].

У А.Ф. Мануковой была младшая сестра Прасковья (Параскева), вышедшая замуж за полковника М.С. Скарятина. П.Ф. Манукова родилась, надо полагать, в 1713 году, поскольку умерла она 13 апреля 1741 года, 28-ми лет[12].

Совершенно ясно, что фамилия Мануков происходит от армянского слова манук, что в переводе означает дитя. Но был ли Ф.С.Мануков армянином по на­циональности, поскольку против этого предположения говорят имена и отче­ство его дочерей явно православного происхождения?

При браках лиц разных исповеданий, как правило, новобрачная вместе с фа­милией избирает религиозную принадлежность супруга. Достаточно распро­страненная и хорошо известная практика.

Автор данной публикации счёл необходимым выяснить, были ли в России в первой половине XVIII века помимо Ф.С. Манукова армяне, носившие анало­гичную фамилию? На этот вопрос мы можем ответить утвердительно. В «Ведо­мости офицеров и рядовых Армянского эскадрона, находящихся при Кизляр­ской крепости» упоминаются Габриел Мануков[13] и Артём Мануков[14].

Приведём ещё одно свидетельство.

Николай Николаевич Вильмонт, известный историк культуры, приводит сле­дующую запись: «Архирусский Суворов был с материнской стороны армяни­ном, и насмешливый ипохондрик князь Потёмкин-Таврический находил, что “солдатские шутки Александра Васильевича явно отзывают кавказским бала­гурством”» [15].

Н.Н. Вильмонт поясняет: «Записано мной со слов историка Павла Сергеевича Шереметева. Язвительная шутка “светлейшего” была ему сообщена князем Павлом Петровичем Вяземским (сыном поэта Петра Андреевича и дедом П.С. Шереметева); Павел же Петрович её услышал от фрейлины Наталии Ки­рилловны Загряжской. Благоговейно наношу на бумагу это сообщение тётки Гончаровых» [16].

Вероятно, уместно сказать, что Александр Васильевич Суворов был близко знаком с деятелями армянского национально-освободительного движения – графом Иваном (Ованесом) Лазаревичем Лазаревым (Лазаряном) и князем Ио­сифом (Осепом) Аргутинским-Долгоруким. К слову – одним из адъютантов А.В. Суворова был Аким (Оваким) Васильевич Хастатов, сестра которого, Анна Васильевна, была замужем за Минасом Лазаревичем Лазаревым.

Может быть, именно из-за своей академической строгости А.П. Базиянц не полностью воспроизвёл замечательную фразу Н.Н. Вильмонта. А она начина­ется так: «Вторжение инородного начала (расового или культурно-сословного) обычно только и делает большого человека полновластным хозяином нацио­нальной культуры. Тому первый пример Пушкин, потомок “арапа Петра Вели­кого” и правнук Христины фон Шеберк (по-русски она говорила так: ‘Шорн шорт делат мне шорни репят и даёт им шертовск имя”); к тому же его в лицее прозвали “французом” …  Но именно о нём скажет Гоголь: “Пушкин есть явле­ние чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа”». И да­лее уже процитированное выше: «Архирусский Суворов…».

В жёстких рамках статьи А.П. Базиянц лишь обозначил пункт: Суворов и армяне.

Из-за армянской ли своей половины, или по воле обстоятельств Суворов при­нимал деятельное участие в жизни армянского народа. 

В 1779 г. он командовал русскими войсками в Крыму и по поручению императрицы Екатерины II организовал пе­реселение армян из Крыма на Дон. Позже, в 1780 г. по поручению Потёмкина Суворов участвовал в совещании вместе с Иваном Лазаревым (Лазаряном) и Осипом Аргутинским (Аргутяном) по выработке проекта восстановления ар­мянской государственности и даже был назначен командующим Астраханской группы русских войск, которые должны были осуществить освобождение Ар­мении.

На эту тему: Суворов и армяне, существует достаточно серьёзная литература, не имеющая ничего общего со всякими вольными сочинениями, время от времени появляющимися в периодической печати.

Приведем свидетельство историка: «…в 1786 г. в Санкт-Петербурге на русском языке впервые была издана… книга: “Краткое историческое и географическое описание Царства Армянского из древних писателей сего народа, яко верных источников, собранное и на Армен­ском языке в Индии изданное Яковом Шаамировым, а ныне с Арменского на Российский язык переведённое подпоручиком Варлаамом Вагановым”.

… Примечателен помещенный в книге список подписавшихся на нёе лиц. Здесь значатся великий русский полководец А.В. Суворов, первый издатель “Слова о полку Игореве” А.И. Мусин-Пушкин и многие другие (163 подписчика на 364 экземпляра). По тем временам огромное число» [17].

Это есть настоящий научный факт, с точным указанием его источников. Далее уже можно дать ему своё толкование.

А вот несколько лет назад в статье «Суворов и ар­мяне» («Армянский вестник, №14 (85), июль 1995), я прочёл следующее: «Суворов не скрывал своего сочувствия армянам. …Он принимал непосредственное участие в создании Армянского Лазаревского института восточных языков в Москве, в котором впоследствии учились Лермонтов, Тургенев, Лев Толстой, Станиславский и многие другие крупные деятели русской культуры». И ещё: «Суворов был блестяще образованным человеком. Он писал стихи, дружил с поэтом Державиным и великолепно рисовал… Суворов владел помимо русского немецким, французским, итальянским, поль­ским, турецким, арабским, персидским, финским языками…Он, несомненно, знал и армянский – через мать и деда. Можно предположить, что переговоры во время переселения армян, а также выступления на заседаниях Лазаревского ин­ститута он вёл на армянском языке (Выделено мной. – Э.Д.)».

Попробуем представить себе Суворова в Крыму, уговаривающего местное армянское население перебраться в Россию на армянском языке! Зададимся вопросом: многие ли армяне России «через мать и деда» владеют армянским языком?! И откуда журналисту стало известно, что Суворов «несомненно, знал и армянский»? Ведь от предположения до точного факта – большая дистанция.

Ещё труднее представить себе Суворова, принимавшего непосредственное участие в создании и функционировании Лазаревского института восточных языков в Москве! Ибо великого полководца не стало в 1800 году. А Лазаревский институт открылся … в 1815 году!

К.С. Станиславский, действительно, в 1878–1881 гг. учился в гимназии Лазаревского института[18].

«В Лазаревском институте учился Иван Сергеевич Тургенев. Его родители приехали в Москву в 1827 году из родового имения. Братьев Тургеневых отдали учиться в частный пансион Вейденгаммера, но, так как знания там давали недостаточные, было решено отдать братьев в “армянскую господ Лазаревых гимназию”, вернее, в дворянский пансион при ней, созданный по указу Николая I» [19].

И ещё: «Не раз бывал в Армянском переулке юный Михаил Лермонтов. Вместе с бабушкой Е.А. Арсеньевой, у которой воспитывался, он приезжал в гости в дом генерала П.М. Меликова, героя Бородина. Павел Моисеевич, выйдя в отставку в 1820-х годах, постоянно жил в своём доме, находившемся рядом с Лазаревским институтом» [20].

Вот так! Лермонтов всего лишь бывал в Армянском переулке. Попутно отметим, что Павел Моисеевич Меликов (Меликянц), генерал-майор русской армии – очень интересная фигура. Он участвовал в работе Лазаревского института, в 1841 г. по его инициативе и денежном участии в Москве был учреждён Касперовский приют (Гаспарян ахкатаноц), которому он завещал свои сбережения[21].

И хотя в Армянской Советской Энциклопедии утверждается, что Л.Толстой тоже учился в Лазаревском институте[22], это на самом деле не соответствует действительности. Доверимся А.П. Базиянцу: «В списках, учившихся в Лазаревском институте сохранились имена Анатолия Толстого, Василия Толстого, Виктора Толстого, Николая Толстого и графа Николая Толстого. … Это, вероятно, имя старшего брата великого писателя. Сам Лев Николаевич Толстой изучал восточные языки в Казанском университете…» [23].

В общем, получается так: слышал звон, да не знает, где он…

     И, наконец, что это за стиль: «и многие другие крупные деятели русской культуры…». Если крупные, не поленись, укажи…

Год назад я отправил электронное письмо известному тележурналисту Ю.А. Сенкевичу: «…Обращаюсь к Вам, замечательному человеку, автору и ведущему любимой миллионами передачи от имени и по поручению моих товарищей по обществу «Арарат», посмотревших в прошлое воскресенье, 15-го июля Вашу передачу.

     Речь идёт об утверждении, прозвучавшем на этой передаче, что мать Суворова – финского происхождения. Мои товарищи, прямо скажем, обязали меня представить Вам точные данные на этот счет.

В настоящее время я готовлю публикацию, как о Суворове, так и о замечательном историке, специалисте по истории армян России, по русско-армянским связям А.П. Базиянце, сотруднике Института востоковедения РАН, ушедшем из жизни три года назад. Его перу – перу учёного, принадлежит точное и обстоятельное изложение данных о матери великого полководца – об Авдотье Федосеевне Мануковой, армянке по происхождению, данных, известных не только узкому кругу историков.

Посылаю Вам, глубокоуважаемый Юрий Александрович, фрагменты этой публикации. И надеюсь увидеть и услышать отражение этого факта в Ваших передачах…».

Кстати, мне первым звонил об этой передаче Георгий Маркарович Саакян, замечательный актёр, сыгравший роль Сталина в более чем тридцати кинофильмах. Он же мне в своё время сообщил и о статье в «Советской России», которую я выше уже цитировал. Затем он мне дал ксерокопию ещё одной газетной статьи, и вновь из «Советской России», озаглавленной так: «За “прогибы” пора брать ссуду. Письмо на ОРТ В.В. Познеру» (Советская Россия, 24 мая 2001 г., № 60).  Из статьи ярко полемического характера, присущего в целом этой газете, приведу небольшую, но любопытную цитату: «Не теряю надежды, что такой талантливый человек, как вы, будете искренне служить России, как служил ваш возможный родственник Карамзин, как служил потомок князя Едигея Тургенев. Потому что русский – это не столько национальность, сколько образ мыслей (Именно так! – Э.Д.). Прославили Россию потомок шведов и армян Суворов, потомок пруссаков Голенищев-Кутузов, сын датчанина и немки В.Даль, сын еврея героический русский генерал Л.Рохлин».

Отвлечемся от пафоса статьи и от обсуждения «ценной мысли», выделенной мною курсивом. И вернёмся к естественному вопросу: как Ю.А. Сенкевич «вышел» на финское происхождение матушки А.В. Суворова?

Я попытался найти возможные литературные истоки данного, мягко скажем, заблуждения. Просмотрел много источников. И не нашёл. Проводя поиск в Интернете на тему: Суворов и армяне, я нашёл два любопытных высказывания:

«На новом историческом этапе развития России её государствообразующему народу предстоит опять действовать в соответствии с принципом, который у Александра Васильевича Суворова, наполовину армянина, звучал так: «Мы русские – какой восторг!» [24].

«А в последнем издании “Истории армянского народа” – 1980 г. сообщается о переговорах армянской епархии в России с представителями русского государства, согласно которым будто бы предусматривалось освобождение полководцем А.В. Суворовым и восстановление армянского государства со столицей в Ереване. …Суворов был кровными узами связан с карабахскими меликами. Отсюда и понятны его интерес и поддержка (выделено мною. – Э.Д.)»[25]. Эти слова принадлежат «несравненной», «страстной» Фариде Мамедовой, ученице тоже «несравненного» азербайджанского «учёного» Зии Буниятова. Это они занимались «албанизацией» азербайджанцев или, наоборот, «азербайджанизацией» кавказских албанцев. Кстати сказать, это очень неграмотно написанный сайт; там много орфографических, стилистических, логических и других ошибок и, что естественно для азербайджанских «историков», лжи.

 С невеждой и/или непорядочным человеком бесполезно спорить, что-то ему доказывать. Помните: «…хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца» ?! Но цитату, показывающую уровень рассуждений автора, невозможно не привести: «… Так, в “Истории армянского народа” … сказано относительно XVIII века: “…В Восточной Армении и Азербайджане были созданы ханства – Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, Ширванское и др.”. Как видим, все перечисленные ханства как известно, были азербайджанскими. И остаётся непонятным, что входит в Восточную Армению, какие земли? И вообще, была ли она Армения в то время?». На этой же странице сайта у неё есть выражение: «псевдо-Восточная Армения».

Но даже у такого фальсификатора истории Суворов кровно связан с карабахскими меликами!
Постепенно, по мере поисков я пришёл к мысли, что после публикации А.П. Базиянца, другие представления о происхождении матери Суворова несостоятельны. Более того, подкреплю моё отношение к этому вопросу заключительной цитатой:

 «Жизнь Суворова стала легендой.

Жизнь Суворова окутана былями и небылицами.

Жизнь Суворова создана им самим. На взлёте своей военной карьеры Суворов написал, что происходит из шведского дворянского рода. Почти два столетия люди это повторяли, и только недавно выяснилось, что его предки были выходцами из новгородских земель, так что Суворов был настоящий “природный русак”. Многие десятилетия народная молва приписывала своему любимому “чудо богатырю” то, чего не было. В обиход пошли многие знаменитые “суворовские” высказывания, которые Суворов не произносил, расхожими стали многочисленные истории (анекдоты) о нем. Конечно, это часто случается с великими людьми…» [26].

Армянская пословица в дословном переводе гласит: «Сколько языков знаешь, столько ты человек». Выше упоминалось, что Суворов знал много языков. Так, в полном соответствии с буквой, а не духом пословицы, народная молва могла сделать Суворова не только финном, но и итальянцем, французом, шведом, немцем, поляком, арабом, персом, даже турком… И его матушку – тоже!

Но мы то с вами знаем истину! …

ЛИТЕРАТУРА

1.       Базиянц А.П. Долгий путь от Тегерана до Санкт-Петербурга.  Москва, 1997. глава «Мать Суворова». Краткий вариант опубликован в газете «Армянский вестник», Москва, № 5(40), 1992. (Э.Д.).

2.        Исторический вестник, № 7, 1891, С.76.

3.        С 1920 г. – ул. Герцена (Ныне ей возвращено старинное название – Э.Д.)

4.        Исторический вестник, № 7, 1891, С.77.

5.        Чиновник правительственной администрации

6.        Исторический вестник, № 7, 1891, С.77.

7.       Имена московских улиц. М., 1975, С.378.

               Позже Мануков переулок стал называться Никольским по церкви Николы – явленного; затем -   

               Серебряным, по месту жительства мастеров «Старого государева серебряного (монетного)  

               двора.  

               Переулок примыкает к Арбату.

8.       Исторический вестник, № 7, 1891, С.77.

9.        Там же.

10.    Московский некрополь. Т. III, СПб. 1908, С.170.

11.    Исторический вестник, № 7, 1891, С.76.

12.     Московский некрополь. Т. III, СПб. 1908, С.108.

13.    Армянское войско в XVIII веке. Из истории армяно-русского военного содружества. (Исследование и документы). Ереван, 1968, С.155.

14.    Там же.

15.    Новый мир, № 6, 1987, С.185.

16.    Там же, сноска 13.

17.    Амирханян М.Д.  Русская художественная публицистика об Армении. Ереван, «Айастан», 1984, С.38–39

18.    Армянская Советская Энциклопедия, т.11, Ереван 1985, С.104.

19.    Амирханян А.Т. Армянский переулок, 2. «Московский рабочий», 1989, С.84.

20.     Там же, С.85.

21.    Армянская Советская Энциклопедия, т.7, Ереван, 1981, С.391.

22.    Там же, т.4, Ереван, 1978, С.471.

23.    Базиянц А.П. Над архивом Лазаревых. г. VII, «Об одном заблуждении», Москва, 1982, С.153 – 156.

24.    Куда идет Россия. http:/kolev3.narod.ru/Books/Epilog/gl8.htm.

25.    Мамедова Ф. Причинно-следственная связь карабахской проблемы (Историческая справка, часть 2) // Evolution-journal, No 3-4, 2000. http://www.wu.aznet.org/evolution/history-az.htm.

26.    Суворов А.В.   Наука побеждать. Мысли. Афоризмы. Анекдоты. // Серия «Карманный оракул», Москва, Санкт-Петербург, изд-ва: «Олма-пресс», «Издательский Дом «Нева», «Знамение», 1999 г. От составителя.

 

Из книги: Первые Лазаревские чтения по истории армян России. М., 2003, С.  131–143.

 

Эмануил Долбакян

Комментарии

Имена зии буниатова и фариды мамедовой стали нарицательными уже при их жизни по делам их

Ребят хорошо плачу за рекламу, кому интересно добро пожаловать
http://www.exoclick.com/?login=alexseo

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.